Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 ноября 1999 года N 431

О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РБ от 03.08.2018 N 431, вступившего в силу со дня официального опубликования на официальном Интернет-портале Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru.
____________________________________________________________________


Во исполнение постановления Правительства Республики Бурятия от 01.09.99 N 324 "Об итогах социально - экономического развития Республики Бурятия за первое полугодие 1999 года", в целях закрепления позитивных тенденций в экономике республики и повышения уровня жизни населения Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Концепцию реформирования системы заработной платы и доходов населения в Республике Бурятия.

2. Утвердить мероприятия по реализации Концепции реформирования системы заработной платы и доходов населения в Республике Бурятия на 1999 - 2000 годы (прилагаются).

3. Руководителям министерств, ведомств республики принять необходимые меры по выполнению положений Концепции.

4. Рекомендовать Совету профсоюзов, Союзу промышленников и предпринимателей, Аграрному Союзу, руководителям предприятий, организаций принять участие в реализации положений Концепции реформирования системы заработной платы и доходов населения.

5. Министерству социальной защиты населения и труда Республики Бурятия (Ефимов С.Г.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать в первом полугодии 2000 г. и представить в Правительство Республики Бурятия мероприятия по реализации Концепции роста доходов населения и заработной платы на 2001 год.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по социальной политике Ханхалаева Е.К.

Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ


Управляющий Делами - Руководитель
Администрации Президента и
Правительства Республики Бурятия
Н.И.БЫКОВ




Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 29.11.99 N 431

КОНЦЕПЦИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ И ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ


 Введение


В ходе структурной социально - экономической и политической трансформации общества изменились условия функционирования экономики, произошли принципиальные изменения в формах собственности, в экономическом и правовом положении хозяйствующих субъектов. Однако сложившаяся система формирования денежных доходов не в полной мере соответствует стоимости жизненных средств, необходимых для нормального воспроизводства рабочей силы и качества жизни по социально - культурным потребностям.

Центральное место в структуре денежных доходов отводится заработной плате. В настоящее время многие формы социально - трудовых отношений и в их числе сложившаяся система оплаты труда не отвечают ни современным экономическим требованиям, ни, тем более, перспективе социально - экономического развития хозяйствующих субъектов.

В связи с этим реформирование системы формирования денежных доходов путем роста уровня заработной платы наемных работников является необходимым условием проведения реформ в социальной сфере.


1. Сложившаяся ситуация


За период проведения реформ произошло значительное по своим масштабам снижение реального уровня основных традиционных видов доходов населения (заработная плата, пенсии, пособия, стипендии).

По данным Всероссийского мониторинга социально - трудовой сферы в 1998 году уровень денежных доходов в республике сложился ниже среднероссийского на 40 процентов. Наблюдается тенденция отставания темпов роста денежных доходов и прожиточного минимума от среднероссийского показателя. Так, в 1998 году в целом по Российской Федерации соотношение среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума составило 1.9; по Республике Бурятия - 1.3; в первом полугодии 1999 года эти соотношения соответственно составили 1.5 и 1.1.

По данным Госкомстата Республики Бурятия из 13 регионов Сибири, входящих в межрегиональную ассоциацию "Сибирское соглашение", рейтинг Республики Бурятия по показателю соотношения уровней среднедушевого денежного дохода и прожиточного минимума в июне 1999 года остается низким и занимает 8 место (1.1), опережая лишь Читинскую (0.57) и Новосибирскую (0.82) области, Алтайский край (1.0), Республику Алтай (0.93) и Тыву (0.76).

Несмотря на то, что среднедушевой денежный доход растет, реальные денежные доходы населения (доходы, скорректированные на индекс потребительских цен) в январе - сентябре 1999 года уменьшились по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Это связано с тем, что темпы роста цен опережают темпы роста денежных доходов. Так, в январе - сентябре 1999 года денежные доходы составили 8750 млн. рублей и по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросли (172%). В то же время, индекс потребительских цен составил 195%, в этих условиях реальные денежные доходы снизились на 12 процентов.

Усугубляют положение неплатежи работодателей друг другу, несвоевременная выплата заработной платы.

Снижение уровня доходов ведет к снижению уровня жизни населения. Так, в январе - сентябре 1999 года соотношение денежных доходов и прожиточного минимума составило 1.2 и было ниже уровня соответствующего периода прошлого года (1.4).

Усиливается необоснованная дифференциация доходов. Доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышали доходы 10% наименее обеспеченного населения в январе - сентябре 1999 года в 15 раз (в январе - сентябре 1998 года в 13.1 раза).

В последние годы в республике произошли существенные изменения в структуре денежных доходов населения, при этом неоправданно высокими темпами в доходах снижается доля заработной платы. Так, в 1990 году доля заработной платы составляла 73%, в 1997 году - 57, в 1998 году - 42, в январе - августе 1999 года - 27,9 процента.

Ситуация характеризуется сравнительно низким уровнем заработной платы. В целом по республике заработная плата за 1998 год составила 1059 рублей (по Российской Федерации - 1101 рубль), в августе 1999 года - 1404 рубля. Этот размер с учетом природно - климатических условий и инфляционных процессов не удовлетворяет необходимые потребности работника и его семьи.

Рост среднемесячной заработной платы до января 1999 года незначительно опережал рост прожиточного минимума. Так, среднемесячная заработная плата в 1998 к 1997 году составила 110%, а величина среднедушевого прожиточного минимума - 106 процентов. В 1999 году темпы роста заработной платы значительно отстают от темпов роста величины прожиточного минимума. Так, в августе 1999 года среднемесячная заработная плата к августу 1998 составила 143, а величина прожиточного минимума - 224 процента.

Средняя заработная плата в сентябре 1999 года составила 1442 рубля и выросла по сравнению с сентябрем 1998 на 35%, но ее реальный размер под воздействием инфляционных процессов сократился на 32,6 процента.

На негативном развитии ситуации существенно сказывается утрата регулирующих функций со стороны государства. В этих условиях структура оплаты труда оказалось разбалансированной: надтарифная часть (надбавки, доплаты, премии) на многих предприятиях в несколько раз превышает тарифную (базовую) часть заработка работника. Так, доля тарифа в зарплате в машиностроении, электроэнергетике, топливной, пищевой, деревообрабатывающей, целлюлозно - бумажной промышленности, связи составляет всего 20 - 40 процентов, это говорит о необходимости коренного пересмотра тарифных систем на предприятиях с той целью, чтобы тариф адекватно выполнял функцию базовой оценки результатов труда.

Низкий уровень зарплаты и связанная с этим неудовлетворительная структура расходов населения тормозят проведение реформ в социальной сфере.

Уровень ставок и окладов Единой тарифной сетки (ЕТС) для работников бюджетной сферы, утвержденной Правительством Российской Федерации, является наиболее острым вопросом оплаты труда в бюджетной сфере. Размеры ставок (окладов) ЕТС из-за недостатка средств в бюджете пересматриваются нерегулярно, темпы их повышения отстают от темпов роста потребительских цен.

Минимальная оплата труда, законодательно установленная на уровне 100,19 рублей с учетом районного коэффициента, составила всего лишь 12,5% прожиточного минимума трудоспособного населения в сентябре 1999 года и уже не выполняет функции социальной гарантии. Более того, она стала играть несвойственную ей роль технического норматива при определении размеров стипендий, пенсий, социальных выплат и даже налогов и штрафов.

В условиях либерализации социально - трудовых отношений, когда государство уже не контролирует организацию оплаты труда, а рыночные регуляторы еще не вступили в полную силу, распространилась практика необоснованной дифференциации в уровне заработной платы между отраслями и предприятиями. Наиболее высокая среднемесячная зарплата, превышающая величину прожиточного минимума трудоспособного населения более чем в 2 раза, сохраняется в электроэнергетике, цветной металлургии, топливной промышленности, на транспорте и в строительстве. Низкая зарплата, обеспечивающая прожиточный минимум лишь на 40%, в сельском хозяйстве. Уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников образования, здравоохранения, культуры, искусства в 2,2 - 3,8 раза ниже уровня оплаты труда в промышленности.

Существенные различия в уровне заработной платы наблюдаются и между отдельными районами республики. В Северобайкальском, Муйском районах и в городах Северобайкальск, Улан-Удэ среднемесячная заработная плата в июне 1999 г. сложилась выше среднереспубликанского уровня, в остальных районах - ниже. На последнем месте по уровню заработной платы находятся Бичурский, Джидинский и Селенгинский районы.

Важной проблемой является экономически необоснованный рост заработков руководителей в сравнении с темпами увеличения оплаты труда рабочих и специалистов, зачастую не связанный с уровнем фактической эффективности и финансового состояния предприятия, что отрицательно влияет на положение в социально - трудовой сфере коллектива. Заработная плата отдельных руководителей предприятий, организаций в 5 - 8 раз превышает среднемесячную заработную плату работников предприятий при отрицательных показателях финансово - хозяйственной деятельности.

Система районного регулирования оплаты труда, сложившаяся в условиях централизованной системы управления экономикой, в настоящее время не соответствует новым социально - экономическим условиям и требованиям рыночной экономики. Действующие размеры районных коэффициентов не отражают реальных различий в стоимости жизни по территориям. Законодательно не закреплены четкие критерии определения районов Севера и отнесения к нему территорий, что не позволяет эффективно проводить дифференцированную государственную политику в области регионального регулирования оплаты труда. Не решена проблема финансирования расходов по выплате районных коэффициентов и северных льгот.

Ослаблено внимание к нормированию труда. Наблюдается тенденция сокращения служб по нормированию труда. В ослаблении этой работы, обеспечивающей взаимосвязь квалификационной сложности и интенсивности труда с фактическим уровнем организации труда и производства, во многом кроются причины чрезмерной дифференциации заработной платы, что усиливает социальную напряженность в коллективах.

Имеющие место задержки выплаты заработной платы в сочетании с ее низким уровнем являются конфликтогенными факторами и препятствуют достижению экономического роста.

Становление системы социального партнерства, которая должна являться основным механизмом регулирования рынка труда и цены рабочей силы, происходит медленно. Действующий порядок организации оплаты труда в отраслях экономики на основе социального партнерства через отраслевые (тарифные) соглашения и коллективные договоры в основном не направлен на обоснованное установление размеров оплаты труда, поскольку тарифная часть устанавливается во Всероссийских отраслевых тарифных соглашениях и не учитывает экономические возможности регионов. Действующий Федеральный закон "О коллективных договорах и соглашениях" не позволяет разделить функции между отдельными видами соглашений (Генерального, Всероссийских отраслевых, Регионального) по вопросам оплаты труда и согласовать их между собой по срокам заключения и экономическим возможностям.


2. Цель и задачи Концепции


Целью данной Концепции в среднесрочном периоде является обеспечение роста доходов населения на основе достижения реального размера заработной платы до среднероссийского уровня и полная ликвидация задолженности по заработной плате, в дальнейшем - кардинальное повышение размера заработной платы в структуре доходов, обеспечивающее реализацию воспроизводственной, стимулирующей, регулирующей и социальной функций, позволяющее создать рост инвестиционного потенциала населения.

Концепция исходит из признания заработной платы в качестве реально действующей экономической категории рыночной экономики при существенном увеличении ее доли в структуре доходов населения.

Задачи Концепции:

- существенное повышение удельного веса заработной платы в стоимости производимой продукции (услуг) и денежных доходах населения;

- постепенное повышение роли тарифной системы оплаты труда и увеличение доли тарифной части до 2,3 общего размера оплаты труда;

- создание макроэкономических условий для усиления стимулирующей роли заработной платы и повышение ее уровня, легализация всех видов трудовых доходов;

- развитие рыночных механизмов регулирования заработной платы за счет повышения эффективности социального партнерства, расширения поля его действия;

- усиление гарантий в уровне оплаты труда и соблюдение трудового законодательства на предприятиях и в организациях всех видов и форм собственности;

- усиление законодательной защиты права работников на своевременное получение начисленной заработной платы.


3. Основное содержание реформы системы заработной платы


Реформирование системы заработной платы предполагает создание действенных механизмов регулирования оплаты труда, обеспечение своевременной ее выплаты. К числу таких механизмов в условиях смешанной экономики относятся:

3.1. Государственное регулирование - повышение гарантий в заработной плате на основе поэтапного приближения минимальной оплаты труда к величине прожиточного минимума.

Повышение минимальной оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения позволит ей в полной мере выполнять роль социального норматива.

Важным механизмом поддержания уровня денежных доходов и покупательной способности зарплаты должна стать индексация заработной платы в зависимости от роста потребительских цен. Учитывая опыт многих стран с рыночной экономикой, индексацию заработной платы целесообразно проводить в размере от 0,5 до 1,0% на каждый процент роста потребительских цен с тем, чтобы индексация в минимальной степени влияла на дальнейший рост инфляции.

Осуществление комплекса мер по предотвращению скрытых (не отражаемых в отчетности) форм оплаты труда требует изменения системы формирования государственных социальных фондов, совершенствования налогообложения доходов с тем, чтобы работодатели не были заинтересованы в скрытых формах оплаты труда.

Необходимо принять законы, не допускающие использование различных выплат работникам в виде страховок, процентов по вкладам в качестве скрытых форм оплаты труда, а также предусматривающие установление административной и уголовной ответственности должностных лиц за искажение учета производимой продукции (услуг) и затрат на оплату труда.

Реформирование системы и повышение уровня заработной платы являются необходимым условием реформирования системы финансирования отраслей социальной сферы, а также системы формирования социальных фондов (медицинского, пенсионного, страхования). Увеличение объема платных услуг в образовании, здравоохранении, оплата стоимости содержания жилищно - коммунального хозяйства возможны только при росте денежных доходов, прежде всего, заработной платы.

Планируемое Правительством Российской Федерации уменьшение налогового пресса на предприятия в части подоходного налога и перенос налоговой нагрузки на экономически активное население потребует увеличения заработной платы и, в свою очередь, усилит стимулы развития самих предприятий, обеспечивая экономический рост, следовательно, и рост заработной платы. Повышение зарплаты, в свою очередь, позволит осуществить реформу социальной сферы.

Кроме этого, следует изменить порядок формирования государственных внебюджетных социальных фондов. Постепенный переход на отчисления от заработков работников на пенсионное обеспечение и медицинское страхование в рамках персонифицированного учета этих отчислений позволит снижать отчисления предприятий на эти цели от общего фонда оплаты труда. Это позволит, наряду с усилением заинтересованности и ответственности работников за свое социальное обеспечение, постепенно улучшать финансово - экономическое состояние предприятий и сократить масштабы скрытой (не отражаемой в отчетности) заработной платы.

3.2. Рыночные механизмы регулирования.

Во внебюджетном секторе экономики в условиях полной самостоятельности предприятий основным механизмом регулирования заработной платы должно стать социальное партнерство на основе заключения соглашений между объединениями профсоюзов и работодателей.

Социальное партнерство должно включать в себя развитую систему соглашений и коллективных договоров, обеспечивающую согласованную политику в области определения уровня заработной платы в ходе переговоров. Широкую информационную базу об уровне и динамике заработной платы в отраслях и на предприятиях, обеспечивающую объективную основу для ведения переговоров и заключения коллективных договоров и трудовых договоров (контрактов). В связи с этим необходимо ориентировать коллективы работников, их представителей в лице профсоюзных органов на диалог с работодателями, повышение требовательности к последним в решении вопросов повышения заработной платы, гарантий в оплате труда.

Необходимо в полную меру использовать процесс заключения соглашений и коллективных договоров как эффективное средство совершенствования системы оплаты труда, добиваясь увеличения доли тарифной части заработной платы до 2,3 от общего ее размера.


4. Направления реформирования системы заработной платы

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»