РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 ноября 2012 года N 274-р
[О КОНЦЕПЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОДГОТОВКА ДАГЕСТАНСКИХ СПОРТСМЕНОВ К XXXI ОЛИМПИЙСКИМ ЛЕТНИМ И XV ПАРАЛИМПИЙСКИМ ЛЕТНИМ ИГРАМ 2016 ГОДА В Г. РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО (БРАЗИЛИЯ), XXII СУРДЛИМПИЙСКИМ ЛЕТНИМ ИГРАМ 2013 ГОДА В Г. АФИНЫ (ГРЕЦИЯ) И XXIII СУРДЛИМПИЙСКИМ ЛЕТНИМ ИГРАМ 2017 ГОДА")]
1. Одобрить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Подготовка дагестанских спортсменов к XXXI Олимпийским летним и XV Паралимпийским летним играм 2016 года в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия), XXII Сурдлимпийским летним играм 2013 года в г. Афины (Греция) и XXIII Сурдлимпийским летним играм 2017 года".
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы "Подготовка дагестанских спортсменов к XXXI Олимпийским летним и XV Паралимпийским летним играм 2016 года в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия), XXII Сурдлимпийским летним играм 2013 года в г. Афины (Греция) и XXIII Сурдлимпийским летним играм 2017 года" (далее - Программа) Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан.
3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан составляет 471440,0 тыс. рублей (в ценах соответствующих лет).
4. Министерству по физической культуре и спорту Республики Дагестан обеспечить разработку проекта Программы и представить его в установленном порядке в Правительство Республики Дагестан.
Председатель Правительства
Республики Дагестан
М.АБДУЛАЕВ
Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Дагестан
от 9 ноября 2012 года N 274-р
Республика Дагестан по своей демографической структуре является молодежной. Более 50 процентов населения республики составляют молодые люди в возрасте до 30 лет. В связи с этим государственная политика в области физической культуры и спорта является важнейшей и неотъемлемой частью общегосударственной политики, одним из главных ее приоритетов.
Концепция республиканской целевой программы "Подготовка дагестанских спортсменов к XXXI Олимпийским летним и XV Паралимпийским летним играм 2016 года в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия), XXII Сурдлимпийским летним играм 2013 года в г. Афины (Греция) и XXIII Сурдлимпийским летним играм 2017 года" (далее - Концепция) формировалась на основании статистических данных и результатов выступления дагестанских спортсменов на всероссийских и международных спортивных соревнованиях в рамках реализации республиканских целевых программ за последние четыре олимпийских цикла: 1996-2000 гг.; 2000-2004 гг.; 2004-2008 гг.; 2008-2012 годы.
Реализация мероприятий республиканских программ подготовки спортсменов к Олимпийским играм 2000 г. в г. Сиднее (Австралия), 2004 г. в г. Афины (Греция), 2008 г. в г. Пекин (Китай) и 2012 г. в г. Лондоне (Великобритания) показала, что Республика Дагестан по итогам выступления дагестанских спортсменов в составе национальной сборной команды Российской Федерации на Олимпийских играх заняла в рейтинге субъектов Российской Федерации ведущую позицию по количеству завоеванных золотых медалей на Олимпийских играх.
Одним из важнейших направлений государственной политики республики является развитие массового спорта и спорта высших достижений, направленного на создание условий для привлечения большого количества молодежи к занятиям спортом, а также успешной подготовки и выступления дагестанских спортсменов на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх 2016 года в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия).
Этим обусловлена необходимость разработки республиканской целевой программы "Подготовка дагестанских спортсменов к XXXI Олимпийским летним и XV Паралимпийским летним играм 2016 года в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия), XXII Сурдлимпийским летним играм 2013 года в г. Афины (Греция) и XXIII Сурдлимпийским летним играм 2017 года" (далее - Программа).
В Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года государственная политика в области физической культуры и спорта высших достижений определяется как система приоритетов и мер, направленных на создание условий для дальнейшего развития массового спорта и спорта высших достижений.
Применение программно-целевого метода в решении ключевой проблемы позволит:
обеспечить адресность, последовательность и контроль инвестирования государственных средств на реализацию Программы;
создать необходимые условия для успешной подготовки и выступления дагестанских спортсменов на всероссийской и международной спортивной арене;
совершенствовать систему подготовки спортивного резерва, спортсменов основного и резервного составов сборных команд Республики Дагестан и Российской Федерации по базовым олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта.
За последние годы значительно возросла конкуренция на международной спортивной арене, и особенно это проявляется на Олимпийских играх, где ведущие мировые державы стремятся использовать весь экономический и политический потенциал для успешного выступления спортсменов. Современный спорт высших достижений предъявляет новые, более высокие требования к качеству подготовки спортивного резерва в сборные команды России. В связи с этим завоевание высших спортивных наград - одна из самых предпочтительных возможностей заявить о себе на международной арене.
Тенденция усиления глобальной конкуренции на международной спортивной арене в перспективе сохранится, что предполагает активную работу по поиску новых подходов к развитию системы подготовки спортивного резерва и развития спорта высших достижений.
В результате произошедших в стране социально-экономических изменений система, обеспечивавшая ранее надлежащий уровень подготовки спортивного резерва в сборные команды страны, значительно изменилась.
Главная цель системы подготовки спортивного резерва в предыдущие годы формулировалась как "вовлечение максимально возможного числа детей и подростков в систематические занятия спортом, выявление их склонностей и пригодности для дальнейших занятий спортом, отбор наиболее одаренных, имеющих перспективу достижения спортивных результатов международного уровня".
В настоящее время в мировом и российском спорте произошли значительные изменения. Одной из главных причин происходящих изменений стала профессионализация спорта высших достижений.
Возникает необходимость дифференцированного подхода в занятиях спортом для большинства и небольшой, отдельной части одаренных спортсменов, мотивированных достижением высоких спортивных результатов в будущем и выбором спорта в качестве основной жизненной ценности.
Учитывая новые требования к качеству подготовки спортивного резерва сборной команды Российской Федерации и профессионализации спорта высших достижений Министерством по физической культуре и спорту Республики Дагестан совместно с физкультурно-спортивными организациями, федерациями по видам спорта принят ряд мер по созданию дифференцированной системы отбора и подготовки спортсменов, условий для качественной организации учебно-тренировочного процесса в спортивных школах и учебно-тренировочных мероприятий с разовым питанием, социальной поддержки спортсменов, тренеров и специалистов физической культуры и спорта.
Принимаемые меры позволили создать условия для развития массового спорта и спорта высших достижений, привлечения молодежи к занятиям спортом, дальнейшего развития олимпийских и, в особенности, паралимпийских и сурдлимпийских видов спорта.
Реализация Программы, по прогнозам специалистов, позволит дагестанским спортсменам по базовым опорным видам спорта завоевать 8 медалей на Олимпийских и Паралимпийских играх 2016 года и 6 медалей на Сурдлимпийских играх 2017 года.
Для преодоления негативных явлений и создания необходимых условий для развития спорта высших достижений, успешной подготовки и выступления дагестанских спортсменов на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх в составе сборных команд Российской Федерации необходимы разработка и принятие Программы на основе Концепции.
Отсутствие программно-целевого метода подготовки дагестанских спортсменов к Олимпийским, Паралимпийским играм 2016 года в г. Рио-де-Жанейро и Сурдлимпийским играм 2013 года в г. Афины (Греция) и 2017 года приведет к снижению уровня подготовленности и конкурентоспособности дагестанских спортсменов на международной арене, что повлечет к отсутствию дагестанских спортсменов в составах национальных сборных команд Российской Федерации и завоеванию медалей на всероссийских и международных соревнованиях, негативно повлияет на развитие спорта высших достижений и подготовку спортивного резерва в республике, будет содействовать оттоку дагестанских спортсменов из республики в другие регионы Российской Федерации и страны ближнего и дальнего зарубежья.
В социальной практике отсутствуют варианты решения проблем развития физической культуры и спорта, которые могут быть альтернативой программно-целевому методу.
Предполагается, что в результате реализации Программы показатель количества завоеванных медалей на Олимпиаде - 2016 спортсменами Республики Дагестан достигнет восьми медалей, что на две медали больше по сравнению с прогнозными показателями результатов выступления на Олимпиаде - 2012.
К числу наиболее значительных рисков в реализации Программы относятся следующие:
организационные недостатки в управлении Программой, связанные с несогласованностью органов исполнительной власти Республики Дагестан, участвующих в реализации Программы;
финансирование Программы в объемах, ниже предусмотренных Концепцией, в этом случае целевые значения показателей, а также состав планируемых к реализации мероприятий будут скорректированы.
Таким образом, для того чтобы улучшить показатель количества завоеванных медалей на Олимпийских играх 2016 года, целесообразна реализация мероприятий Программы по предложенному варианту.
Реализация Программы рассчитана на четыре года, сроки реализации Программы - 2013-2016 годы.
Программа реализуется в два этапа.
I этап - 2013-2015 год.
II этап - 2016 год.
Целями Программы являются дальнейшее развитие в республике спорта высших достижений, успешное выступление дагестанских спортсменов на XXXI Олимпийских летних и XV Паралимпийских летних играх 2016 года в г. Рио-де-Жанейро (Бразилия), XXII Сурдлимпийских летних играх 2013 года в г. Афины (Греция) и XXIII Сурдлимпийских летних играх 2017 года.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
дальнейшее развитие спорта высших достижений;
создание эффективной системы подготовки спортивного резерва;
стимулирование спортсменов, тренеров, руководителей и специалистов физической культуры и спорта, принимающих участие в достижении высоких спортивных результатов;
укрепление материально-технической базы спорта;
медицинское обеспечение дагестанских спортсменов.
Для оценки промежуточных и конечных результатов реализации Программы будут использованы следующие целевые индикаторы:
количество дагестанских спортсменов, включенных в основной и резервный составы сборных команд Российской Федерации по базовым видам спорта;
количество завоеванных медалей на чемпионатах России, Европы, мира, Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх;
количество завоеванных медалей на Сурдлимпийских, Паралимпийских и Олимпийских играх;
количество занимающихся базовыми олимпийскими, паралимпийскими и сурдлимпийскими видами спорта;
количество завоеванных медалей на первенствах России, Европы и мира среди юношей и юниоров по олимпийским, паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта.
Целевые индикаторы реализации Программы приведены в приложении.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан.
Объем финансирования Программы в 2013-2016 годах составит 471440,0 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 123657,2 тыс. рублей;
в 2014 году - 104617,7 тыс. рублей;
в 2015 году - 105527,4 тыс. рублей;
в 2016 году - 137637,7 тыс. рублей.
Объемы финансирования Программы ежегодно будут уточняться при формировании республиканского бюджета Республики Дагестан на соответствующий финансовый год.
Ожидаемая эффективность и результативность реализации Программы будет оцениваться ежегодно на основе следующих целевых индикаторов:
количество дагестанских спортсменов, включенных в основной и резервный составы сборных команд Российской Федерации по базовым видам спорта;
количество завоеванных медалей на чемпионатах России, Европы, мира, Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх;
количество завоеванных медалей на Сурдлимпийских, Паралимпийских и Олимпийских играх;
количество занимающихся базовыми олимпийскими, паралимпийскими и сурдлимпийскими видами спорта;