ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 1999 года N 431
О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РБ от 03.08.2018 N 431, вступившего в силу со дня официального опубликования на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru.
____________________________________________________________________
Во исполнение постановления Правительства Республики Бурятия от 01.09.99 N 324 "Об итогах социально - экономического развития Республики Бурятия за первое полугодие 1999 года", в целях закрепления позитивных тенденций в экономике республики и повышения уровня жизни населения Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию реформирования системы заработной платы и доходов населения в Республике Бурятия.
2. Утвердить мероприятия по реализации Концепции реформирования системы заработной платы и доходов населения в Республике Бурятия на 1999 - 2000 годы (прилагаются).
3. Руководителям министерств, ведомств республики принять необходимые меры по выполнению положений Концепции.
4. Рекомендовать Совету профсоюзов, Союзу промышленников и предпринимателей, Аграрному Союзу, руководителям предприятий, организаций принять участие в реализации положений Концепции реформирования системы заработной платы и доходов населения.
5. Министерству социальной защиты населения и труда Республики Бурятия (Ефимов С.Г.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать в первом полугодии 2000 г. и представить в Правительство Республики Бурятия мероприятия по реализации Концепции роста доходов населения и заработной платы на 2001 год.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по социальной политике Ханхалаева Е.К.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Управляющий Делами - Руководитель
Администрации Президента и
Правительства Республики Бурятия
Н.И.БЫКОВ
Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 29.11.99 N 431
В ходе структурной социально - экономической и политической трансформации общества изменились условия функционирования экономики, произошли принципиальные изменения в формах собственности, в экономическом и правовом положении хозяйствующих субъектов. Однако сложившаяся система формирования денежных доходов не в полной мере соответствует стоимости жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и качества жизни по социально - культурным потребностям.
Центральное место в структуре денежных доходов отводится заработной плате. В настоящее время многие формы социально - трудовых отношений и в их числе сложившаяся система оплаты труда не отвечают ни современным экономическим требованиям, ни, тем более, перспективе социально - экономического развития хозяйствующих субъектов.
В связи с этим реформирование системы формирования денежных доходов путем роста уровня заработной платы наемных работников является необходимым условием проведения реформ в социальной сфере.
За период проведения реформ произошло значительное по своим масштабам снижение реального уровня основных традиционных видов доходов населения (заработная плата, пенсии, пособия, стипендии).
По данным Всероссийского мониторинга социально - трудовой сферы в 1998 году уровень денежных доходов в республике сложился ниже среднероссийского на 40 процентов. Наблюдается тенденция отставания темпов роста денежных доходов и прожиточного минимума от среднероссийского показателя. Так, в 1998 году в целом по Российской Федерации соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума составило 1.9; по Республике Бурятия - 1.3; в первом полугодии 1999 года эти соотношения соответственно составили 1.5 и 1.1.
По данным Госкомстата Республики Бурятия из 13 регионов Сибири, входящих в межрегиональную ассоциацию "Сибирское соглашение", рейтинг Республики Бурятия по показателю соотношения уровней среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума в июне 1999 года остается низким и занимает 8 место (1.1), опережая лишь Читинскую (0.57) и Новосибирскую (0.82) области, Алтайский край (1.0), Республику Алтай (0.93) и Тыву (0.76).
Несмотря на то, что среднедушевой денежный доход растет, реальные денежные доходы населения (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе - сентябре 1999 года уменьшились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Это связано с тем, что темпы роста цен опережают темпы роста денежных доходов. Так, в январе - сентябре 1999 года денежные доходы составили 8750 млн. рублей и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросли (172%). В то же время, индекс потребительских цен составил 195%, в этих условиях реальные денежные доходы снизились на 12 процентов.
Усугубляют положение неплатежи работодателей друг другу, несвоевременная выплата заработной платы.
Снижение уровня доходов ведет к снижению уровня жизни населения. Так, в январе - сентябре 1999 года соотношение денежных доходов и прожиточного минимума составило 1.2 и было ниже уровня соответствующего периода прошлого года (1.4).
Усиливается необоснованная дифференциация доходов. Доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышали доходы 10% наименее обеспеченного населения в январе - сентябре 1999 года в 15 раз (в январе - сентябре 1998 года в 13.1 раза).
В последние годы в республике произошли существенные изменения в структуре денежных доходов населения, при этом неоправданно высокими темпами в доходах снижается доля заработной платы. Так, в 1990 году доля заработной платы составляла 73%, в 1997 году - 57, в 1998 году - 42, в январе - августе 1999 года - 27,9 процента.
Ситуация характеризуется сравнительно низким уровнем заработной платы. В целом по республике заработная плата за 1998 год составила 1059 рублей (по Российской Федерации - 1101 рубль), в августе 1999 года - 1404 рубля. Этот размер с учетом природно - климатических условий и инфляционных процессов не удовлетворяет необходимые потребности работника и его семьи.
Рост среднемесячной заработной платы до января 1999 года незначительно опережал рост прожиточного минимума. Так, среднемесячная заработная плата в 1998 к 1997 году составила 110%, а величина среднедушевого прожиточного минимума - 106 процентов. В 1999 году темпы роста заработной платы значительно отстают от темпов роста величины прожиточного минимума. Так, в августе 1999 года среднемесячная заработная плата к августу 1998 составила 143, а величина прожиточного минимума - 224 процента.
Средняя заработная плата в сентябре 1999 года составила 1442 рубля и выросла по сравнению с сентябрем 1998 на 35%, но ее реальный размер под воздействием инфляционных процессов сократился на 32,6 процента.
На негативном развитии ситуации существенно сказывается утрата регулирующих функций со стороны государства. В этих условиях структура оплаты труда оказалось разбалансированной: надтарифная часть (надбавки, доплаты, премии) на многих предприятиях в несколько раз превышает тарифную (базовую) часть заработка работника. Так, доля тарифа в зарплате в машиностроении, электроэнергетике, топливной, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно - бумажной промышленности, связи составляет всего 20 - 40 процентов, это говорит о необходимости коренного пересмотра тарифных систем на предприятиях с той целью, чтобы тариф адекватно выполнял функцию базовой оценки результатов труда.
Низкий уровень зарплаты и связанная с этим неудовлетворительная структура расходов населения тормозят проведение реформ в социальной сфере.
Уровень ставок и окладов Единой тарифной сетки (ЕТС) для работников бюджетной сферы, утвержденной Правительством Российской Федерации, является наиболее острым вопросом оплаты труда в бюджетной сфере. Размеры ставок (окладов) ЕТС из-за недостатка средств в бюджете пересматриваются нерегулярно, темпы их повышения отстают от темпов роста потребительских цен.
Минимальная оплата труда, законодательно установленная на уровне 100,19 рублей с учетом районного коэффициента, составила всего лишь 12,5% прожиточного минимума трудоспособного населения в сентябре 1999 года и уже не выполняет функции социальной гарантии. Более того, она стала играть несвойственную ей роль технического норматива при определении размеров стипендий, пенсий, социальных выплат и даже налогов и штрафов.
В условиях либерализации социально - трудовых отношений, когда государство уже не контролирует организацию оплаты труда, а рыночные регуляторы еще не вступили в полную силу, распространилась практика необоснованной дифференциации в уровне заработной платы между отраслями и предприятиями. Наиболее высокая среднемесячная зарплата, превышающая величину прожиточного минимума трудоспособного населения более чем в 2 раза, сохраняется в электроэнергетике, цветной металлургии, топливной промышленности, на транспорте и в строительстве. Низкая зарплата, обеспечивающая прожиточный минимум лишь на 40%, в сельском хозяйстве. Уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников образования, здравоохранения, культуры, искусства в 2,2 - 3,8 раза ниже уровня оплаты труда в промышленности.
Существенные различия в уровне заработной платы наблюдаются и между отдельными районами республики. В Северобайкальском, Муйском районах и в городах Северобайкальск, Улан-Удэ среднемесячная заработная плата в июне 1999 г. сложилась выше среднереспубликанского уровня, в остальных районах - ниже. На последнем месте по уровню заработной платы находятся Бичурский, Джидинский и Селенгинский районы.
Важной проблемой является экономически необоснованный рост заработков руководителей в сравнении с темпами увеличения оплаты труда рабочих и специалистов, зачастую не связанный с уровнем фактической эффективности и финансового состояния предприятия, что отрицательно влияет на положение в социально - трудовой сфере коллектива. Заработная плата отдельных руководителей предприятий, организаций в 5 - 8 раз превышает среднемесячную заработную плату работников предприятий при отрицательных показателях финансово - хозяйственной деятельности.
Система районного регулирования оплаты труда, сложившаяся в условиях централизованной системы управления экономикой, в настоящее время не соответствует новым социально - экономическим условиям и требованиям рыночной экономики. Действующие размеры районных коэффициентов не отражают реальных различий в стоимости жизни по территориям. Законодательно не закреплены четкие критерии определения районов Севера и отнесения к нему территорий, что не позволяет эффективно проводить дифференцированную государственную политику в области регионального регулирования оплаты труда. Не решена проблема финансирования расходов по выплате районных коэффициентов и северных льгот.
Ослаблено внимание к нормированию труда. Наблюдается тенденция сокращения служб по нормированию труда. В ослаблении этой работы, обеспечивающей взаимосвязь квалификационной сложности и интенсивности труда с фактическим уровнем организации труда и производства, во многом кроются причины чрезмерной дифференциации заработной платы, что усиливает социальную напряженность в коллективах.
Имеющие место задержки выплаты заработной платы в сочетании с ее низким уровнем являются конфликтогенными факторами и препятствуют достижению экономического роста.
Становление системы социального партнерства, которая должна являться основным механизмом регулирования рынка труда и цены рабочей силы, происходит медленно. Действующий порядок организации оплаты труда в отраслях экономики на основе социального партнерства через отраслевые (тарифные) соглашения и коллективные договоры в основном не направлен на обоснованное установление размеров оплаты труда, поскольку тарифная часть устанавливается во Всероссийских отраслевых тарифных соглашениях и не учитывает экономические возможности регионов. Действующий Федеральный закон "О коллективных договорах и соглашениях" не позволяет разделить функции между отдельными видами соглашений (Генерального, Всероссийских отраслевых, Регионального) по вопросам оплаты труда и согласовать их между собой по срокам заключения и экономическим возможностям.
Целью данной Концепции в среднесрочном периоде является обеспечение роста доходов населения на основе достижения реального размера заработной платы до среднероссийского уровня и полная ликвидация задолженности по заработной плате, в дальнейшем - кардинальное повышение размера заработной платы в структуре доходов, обеспечивающее реализацию воспроизводственной, стимулирующей, регулирующей и социальной функций, позволяющее создать рост инвестиционного потенциала населения.
Концепция исходит из признания заработной платы в качестве реально действующей экономической категории рыночной экономики при существенном увеличении ее доли в структуре доходов населения.
Задачи Концепции:
- существенное повышение удельного веса заработной платы в стоимости производимой продукции (услуг) и денежных доходах населения;
- постепенное повышение роли тарифной системы оплаты труда и увеличение доли тарифной части до 2,3 общего размера оплаты труда;
- создание макроэкономических условий для усиления стимулирующей роли заработной платы и повышение ее уровня, легализация всех видов трудовых доходов;
- развитие рыночных механизмов регулирования заработной платы за счет повышения эффективности социального партнерства, расширения поля его действия;
- усиление гарантий в уровне оплаты труда и соблюдение трудового законодательства на предприятиях и в организациях всех видов и форм собственности;
- усиление законодательной защиты права работников на своевременное получение начисленной заработной платы.
Реформирование системы заработной платы предполагает создание действенных механизмов регулирования оплаты труда, обеспечение своевременной ее выплаты. К числу таких механизмов в условиях смешанной экономики относятся:
3.1. Государственное регулирование - повышение гарантий в заработной плате на основе поэтапного приближения минимальной оплаты труда к величине прожиточного минимума.
Повышение минимальной оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения позволит ей в полной мере выполнять роль социального норматива.
Важным механизмом поддержания уровня денежных доходов и покупательной способности зарплаты должна стать индексация заработной платы в зависимости от роста потребительских цен. Учитывая опыт многих стран с рыночной экономикой, индексацию заработной платы целесообразно проводить в размере от 0,5 до 1,0% на каждый процент роста потребительских цен с тем, чтобы индексация в минимальной степени влияла на дальнейший рост инфляции.
Осуществление комплекса мер по предотвращению скрытых (не отражаемых в отчетности) форм оплаты труда требует изменения системы формирования государственных социальных фондов, совершенствования налогообложения доходов с тем, чтобы работодатели не были заинтересованы в скрытых формах оплаты труда.
Необходимо принять законы, не допускающие использование различных выплат работникам в виде страховок, процентов по вкладам в качестве скрытых форм оплаты труда, а также предусматривающие установление административной и уголовной ответственности должностных лиц за искажение учета производимой продукции (услуг) и затрат на оплату труда.
Реформирование системы и повышение уровня заработной платы являются необходимым условием реформирования системы финансирования отраслей социальной сферы, а также системы формирования социальных фондов (медицинского, пенсионного, страхования). Увеличение объема платных услуг в образовании, здравоохранении, оплата стоимости содержания жилищно - коммунального хозяйства возможны только при росте денежных доходов, прежде всего, заработной платы.
Планируемое Правительством Российской Федерации уменьшение налогового пресса на предприятия в части подоходного налога и перенос налоговой нагрузки на экономически активное население потребует увеличения заработной платы и, в свою очередь, усилит стимулы развития самих предприятий, обеспечивая экономический рост, следовательно, и рост заработной платы. Повышение зарплаты, в свою очередь, позволит осуществить реформу социальной сферы.
Кроме этого, следует изменить порядок формирования государственных внебюджетных социальных фондов. Постепенный переход на отчисления от заработков работников на пенсионное обеспечение и медицинское страхование в рамках персонифицированного учета этих отчислений позволит снижать отчисления предприятий на эти цели от общего фонда оплаты труда. Это позволит, наряду с усилением заинтересованности и ответственности работников за свое социальное обеспечение, постепенно улучшать финансово - экономическое состояние предприятий и сократить масштабы скрытой (не отражаемой в отчетности) заработной платы.
3.2. Рыночные механизмы регулирования.
Во внебюджетном секторе экономики в условиях полной самостоятельности предприятий основным механизмом регулирования заработной платы должно стать социальное партнерство на основе заключения соглашений между объединениями профсоюзов и работодателей.
Социальное партнерство должно включать в себя развитую систему соглашений и коллективных договоров, обеспечивающую согласованную политику в области определения уровня заработной платы в ходе переговоров. Широкую информационную базу об уровне и динамике заработной платы в отраслях и на предприятиях, обеспечивающую объективную основу для ведения переговоров и заключения коллективных договоров и трудовых договоров (контрактов). В связи с этим необходимо ориентировать коллективы работников, их представителей в лице профсоюзных органов на диалог с работодателями, повышение требовательности к последним в решении вопросов повышения заработной платы, гарантий в оплате труда.
Необходимо в полную меру использовать процесс заключения соглашений и коллективных договоров как эффективное средство совершенствования системы оплаты труда, добиваясь увеличения доли тарифной части заработной платы до 2,3 от общего ее размера.