Дефицит мест постоянного хранения легковых автомобилей для населения города Омска составляет около 20000 мест. Обеспеченность местами хранения транспортных средств неравномерная. Наблюдается высокая запаркованность дворов многоквартирных домов в ночное время. Наибольшие проблемы с парковкой выявлены в районах новостроек с высокой плотностью населения, где преобладают квартиры небольшой площади. В то же время натурное обследование показало, что существующие гаражные кооперативы, расположенные в пешеходной доступности от густонаселенных микрорайонов, не используются на 100 процентов. Процент используемых гаражей напрямую зависит от удаленности от жилых домов: в пределах 250 м от жилых домов используется регулярно 50 - 70 процентов гаражей, при расстоянии около 800 м от жилых домов - не более 10 процентов. Неполную загрузку демонстрируют и немногие существующие многоуровневые парковки в связи с высокой стоимостью мест. Население продолжает хранить машины во дворах многоквартирных домов.
В ходе социологического исследования по выявлению общественного мнения об улучшении качества жизнеустройства в городе Омске, проведенного при подготовке настоящих нормативов, были подтверждены данные натурного обследования. Согласно проведенному опросу граждан лишь 10 процентов ответили, что хранят свой автомобиль в гаражах. 86 процентов опрошенных автовладельцев паркуют автомобили во дворе дома или на неорганизованных местах (проезжая часть, газоны) около дома. При этом 93 процента опрошенных тратят на подход к месту хранения не более 10 минут, что также характеризует нежелание хранить автотранспорт далее 500 м от дома.
Общая потребность в местах постоянного хранения транспорта для многоквартирных домов принята исходя из прогнозируемого уровня обеспеченности индивидуальными легковыми автомобилями при условии, что каждый автомобиль обеспечен местом для стоянки. Нормирование расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами местного значения города Омска в области автомобильных дорог местного значения на единицу общей площади жилых помещений позволяет производить расчет унифицировано для жилых объектов различного уровня комфортности независимо от сложившейся обеспеченности жилой площадью на человека.
Количество мест временного хранения легковых автомобилей суммируется для помещений различного назначения, расположенных в объекте капитального строительства, или на территориях, для которых производится расчет.
При точечной застройке следует предусматривать размещение всего расчетного количества индивидуального автотранспорта в границах земельного участка, на котором планируется размещение объекта. В данном случае размещение многоквартирного дома не должно увеличивать дефицит мест для хранения индивидуального автотранспорта для жителей элемента планировочной структуры. Допускается размещение мест хранения автотранспорта за границами земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома и которые примыкают к территориям общего пользования, при условии размещения всех элементов поперечного профиля с нормативными требованиями.
Обеспечение местами постоянного хранения индивидуального автотранспорта объектов капитального строительства жилого назначения предусматривается в пределах 500 м. При этом места хранения автотранспорта не менее 50 процентов от общей потребности необходимо обеспечивать в границах земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома. В зависимости от параметров планируемого объекта допускается размещение мест хранения автотранспорта в границах земельных участков в подземных стоянках, пристроенных многоуровневых паркингах или на плоскостных открытых стоянках автомобилей.
Размещение мест хранения автотранспорта за границами земельного участка, на котором планируется размещение многоквартирного дома, возможно как в наземных, так и в подземных стоянках. С учетом этапности строительства многоуровневых паркингов размещение мест хранения автотранспорта возможно на плоскостных стоянках.
В границах земельного участка, на котором планируется размещение многоквартирного дома, необходимо размещать места для хранения велосипедов и иных средств индивидуальной мобильности. Обеспеченность данными местами принята исходя из данных научных исследований, выполненных при подготовке проекта внесения изменений в Генеральный план муниципального образования городской округ город Омск Омской области. В ходе исследований также проводился опрос жителей города, которым задавался вопрос о предпочитаемых способах передвижения, велосипед указали 7 процентов опрошенных. Кроме использования для ежедневного передвижения, данный вид транспорта используется в качестве прогулочного. Места хранения велосипедов могут быть оборудованы как на дворовой территории, так и внутри многоквартирных домов или паркингов.
Потребность в местах временного хранения легковых автомобилей у объектов социальной инфраструктуры, объектов коммерческого, производственного и коммунального назначения принята исходя из прогнозного уровня обеспеченности индивидуальными легковыми автомобилями и с учетом данных социологического исследования по выявлению общественного мнения об улучшении качества жизнеустройства в муниципальном образовании город Омск, проведенного в ходе подготовки настоящих нормативов. 17 процентов опрошенных указали на трудности парковки возле дома, 14 процентов - на трудности поиска мест стоянки у работы, 13 процентов - у дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, театров и кинотеатров, 15 процентов - у административных и офисных зданий. Кроме размещения мест временного хранения автомобилей у объектов социальной инфраструктуры, объектов коммерческого, производственного и коммунального назначения, необходимо предусматривать места для временного хранения велосипедов посетителей и сотрудников организаций.
Расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности населения города Омска местами хранения индивидуальных транспортных средств установлены с учетом Методических рекомендаций по совместному использованию парковочных мест для объектов капитального строительства различного функционального назначения, подготовленных Федеральным автономным учреждением "Федеральный центр нормирования, стандартизации и оценки соответствия в строительстве" (2017 год).