Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДСТВЕ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ


6. Условия и последовательность реализации основных положений концепции


Успешная реализация намеченных мер возможна при условии создания на республиканском и районных уровнях системы методической и организационной помощи предприятиям по распространению отечественного и зарубежного передового опыта эффективного использования профессионального потенциала и последовательного его развития, организации труда, управления, применения новых технологий и реорганизации производства через обучение руководителей и специалистов, вооружение их знаниями по обеспечению успешной деятельности в условиях рыночной экономики, предотвращению массовых увольнений при банкротстве и санации предприятий.

Общая координация работы по реализации основных направлений на республиканском уровне осуществляется Министерством социальной защиты населения и труда, на районном уровне - администрациями местного самоуправления.

В необходимых случаях вопросы подготовки персонала на производстве выносятся на рассмотрение Совета по развитию персонала на производстве при Правительстве Республики Бурятия.

В целях осуществления функций по обобщению и распространению передового опыта по организации труда, производства и управления, профессиональной подготовки персонала на производстве создается Ассоциация развития персонала (в дальнейшем - АРП), образуемая на договорной основе предприятиями и организациями (юридическими лицами), при содействии заинтересованных республиканских органов исполнительной власти.

Обучение кадров на производстве предполагается осуществлять, исходя из конкретных задач предприятий и организаций, перспектив их развития, совершенствования существующих и создания новых рабочих мест.

Для осуществления начальной профессиональной подготовки кадров с выдачей диплома установленного образца образовательные подразделения предприятий должны получать в установленном порядке соответствующую лицензию.

Для обучения кадров в профессиональных образовательных учреждениях соответствующие республиканские органы исполнительной власти определяют базовые профессии по ограниченному перечню без относительной отраслевой специализации и разрабатывают профессионально - квалификационные требования к качеству подготовки (государственный стандарт образования).

При этом имеется в виду, что конкретная специализация должна осуществляться преимущественно на учебной базе предприятий или в образовательных учреждениях по заявке предприятий по учебным планам, разрабатываемым самими предприятиями совместно с образовательными учреждениями.

Намечаемое разделение процесса обучения позволит изменить подготовку кадров в системе профессионального образования (сократить сроки обучения, улучшить технологию преподавания, повысить качество). Одновременно предполагается ввести систему обязательной краткосрочной (2 - 3 месяца) профессиональной адаптации выпускников образовательных учреждений на предприятиях.

Проведение работы по созданию и совершенствованию нормативно - правовой базы обучения кадров на производстве, предусмотренной основными направлениями, будет способствовать:

- сохранению преемственности и развитию взаимосвязи системы обучения персонала на производстве с системой профессионального образования;

- подготовке персонала предприятий по вопросам обеспечения экологической безопасности производственной деятельности;

- контролю за организацией и содержанием обучения персонала на предприятиях, отличающихся вредными и особо опасными условиями труда;

- обеспечению сочетания учебы и работы вновь нанимаемого персонала предприятий;

- предоставлению более широких возможностей для обучения кадров во внерабочее время, включая заочную форму обучения;

- обеспечению равных возможностей для профессиональной подготовки различным категориям работающих на предприятиях (молодежь, женщины, лица предпенсионного возраста, инвалиды и др.) при дифференцированном подходе к использованию форм обучения.

Предполагается разработать финансовый механизм системы воспроизводства квалифицированной рабочей силы на предприятиях, определить норматив обязательных минимальных инвестиций в развитие персонала.

Намечается ввести систему стимулов для предприятий по развитию персонала с осуществлением предприятиями мер по усилению заинтересованности работников в непрерывном повышении своих знаний и навыков. С этой целью могут вводиться компенсация затрат на обучение персонала, тарифные системы, учитывающие повышение размера ставки (оклада) после обучения, надбавки, доплаты и другие формы экономической заинтересованности персонала в обучении и использовании новых навыков и знаний в практической работе. В ходе реализации основных направлений намечается разработка республиканской программы развития персонала на производстве в Республике Бурятия на период 2000 - 2005 гг. и целевых проектов "Мониторинг производственной сферы на республиканском и районных уровнях", "Создание системы консультационных услуг по вопросам развития персонала", "Формирование рынка учебных услуг", "Подготовка преподавательских кадров для обучения на производстве", "Информационное обеспечение системы развития персонала на производстве", "Создание экспериментальных регионально - отраслевых учебных центров на предприятиях", "Формирование трудового потенциала для наукоемкого производства".

Целевые проекты включают в себя проведение конкретных исследований и экспериментов, внедрение результатов в практику, осуществление организационно - экономических, нормативно - правовых решений, их информационное и методическое обеспечение.