Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ


1. Сложившаяся ситуация


За период проведения реформ произошло значительное по своим масштабам снижение реального уровня основных традиционных видов доходов населения (заработная плата, пенсии, пособия, стипендии).

По данным Всероссийского мониторинга социально - трудовой сферы в 1998 году уровень денежных доходов в республике сложился ниже среднероссийского на 40 процентов. Наблюдается тенденция отставания темпов роста денежных доходов и прожиточного минимума от среднероссийского показателя. Так, в 1998 году в целом по Российской Федерации соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума составило 1.9; по Республике Бурятия - 1.3; в первом полугодии 1999 года эти соотношения соответственно составили 1.5 и 1.1.

По данным Госкомстата Республики Бурятия из 13 регионов Сибири, входящих в межрегиональную ассоциацию "Сибирское соглашение", рейтинг Республики Бурятия по показателю соотношения уровней среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума в июне 1999 года остается низким и занимает 8 место (1.1), опережая лишь Читинскую (0.57) и Новосибирскую (0.82) области, Алтайский край (1.0), Республику Алтай (0.93) и Тыву (0.76).

Несмотря на то, что среднедушевой денежный доход растет, реальные денежные доходы населения (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе - сентябре 1999 года уменьшились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Это связано с тем, что темпы роста цен опережают темпы роста денежных доходов. Так, в январе - сентябре 1999 года денежные доходы составили 8750 млн. рублей и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросли (172%). В то же время, индекс потребительских цен составил 195%, в этих условиях реальные денежные доходы снизились на 12 процентов.

Усугубляют положение неплатежи работодателей друг другу, несвоевременная выплата заработной платы.

Снижение уровня доходов ведет к снижению уровня жизни населения. Так, в январе - сентябре 1999 года соотношение денежных доходов и прожиточного минимума составило 1.2 и было ниже уровня соответствующего периода прошлого года (1.4).

Усиливается необоснованная дифференциация доходов. Доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышали доходы 10% наименее обеспеченного населения в январе - сентябре 1999 года в 15 раз (в январе - сентябре 1998 года в 13.1 раза).

В последние годы в республике произошли существенные изменения в структуре денежных доходов населения, при этом неоправданно высокими темпами в доходах снижается доля заработной платы. Так, в 1990 году доля заработной платы составляла 73%, в 1997 году - 57, в 1998 году - 42, в январе - августе 1999 года - 27,9 процента.

Ситуация характеризуется сравнительно низким уровнем заработной платы. В целом по республике заработная плата за 1998 год составила 1059 рублей (по Российской Федерации - 1101 рубль), в августе 1999 года - 1404 рубля. Этот размер с учетом природно - климатических условий и инфляционных процессов не удовлетворяет необходимые потребности работника и его семьи.

Рост среднемесячной заработной платы до января 1999 года незначительно опережал рост прожиточного минимума. Так, среднемесячная заработная плата в 1998 к 1997 году составила 110%, а величина среднедушевого прожиточного минимума - 106 процентов. В 1999 году темпы роста заработной платы значительно отстают от темпов роста величины прожиточного минимума. Так, в августе 1999 года среднемесячная заработная плата к августу 1998 составила 143, а величина прожиточного минимума - 224 процента.

Средняя заработная плата в сентябре 1999 года составила 1442 рубля и выросла по сравнению с сентябрем 1998 на 35%, но ее реальный размер под воздействием инфляционных процессов сократился на 32,6 процента.

На негативном развитии ситуации существенно сказывается утрата регулирующих функций со стороны государства. В этих условиях структура оплаты труда оказалось разбалансированной: надтарифная часть (надбавки, доплаты, премии) на многих предприятиях в несколько раз превышает тарифную (базовую) часть заработка работника. Так, доля тарифа в зарплате в машиностроении, электроэнергетике, топливной, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно - бумажной промышленности, связи составляет всего 20 - 40 процентов, это говорит о необходимости коренного пересмотра тарифных систем на предприятиях с той целью, чтобы тариф адекватно выполнял функцию базовой оценки результатов труда.

Низкий уровень зарплаты и связанная с этим неудовлетворительная структура расходов населения тормозят проведение реформ в социальной сфере.

Уровень ставок и окладов Единой тарифной сетки (ЕТС) для работников бюджетной сферы, утвержденной Правительством Российской Федерации, является наиболее острым вопросом оплаты труда в бюджетной сфере. Размеры ставок (окладов) ЕТС из-за недостатка средств в бюджете пересматриваются нерегулярно, темпы их повышения отстают от темпов роста потребительских цен.

Минимальная оплата труда, законодательно установленная на уровне 100,19 рублей с учетом районного коэффициента, составила всего лишь 12,5% прожиточного минимума трудоспособного населения в сентябре 1999 года и уже не выполняет функции социальной гарантии. Более того, она стала играть несвойственную ей роль технического норматива при определении размеров стипендий, пенсий, социальных выплат и даже налогов и штрафов.

В условиях либерализации социально - трудовых отношений, когда государство уже не контролирует организацию оплаты труда, а рыночные регуляторы еще не вступили в полную силу, распространилась практика необоснованной дифференциации в уровне заработной платы между отраслями и предприятиями. Наиболее высокая среднемесячная зарплата, превышающая величину прожиточного минимума трудоспособного населения более чем в 2 раза, сохраняется в электроэнергетике, цветной металлургии, топливной промышленности, на транспорте и в строительстве. Низкая зарплата, обеспечивающая прожиточный минимум лишь на 40%, в сельском хозяйстве. Уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников образования, здравоохранения, культуры, искусства в 2,2 - 3,8 раза ниже уровня оплаты труда в промышленности.

Существенные различия в уровне заработной платы наблюдаются и между отдельными районами республики. В Северобайкальском, Муйском районах и в городах Северобайкальск, Улан-Удэ среднемесячная заработная плата в июне 1999 г. сложилась выше среднереспубликанского уровня, в остальных районах - ниже. На последнем месте по уровню заработной платы находятся Бичурский, Джидинский и Селенгинский районы.

Важной проблемой является экономически необоснованный рост заработков руководителей в сравнении с темпами увеличения оплаты труда рабочих и специалистов, зачастую не связанный с уровнем фактической эффективности и финансового состояния предприятия, что отрицательно влияет на положение в социально - трудовой сфере коллектива. Заработная плата отдельных руководителей предприятий, организаций в 5 - 8 раз превышает среднемесячную заработную плату работников предприятий при отрицательных показателях финансово - хозяйственной деятельности.

Система районного регулирования оплаты труда, сложившаяся в условиях централизованной системы управления экономикой, в настоящее время не соответствует новым социально - экономическим условиям и требованиям рыночной экономики. Действующие размеры районных коэффициентов не отражают реальных различий в стоимости жизни по территориям. Законодательно не закреплены четкие критерии определения районов Севера и отнесения к нему территорий, что не позволяет эффективно проводить дифференцированную государственную политику в области регионального регулирования оплаты труда. Не решена проблема финансирования расходов по выплате районных коэффициентов и северных льгот.

Ослаблено внимание к нормированию труда. Наблюдается тенденция сокращения служб по нормированию труда. В ослаблении этой работы, обеспечивающей взаимосвязь квалификационной сложности и интенсивности труда с фактическим уровнем организации труда и производства, во многом кроются причины чрезмерной дифференциации заработной платы, что усиливает социальную напряженность в коллективах.

Имеющие место задержки выплаты заработной платы в сочетании с ее низким уровнем являются конфликтогенными факторами и препятствуют достижению экономического роста.

Становление системы социального партнерства, которая должна являться основным механизмом регулирования рынка труда и цены рабочей силы, происходит медленно. Действующий порядок организации оплаты труда в отраслях экономики на основе социального партнерства через отраслевые (тарифные) соглашения и коллективные договоры в основном не направлен на обоснованное установление размеров оплаты труда, поскольку тарифная часть устанавливается во Всероссийских отраслевых тарифных соглашениях и не учитывает экономические возможности регионов. Действующий Федеральный закон "О коллективных договорах и соглашениях" не позволяет разделить функции между отдельными видами соглашений (Генерального, Всероссийских отраслевых, Регионального) по вопросам оплаты труда и согласовать их между собой по срокам заключения и экономическим возможностям.