Для ликвидации задолженности предлагается осуществить комплекс мер правового, организационного и экономического характера:
- установить систему приоритетов финансирования бюджетных расходов, определив важнейшими среди них прямые обязательства бюджетов всех уровней по выплате зарплаты работникам организаций бюджетной сферы и своевременные расчеты за выполненные государственные заказы;
- усилить меры дисциплинарной, материальной и административной ответственности должностных лиц за несвоевременную выплату заработной платы, задержки заработной платы, допущенные в корыстных целях;
- предусматривать в должностных обязанностях и в трудовых контрактах руководителей организаций (должностных лиц органов исполнительной власти) функции по обеспечению своевременности расчетов с наемными работниками (перечисление бюджетных средств на эти цели). Невыполнение указанных функций рассматривать как несоответствие занимаемой должности со всеми вытекающими последствиями;
- усилить контроль за использованием в организациях денежных средств (особенно бюджетных), недопущением расходования их на цели, не связанные с выплатой заработной платы и другими первоочередными производственными нуждами;
- активнее применять практику взыскания задолженности по зарплате в судебном порядке;
- создать эффективные правовые механизмы оперативного досудебного финансового воздействия и реструктуризации задолженности неплатежеспособных организаций или возбуждения дел об их банкротстве. Продолжить совершенствование законодательства о несостоятельности (банкротстве);
- в законодательном порядке закрепить положение о том, что наличие факта невыплаты коллективу начисленной зарплаты может стать самостоятельным основанием для осуществления процедуры несостоятельности (банкротства) или обращения исковых требований работников на ликвидные активы и имущество собственника - работодателя.
Нуждается в совершенствовании и уточнении основополагающий законодательный акт - Кодекс законов о труде Российской Федерации (глава VI "Заработная плата" и глава VII "Нормы труда и сдельные расценки"). Действующий в настоящее время КЗОТ был принят в 1971 году и не учитывает проблем в социально - трудовых отношениях, которые возникли за последние годы (например, проблема задолженности по выплате заработной платы).