Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ


3. Основное содержание реформы системы заработной платы


Реформирование системы заработной платы предполагает создание действенных механизмов регулирования оплаты труда, обеспечение своевременной ее выплаты. К числу таких механизмов в условиях смешанной экономики относятся:

3.1. Государственное регулирование - повышение гарантий в заработной плате на основе поэтапного приближения минимальной оплаты труда к величине прожиточного минимума.

Повышение минимальной оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения позволит ей в полной мере выполнять роль социального норматива.

Важным механизмом поддержания уровня денежных доходов и покупательной способности зарплаты должна стать индексация заработной платы в зависимости от роста потребительских цен. Учитывая опыт многих стран с рыночной экономикой, индексацию заработной платы целесообразно проводить в размере от 0,5 до 1,0% на каждый процент роста потребительских цен с тем, чтобы индексация в минимальной степени влияла на дальнейший рост инфляции.

Осуществление комплекса мер по предотвращению скрытых (не отражаемых в отчетности) форм оплаты труда требует изменения системы формирования государственных социальных фондов, совершенствования налогообложения доходов с тем, чтобы работодатели не были заинтересованы в скрытых формах оплаты труда.

Необходимо принять законы, не допускающие использование различных выплат работникам в виде страховок, процентов по вкладам в качестве скрытых форм оплаты труда, а также предусматривающие установление административной и уголовной ответственности должностных лиц за искажение учета производимой продукции (услуг) и затрат на оплату труда.

Реформирование системы и повышение уровня заработной платы являются необходимым условием реформирования системы финансирования отраслей социальной сферы, а также системы формирования социальных фондов (медицинского, пенсионного, страхования). Увеличение объема платных услуг в образовании, здравоохранении, оплата стоимости содержания жилищно - коммунального хозяйства возможны только при росте денежных доходов, прежде всего, заработной платы.

Планируемое Правительством Российской Федерации уменьшение налогового пресса на предприятия в части подоходного налога и перенос налоговой нагрузки на экономически активное население потребует увеличения заработной платы и, в свою очередь, усилит стимулы развития самих предприятий, обеспечивая экономический рост, следовательно, и рост заработной платы. Повышение зарплаты, в свою очередь, позволит осуществить реформу социальной сферы.

Кроме этого, следует изменить порядок формирования государственных внебюджетных социальных фондов. Постепенный переход на отчисления от заработков работников на пенсионное обеспечение и медицинское страхование в рамках персонифицированного учета этих отчислений позволит снижать отчисления предприятий на эти цели от общего фонда оплаты труда. Это позволит, наряду с усилением заинтересованности и ответственности работников за свое социальное обеспечение, постепенно улучшать финансово - экономическое состояние предприятий и сократить масштабы скрытой (не отражаемой в отчетности) заработной платы.

3.2. Рыночные механизмы регулирования.

Во внебюджетном секторе экономики в условиях полной самостоятельности предприятий основным механизмом регулирования заработной платы должно стать социальное партнерство на основе заключения соглашений между объединениями профсоюзов и работодателей.

Социальное партнерство должно включать в себя развитую систему соглашений и коллективных договоров, обеспечивающую согласованную политику в области определения уровня заработной платы в ходе переговоров. Широкую информационную базу об уровне и динамике заработной платы в отраслях и на предприятиях, обеспечивающую объективную основу для ведения переговоров и заключения коллективных договоров и трудовых договоров (контрактов). В связи с этим необходимо ориентировать коллективы работников, их представителей в лице профсоюзных органов на диалог с работодателями, повышение требовательности к последним в решении вопросов повышения заработной платы, гарантий в оплате труда.

Необходимо в полную меру использовать процесс заключения соглашений и коллективных договоров как эффективное средство совершенствования системы оплаты труда, добиваясь увеличения доли тарифной части заработной платы до 2,3 от общего ее размера.