ПРАВИТЕЛЬСТВО ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2017 года N 118-п
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 13.11.2013 N 450-П "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:
Внести в постановление Правительства Ивановской области от 13.11.2013 N 450-п "Об утверждении государственной программы "Развитие образования Ивановской области" изменение, изложив приложение к постановлению в новой редакции (прилагается).
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Ивановской области
С.В.ЗОБНИН
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 04.04.2017 N 118-п
Приложение
к постановлению
Правительства
Ивановской области
от 13.11.2013 N 450-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
1. Паспорт государственной программы Ивановской области "Развитие образования Ивановской области"
Наименование программы | Развитие образования Ивановской области |
Срок реализации Программы | 2014 - 2019 годы |
Перечень подпрограмм | 1. Развитие общего образования. 2. Развитие профессионального образования. 3. Развитие дополнительного образования и реализация государственной молодежной политики. 4. Государственный контроль (надзор) в сфере образования, лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации. 5. Социальная поддержка в сфере образования. 6. Развитие кадрового потенциала системы образования |
Администратор программы | Департамент образования Ивановской области |
Ответственные исполнители | Департамент образования Ивановской области, Департамент социальной защиты населения Ивановской области, Департамент молодежной политики и спорта Ивановской области |
Исполнители | Департамент образования Ивановской области, Департамент социальной защиты населения Ивановской области, Департамент здравоохранения Ивановской области, Департамент культуры и туризма Ивановской области, Департамент молодежной политики и спорта Ивановской области, Департамент строительства и архитектуры Ивановской области, комитет Ивановской области по труду, содействию занятости населения и трудовой миграции |
Цель программы | Обеспечение соответствия качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития общества и экономики, повышение эффективности реализации молодежной политики |
Целевые индикаторы (показатели) программы | 1. Удельный вес численности населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет. 2. Доля учащихся, обучающихся в общеобразовательных организациях, отвечающих современным требованиям к условиям организации образовательного процесса на 80 - 100%. 3. Отношение численности детей в возрасте 1 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 1 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях. 4. Охват молодежи Ивановской области проводимыми региональными и межмуниципальными мероприятиями по работе с молодежью. 5. Удельный вес численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения, трудоустроившихся в течение 1 года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей численности выпускников профессиональных образовательных организаций очной формы обучения |
Объемы ресурсного обеспечения программы | Общий объем ресурсного обеспечения программы: 2014 год - 6792174081,00 руб.; 2015 год - 6335819698,27 руб.; 2016 год - 5960236010,82 руб., кроме того, остатки 2015 года - 14606359,18 руб., кроме того, на погашение кредиторской задолженности 2015 года - 41724949,11 руб.; 2017 год - 6146946113,22 руб.; 2018 год - 6347771443,76 руб.; 2019 год - 5732099320,17 руб. Общий объем бюджетных ассигнований: 2014 год - 6788174081,00 руб.; 2015 год - 6335819698,27 руб.; 2016 год - 5960236010,82 руб., кроме того, остатки 2015 года - 14606359,18 руб., кроме того, на погашение кредиторской задолженности 2015 года - 41724949,11 руб.; 2017 год - 6146946113,22 руб.; 2018 год - 6347771443,76 руб.; 2019 год - 5732099320,17 руб.; в том числе: - федеральный бюджет: 2014 год - 460926360,00 руб.; 2015 год - 276705000,00 руб.; 2016 год - 9527626,77 руб.; кроме того, остатки 2015 года - 14606359,18 руб.; 2017 год - 288343500,00 руб.; 2018 год - 6815000,00 руб.; 2019 год - 6815000,00 руб.; - областной бюджет: 2014 год - 6326912900,00 руб.; 2015 год - 6059114698,27 руб.; 2016 год - 5950708384,05 руб.; кроме того, на погашение кредиторской задолженности 2015 года - 41724949,11 руб.; 2017 год - 5858602613,22 руб.; 2018 год - 6340956443,76 руб.; 2019 год - 5725284320,17 руб. Внебюджетное финансирование: 2014 год - 4334821,00 руб.; 2015 год - 0,00 руб.; 2016 год - 0,00 руб.; 2017 год - 0,00 руб.; 2018 год - 0,00 руб.; 2019 год - 0,00 руб.; в том числе: - средства от юридических и физических лиц: 2014 год - 4334821,00 руб.; 2015 год - 0,00 руб.; 2016 год - 0,00 руб.; 2017 год - 0,00 руб.; 2018 год - 0,00 руб.; 2019 год - 0,00 руб.; - средства от предпринимательской и иной деятельности: 2014 год - 0,00 руб.; 2015 год - 0,00 руб.; 2016 год - 0,00 руб.; 2017 год - 0,00 руб.; 2018 год - 0,00 руб.; 2019 год - 0,00 руб. |
Ожидаемые результаты реализации программы | Обеспечение к 2019 году во всех общеобразовательных организациях удовлетворительного уровня базовой инфраструктуры в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Обеспечение всех детей с ограниченными возможностями здоровья качественным общим образованием и поддержкой в профессиональной ориентации. Обеспечение доступа граждан к полной и объективной информации об образовательных организациях всех уровней, содержании и качестве их программ (услуг). Обеспечение вовлечения молодежи Ивановской области в процессы экономического, социального, культурного и политического развития общества. Обеспечение эффективной обратной связи граждан с органами, осуществляющими управление в сфере образования. Обновление состава и компетенций педагогических кадров, создание механизмов мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному развитию |
2. Анализ текущей ситуации в сфере реализации Программы
2.1. Описание и оценка основных результатов деятельности исполнительных органов государственной власти Ивановской области в сфере реализации Программы, достигнутых к началу реализации Программы
Дошкольное образование
В целях обеспечения гарантий граждан на получение доступного дошкольного образования региональная система дошкольного образования с 2012 года претерпела значительные изменения в части увеличения муниципальных дошкольных образовательных учреждений (2012 год - 368 детских садов, 2015 год - 381 детский сад).
Численность детей, обучающихся по программам дошкольного образования, ежегодно увеличивается, что объясняется ростом рождаемости в Ивановской области: 2012 год - 46,299 тыс. детей, 2015 год - 51,225 тыс. детей. Увеличился и охват детей в возрасте от 1 года до 7 лет услугами дошкольного образования: 2012 год - 83,5%, 2015 год - 86,0%.
В сфере дошкольного образования ведущим приоритетом становится ликвидация очередей на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения и обеспечение 100% доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Решение этой задачи обеспечивается за счет строительства современных зданий дошкольных учреждений и развития вариативных форм дошкольного образования (частные, семейные и корпоративные детские сады).
С 2013 года наш регион принимает активное участие в федеральном проекте модернизации региональных систем дошкольного образования (МРСДО), целью которого является помощь субъектам Российской Федерации в достижении к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
За 3 года реализации проекта Ивановской области выделены средства в объеме 1329,2 млн. рублей, из них 984,6 млн. рублей - федеральная субсидия, 344,6 млн. рублей - средства регионального бюджета. В рамках МРСДО дополнительно создано более 4 тыс. мест для детей дошкольного возраста.
По итогам 2014 года в Ивановской области полностью ликвидирована очередь детей в возрасте от 3 до 7 лет в дошкольные учреждения и регион вошел в десятку лучших регионов по обеспечению доступности дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет. Однако, учитывая демографический прирост детей, который ежегодно составляет около тысячи человек, а также миграционные процессы, происходящие в регионе, актуальной остается проблема ликвидации очередности в детские сады детей в возрасте до 3 лет. Потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях для данной категории детей составляет около 2 тыс. человек.
В последние годы активно развиваются вариативные формы дошкольного образования. Это стало возможным благодаря проведению ежегодного, начиная с 2011 года, областного конкурса среди образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, на грант Губернатора Ивановской области.
На базе детских садов, общеобразовательных организаций, учреждений дополнительного образования создано 211 групп кратковременного пребывания, открыто 8 центров игровой поддержки ребенка, 4 лекотеки для детей с ограниченными возможностями здоровья, 40 семейных клубов, 45 консультативных центров. На базе 9 дошкольных учреждений города Иваново создано 11 инклюзивных групп для детей с синдромом Дауна.
В городах Иваново, Шуя и Тейково функционируют частные детские сады и развивающие центры: "Развивай-ка", "Виктория", "Винни-пух" и "Вундеркинд". Услуги по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста в регионе оказывают 27 индивидуальных предпринимателей.
В регионе имеется опыт по созданию семейных детских садов (семейных групп). В настоящее время работают 2 семейные дошкольные группы, одна из них - на сельском подворье. В сельских населенных пунктах развиваются новые формы дошкольного образования - "педагогический десант" и "выездной детский сад".
С 2014 года в Ивановской области началась реализация Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В соответствии с приказом Департамента образования Ивановской области от 17.01.2014 N 42-о "О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования" разработан региональный план действий по обеспечению введения ФГОС ДО в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования, создана региональная Координационная группа при Департаменте образования Ивановской области по введению ФГОС ДО, утвержден перечень пилотных площадок по введению ФГОС ДО.
В 2015 году более половины воспитанников детских садов в возрасте от 3 до 7 лет охвачены образовательными программами в соответствии с новым стандартом дошкольного образования (54%).
В 2011 - 2013 годах Ивановская область участвовала в реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы (далее - ФЦПРО) по направлению модернизации муниципальных систем дошкольного образования. В ходе реализации данного проекта активизировалось развитие вариативных форм дошкольного образования.
В 2013 - 2015 годах регион участвовал в реализации мероприятий федерального проекта по модернизации региональных систем дошкольного образования (МРСДО). За годы реализации проекта в регионе создано более 4,5 тыс. дополнительных мест для детей дошкольного возраста, полностью ликвидирована очередность детей в возрасте от 3 до 7 лет.
Начальное общее, основное общее, среднее общее образование
Начальное общее, основное общее, среднее общее образование в Ивановской области предоставляется в 294 образовательных организациях, из которых 120 находятся в сельской местности.
Контингент учащихся в общеобразовательных организациях составил на начало 2015 - 2016 учебного года 92,69 тыс. человек и, по демографическим причинам, будет иметь в среднесрочной перспективе тенденцию к увеличению.
Сеть общеобразовательных организаций позволяет реализовать потребности школьников в получении качественного образования. Из 185 средних общеобразовательных школ в Ивановской области работают 10 лицеев, 8 гимназий и 1 школа с углубленным изучением предметов.
В регионе функционируют 9 вечерних школ, 20 специальных (коррекционных) учреждений и санаторная общеобразовательная школа-интернат (1 учреждение), 9 частных общеобразовательных организаций.
93% школьников Ивановской области обучаются в школах, обеспечивающих от 80 до 100% основных видов современных условий обучения:
- 100% школ области оборудованы системами автоматизированной пожарной сигнализации и системами оповещения о пожаре и тревожной сигнализацией. Установлены программно-аппаратные комплексы "Стрелец-Мониторинг";
- кнопкой экстренного вызова (КЭВ) с выходом на пульт централизованной охраны обеспечено 355 (92%) общеобразовательных организаций;
- 92% школ имеют лицензированные медицинские кабинеты, в 45% школ ведется автоматизированный мониторинг здоровья школьников;
- 87,8% школ оборудованы современными столовыми;
- 95% учащихся получают в общеобразовательных учреждениях горячее питание, охват горячим питанием учащихся 1 - 4 классов составляет 100%;
- 57,2% обучающихся в школах имеют возможность пользоваться оборудованными спортивными площадками и универсальными спортивными залами; 71,9% - современными библиотеками; 82% - медиатеками;
- достигнут достаточно высокий уровень обеспеченности школ компьютерной техникой. Во всех школах имеются мультимедийные проекторы, интерактивные доски, современное компьютерное оборудование. Доля учащихся, которым обеспечена возможность выхода в Интернет на скорости не менее 2 Мб/с, выросла с 3,3% в 2010 году до 71,5% в 2013 году;
- для организации обучения сельских школьников организуется их подвоз к месту учебы и обратно к месту жительства - работают 193 автобуса по 304 школьным маршрутам.
Количественная потребность в школьном автотранспорте закрыта на 100%. Вместе с тем, требуется обновление более 100 школьных автобусов в связи с истечением срока их эксплуатации. Автобусы укомплектованы необходимым оборудованием, соответствуют современным требованиям безопасности. Школьные автобусы оборудованы тахографами (80%). На 180 автобусах (93%) установлена навигационно-информационная система ГЛОНАСС. Оснащение школьных автобусов системой ГЛОНАСС продолжится за счет средств муниципальных программ.
Частные охранные предприятия обеспечивают безопасность в 12 (3%) дошкольных образовательных организациях, 93 (32%) общеобразовательных школах, 20 (59%) профессиональных организациях, 4 (3,5%) организациях дополнительного образования, 1 организации иного типа.
Системами видеонаблюдения оборудованы 59 (15%) дошкольных организаций, 141 (48%) общеобразовательная организация, 28 (82%) профессиональных организаций, 13 (11%) организаций дополнительного образования, 1 организация иного типа.
С целью обеспечения равного доступа к качественному образованию применяется дистанционное обучение для учащихся малокомплектных сельских школ. В 2015 - 2016 учебном году дистанционно обучаются школьники 52 из 79 малокомплектных школ области. С использованием дистанционных технологий также осуществляется образование 100% детей-инвалидов, которым по медицинским показаниям рекомендовано обучение на дому.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы условия как для инклюзивного образования в обычных классах общеобразовательных учреждений, так и в специальных коррекционных классах общеобразовательных школ и в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
В Ивановской области достигнут высокий уровень качества общего образования, о чем свидетельствует превышение среднероссийских показателей на едином государственном экзамене (далее - ЕГЭ) по большинству учебных предметов по результатам государственной итоговой аттестации 2015 года.
За последние годы система общего образования Ивановской области динамично развивалась, в том числе в рамках реализации федерального проекта модернизации региональных систем общего образования. Накопленный потенциал и темп внедрения преобразований позволяют прогнозировать сохранение позитивных тенденций в ближайшие годы. Вместе с тем, без финансовой поддержки из бюджетов всех уровней, организационно-методической поддержки со стороны органов управления образованием, без реализации межшкольных и муниципальных проектов темпы модернизации общего образования не смогут обеспечить соответствие качества и доступности образования современным требованиям и условиям.
За последние годы органами государственной власти Ивановской области в рамках Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приоритетного национального проекта "Образование", федерального проекта модернизации региональных систем общего образования, а также собственных проектов развития был реализован широкий спектр мер, направленных на модернизацию и повышение качества школьного образования.
Наиболее значимыми из них стали:
- переход на нормативно-подушевое финансирование реализации программ общего образования, а также внедрение новой системы оплаты труда в муниципальных общеобразовательных организациях;
- повышение средней заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в Ивановской области и, как следствие, рост материальной заинтересованности педагогов в результатах качественного труда;
- реструктуризация сети общеобразовательных организаций, сокращение числа сельских малокомплектных школ, не соответствующих требованиям безопасности детей, и, как следствие, создание оптимальной сети общеобразовательных учреждений и достижение оптимальных показателей численности обучающихся и учителей (17,6 человека на учителя в городских школах и 8,2 человека - в сельских);
- внедрение модели дистанционного образования в общеобразовательных организациях, организация обучения детей-инвалидов с применением дистанционных технологий;
- апробация и внедрение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (на начало 2014 - 2015 учебного года по новым федеральным образовательным стандартам обучается 100% учащихся 1 - 4 классов и 11% учащихся 5 - 6 классов), создание необходимых материально-технических и кадровых условий введения новых образовательных стандартов;
- совершенствование школьной инфраструктуры, проведение капитальных и текущих ремонтов, приведение зданий и помещений общеобразовательных учреждений в соответствие с требованиями комплексной безопасности;
- создание региональной модели сохранения и укрепления здоровья школьников, в том числе реализация регионального проекта "Межведомственная система оздоровления школьников на основе автоматизированного мониторинга", реализация комплекса мер по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни;
- внедрение в деятельность общеобразовательных организаций инструментов государственно-общественного управления и повышения открытости и прозрачности деятельности образовательных организаций (в 100% школ созданы органы государственно-общественного управления; все школы представляют публичные отчеты об итогах учебной и хозяйственной деятельности);
- организация сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций с организациями дополнительного образования и профессиональными образовательными организациями.
В 2014 - 2015 годах началась реализация мероприятий по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом в рамках федерального проекта "Детский спорт". Перечень мероприятий предусматривает ремонт спортивных залов, оснащение спортивным инвентарем и оборудованием открытых плоскостных спортивных сооружений, развитие школьных спортивных клубов.
Проведенные мероприятия по модернизации спортивной инфраструктуры позволили увеличить количество учащихся сельских школ, занимающихся физической культурой и спортом во внеурочное время, с 6787 человек до 9568 человек, а также создали дополнительные возможности по привлечению к занятиям физической культурой и спортом взрослого населения, дополнительно открыть 32 школьных спортивных клуба. В результате 89,5% обучающихся сельских школ занимаются физической культурой и спортом во внеурочное время.
2014 год - реализация мероприятий по укреплению пожарной безопасности общеобразовательных организаций.
Реализация данного мероприятия позволила обеспечить выполнение требований пожарной безопасности в общеобразовательных организациях 27 муниципальных образований Ивановской области.