Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДСТВЕ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ


4. Формирование системы развития персонала на производстве


Система развития персонала на производстве представляет собой совокупность правовых норм, организационных мер, осуществляемых на основе скоординированных действий государственных структур, органов местного самоуправления, органов по труду и занятости населения, работодателей, профсоюзов в соответствии с программой социальных реформ, а также сеть образовательных учреждений со спектром оказываемых ими учебных услуг.

Система развития персонала должна отвечать потребностям работников в получении и повышении профессиональной подготовки в течение всей их трудовой деятельности, во всех отраслях экономики и на всех уровнях квалификации и ответственности. Одной из подсистем работы с персоналом является обучение персонала на производстве. Главным звеном в системе развития персонала должны стать кадровые службы предприятий. Они должны решать основные задачи:

- комплексное управление персоналом как инвестициями в человеческий потенциал;

- обеспечение полного цикла воспроизводства человеческого потенциала в организации;

- совершенствование организационных структур управления, систем организации и стимулирования труда.

Вопросы кадровой службы должны перестать быть второстепенными и вспомогательными во внутрифирменном управлении. По своему статусу планирование человеческих ресурсов и управление ими в современных организациях не должно уступать таким общим функциям управления как маркетинг или планирование инвестиций в основной капитал. Персонал на предприятии - это тоже ресурс, который необходимо оптимизировать.

В связи с этим назрела объективная необходимость в пересмотре традиционных представлений о социальной сущности и целевых функциях кадровых служб предприятий и организаций и определение перспектив их развития. Возникает потребность укомплектования кадровых служб специалистами, знающими не только трудовое законодательство, но и основы социологии, психологии труда и управления, владеющими навыками работы на компьютерной технике, методами системного анализа, разбирающимися в вопросах экономики, деловых взаимоотношениях.

В целях дальнейшего совершенствования деятельности кадровых служб необходимо, в первую очередь, сосредоточить внимание на организации их работы в следующих направлениях:

- обеспечение реализации государственной кадровой политики;

- разработка финансового механизма системы воспроизводства квалифицированной рабочей силы на предприятиях;

- своевременное и качественное комплектование высококвалифицированного кадрового состава на предприятиях в соответствии с потребностями и возникающими задачами;

- проведение аттестации, квалификационных экзаменов, испытаний и конкурсов;

- проведение систематического анализа кадровой ситуации и осуществления мониторинга кадровых процессов;

- проведение анализа уровня профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала и использование результатов обучения в практической деятельности;

- организация работы с кадровым резервом, совершенствование работы по планированию карьеры персонала;

- формирование и использование банка кадровой информации;

- участие в республиканских конкурсах на лучшую систему внутрипроизводственного обучения персонала.

Важнейшим звеном в системе управления развитием персонала на производстве должно стать специализированное структурное подразделение в составе Комитета по труду Министерства социальной защиты населения и труда. Это подразделение, отдел или сектор, состоящий из 2 - 3 высококвалифицированных специалистов (1 главного и 1 - 2 ведущих), должно выполнять все необходимые управленческие функции в рамках реализации государственной политики в области развития персонала на производстве и координировать деятельность всех компонентов системы.

Следующим звеном системы развития персонала на производстве должна стать общественная организация - Ассоциация развития персонала на производстве (АРП), учредителями которой могут выступить: Аграрный Союз, Союз промышленников и предпринимателей и 10 - 15 предприятий республики. Имеется опыт создания таких организаций в других регионах и рекомендации по их созданию Минтруда России.

Ассоциация должна выступать в качестве некоммерческой организации, призванной обеспечить сотрудничество организаций и предприятий всех форм собственности, образовательных учреждений, финансовых групп по реализации внутрипроизводственных программ развития персонала на производстве, и решать следующие задачи:

- разработка и реализация региональных проектов и программ, содействие в подготовке и реализации внутрипроизводственных проектов и программ в области управления и развития персонала;

- проведение региональных семинаров, совещаний, конференций по проблемам организации производства, труда и управления, развития персонала;

- организация управленческого консультирования предприятий по вопросам осуществления инновационных процессов, выбора перспективных направлений деятельности, совершенствования производства;

- проведение по заявкам предприятий - членов Ассоциации экспертной оценки конкурентоспособности их продукции и услуг;

- организация различных форм обмена информацией между членами Ассоциации по интересующим их проблемам;

- содействие формированию рынка учебных услуг, развитию внутрифирменной подготовки кадров, реконструкции и оснащению учебных баз современным оборудованием и средствами обучения;

- оценка состояния и разработка прогноза структурной динамики рынка труда на текущий период и ближайшую перспективу;

- распространение среди членов Ассоциации учебно - методических материалов, организация подготовки и повышения квалификации преподавателей образовательных структур, организация обучения и стажировки за рубежом преподавателей и специалистов предприятий.