Недействующий

О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ


4. Направления реформирования системы заработной платы


4.1. В поле действия государственного регулирования должны входить:

- законодательное установление минимального размера оплаты труда;

- установление порядка оплаты труда работников бюджетной сферы;

- установление порядка оплаты труда работникам органов государственной власти;

- установление минимальных размеров доплат компенсационного характера за условия труда, отклоняющиеся от нормальных;

- индексация оплаты труда работников в связи с инфляцией;

- установление квалификационных требований для тарификации работ и присвоения разрядов работникам.

Для реализации основных направлений реформирования системы заработной платы в целом по Российской Федерации и с учетом особенностей региона необходимо активно участвовать в подготовке и содействовать ускорению рассмотрения в Правительстве Российской Федерации, Государственной Думе проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов.

При этом:

1. Минимальный размер оплаты труда должен быть повышен до уровня прожиточного минимума в соответствии с требованиями Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" от 24.10.97 N 134-ФЗ.

Войти в Правительство Российской Федерации с предложением о целесообразности в законодательном порядке наделить субъекты Российской Федерации правом устанавливать минимальный размер оплаты труда с учетом прожиточного минимума, достигнутого уровня средней зарплаты и экономических возможностей, сложившихся в субъекте, но не ниже минимального размера, установленного федеральным законом.

2. Оплата труда работников бюджетной сферы.

Совершенствование оплаты труда работников бюджетной сферы предполагает:

- постепенное приближение тарифных ставок низших разрядов Единой тарифной сетки (ЕТС) к уровню прожиточного минимума трудоспособного населения. В перспективе целесообразно сохранить принципы организации оплаты труда работников бюджетной сферы на основе ЕТС, придав им характер минимальных государственных гарантий в оплате труда;

- использование механизма доплат и надбавок, дополнительного стимулирования труда высококвалифицированных работников через систему социального партнерства;

- определение нового, более эффективного, порядка формирования средств на оплату труда в бюджетных организациях.

Для решения проблем необходимо:

- продолжить мониторинг оплаты труда социально - трудовой сферы, разрабатывать меры по ее совершенствованию;

- подготовить и внести в Правительство Российской Федерации предложения в проект закона "О государственном регулировании оплаты труда работников бюджетной сферы" и предложения о введении нового, более эффективного, порядка формирования средств на оплату труда в бюджетной сфере;

- совершенствовать систему социального партнерства, в соглашениях и коллективных договорах предусматривать меры по совершенствованию оплаты труда, в том числе введения надбавок и доплат за профессиональное мастерство, условия труда.

3. Упорядочение районного регулирования оплаты труда.

Войти в Правительство Российской Федерации с предложениями о внесении проектов:

- федерального закона, предусматривающего новые принципы районирования северных территорий на основе критерия дискомфортности условий проживания и создающего правовую базу для районного регулирования оплаты труда и установления социально - трудовых льгот;

- изменения в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в части изменения источников финансирования затрат, предусмотрев покрытие затрат бюджетных организаций за счет соответствующих бюджетов, а затрат организаций внебюджетного сектора экономики, в основном, путем отнесения их на себестоимость продукции (услуг) этих организаций, а отдельные виды льгот - на счет прибыли.

В перспективе перейти к дифференцированному установлению минимального размера заработной платы, размеров льгот и компенсаций по субъектам Российской Федерации с учетом стоимости бюджета прожиточного минимума, сложившегося в данном субъекте РФ. Для того, чтобы не произошло снижение заработной платы на предприятиях и в организациях, предусматривается суммы выплат по районным коэффициентам включать в основную оплату труда или применять вместо них коэффициенты, удорожающие стоимость жизни. При этом необходимо разработать механизм применения удорожающих коэффициентов, которые позволят существенно повысить уровень номинальной и реальной заработной платы в регионах с высокой стоимостью жизни. Наряду с этим в законодательном порядке необходимо наделить субъекты Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать удорожающие коэффициенты, но не ниже размера, установленного федеральным законом.

4.2. В области регулирования оплаты труда во внебюджетном секторе экономики.

В условиях рыночной экономики и самостоятельности предприятий регулирующим механизмом оплаты труда является социальное партнерство.

Многоуровневая система договорного регулирования социально - трудовых отношений в рамках Федерального закона "О коллективных договорах и соглашениях" должна включать в себя систему норм и положений, обеспечивающих усиление воздействия на оплату труда и взаимоувязанных по уровням соглашений и коллективных договоров. Для этого министерствам и ведомствам, работодателям - собственникам необходимо провести весь комплекс мероприятий по совершенствованию действующей системы оплаты труда во внебюджетной сфере экономики, утвержденных Указом Президента Республики Бурятия от 21.06.99 N 140 "О мерах по совершенствованию действующей системы оплаты труда во внебюджетной сфере экономики Республики Бурятия", который определяет порядок тарифного регулирования оплаты труда путем согласованных действий участников социального партнерства посредством заключения и выполнения Регионального, отраслевых тарифных, территориальных соглашений и коллективных договоров.