ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 апреля 2000 года N 94
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА НА ПРОИЗВОДСТВЕ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ
В целях создания необходимых условий для развития персонала на производстве, поддержания качества рабочей силы на уровне современных требований Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития персонала на производстве в Республике Бурятия.
2. Утвердить прилагаемые к Концепции мероприятия по организации системы развития персонала на производстве.
3. Обязать министерства, ведомства и рекомендовать органам местного самоуправления, работодателям принять необходимые меры по выполнению положений и мероприятий Концепции развития персонала на производстве в Республике Бурятия.
4. Министерству социальной защиты населения и труда Республики Бурятия (Ефимов С.Г.), Министерству образования и науки Республики Бурятия (Намсараев С.Д.), Министерству промышленности, энергетики и транспорта Республики Бурятия (Переляев В.В.), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (Болонев П.М.), Министерству экономики и внешних связей (Атанов Н.И.) совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разработать в первом полугодии 2000 года и представить в Совет по развитию персонала на производстве мероприятия по реализации данной Концепции.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Агалова В.К.
Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ
Исполняющий обязанности Управляющего
Делами - Руководителя Администрации
Президента и Правительства
Республики Бурятия
Н.М.БЕЛОКОЛОДОВ
Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 04.04.2000 N 94
Концепция развития персонала на производстве в Республике Бурятия представляет собой систему взглядов, принципов и приоритетов деятельности органов исполнительной власти, работодателей и образовательных учреждений в сфере подготовки, распределения, повышения профессионализма и эффективности использования трудовых ресурсов.
Необходимость разработки и принятия Концепции продиктована, прежде всего, тем, что структурная перестройка экономики требует повышения мобильности рабочей силы, перемещения значительных контингентов персонала из неперспективных отраслей и предприятий в отрасли и на предприятия, развивающие производство конкурентоспособной продукции и услуг. Кроме того, в результате снижения числа занятых в отраслях экономики большое число наемных работников пополняют число безработных, при этом длительность вынужденной безработицы увеличивается, что ведет к заметному снижению качества рабочей силы. В промышленности ежегодно обновляется до 25% персонала предприятий по естественным причинам и до 36% оставляют свои рабочие места в связи со структурными изменениями производства.
В целом, квалификационный уровень работников российских предприятий, по оценкам специалистов, на 20 - 25% ниже уровня квалификации западноевропейских и продолжает снижаться. Квалификация руководителей и специалистов многих организаций не отвечает требованиям рыночной экономики и является сдерживающим фактором для реализации эффективной инвестиционной политики.
Действующими законодательными и нормативными правовыми актами урегулированы лишь отдельные аспекты развития персонала на производстве. Однако они не решают проблему комплексно и не дают основания считать, что в стране создана система подготовки персонала на производстве.
Система подготовки персонала на производстве должна быть составляющей частью системы профессионального образования, а внутрифирменное обучение и повышение квалификации кадров (особенно рабочих) должно способствовать повышению оперативности в этой работе, охватывать тех наемных работников, которые по различным причинам не могут быть обучены в образовательных учреждениях, подведомственных Министерству образования и науки.
Предполагаемый рост объемов ВВП в 2000 и последующие годы требует увеличения объемов подготовки персонала на 40 - 60%, т.к. более 30% объемов прироста должно осуществляться за счет роста производительности труда. Большая часть тех лиц, которые должны пройти подготовку, являются штатными работниками предприятий, и потому возможности их подготовки полностью зависят от возможностей предприятий.
В то же время на большинстве предприятий по различным причинам утрачены возможности подготовки персонала.
Для восстановления системы развития персонала на производстве необходимы скоординированные действия работодателей, образовательных учреждений, общественных организаций. Задача органов государственного управления - создать необходимые условия для того, чтобы эти действия принесли желаемые результаты.
Концепция содержит анализ состояния развития персонала на производстве, определяет цели и задачи, основные направления развития системы, механизмы реализации концептуальных предположений. При этом развитие персонала на производстве представляется как целенаправленное и систематическое развитие работников, ориентированное на достижение целей организации путем расширения, углубления имеющейся профессиональной компетенции, обучения новым квалификациям, а также повышение мотивации и организационных возможностей использовать потенциал работника. Это процесс подготовки персонала к выполнению новых производственных функций, решению новых задач. В приложении к Концепции приводятся мероприятия по организации системы развития персонала на производстве.
Проект Концепции разработан во исполнение постановления Правительства Республики Бурятия от 17.09.98 N 94 и распоряжения Правительства Республики Бурятия от 09.11.99 N 1060-р группой специалистов министерств экономики и внешних связей, образования и науки, промышленности, энергетики и транспорта, сельского хозяйства и продовольствия, Комитета госслужбы, кадровой политики и по работе с местным самоуправлением, Байкальского института природопользования СО РАН, Министерства социальной защиты населения и труда в составе: к.э.н. Г.Т.Найданов, Н.М.Антонов, Л.Ц.Зодоева, С.В.Цыремпилова, Е.П.Чукреев, к.п.н. В.И.Тютрин, В.Б.Юмсунов, М.Л.Асеев, под руководством д.с.н. П.А.Чукреева.
На территории республики профессиональную подготовку специалистов для всех отраслей экономики ведут учебные заведения высшего профессионального образования, в которые входят четыре государственных, пять филиалов иногородних высших учебных заведений, семь филиалов негосударственных высших учебных заведений и два факультета иногородних высших учебных заведений:
1. Бурятский государственный университет (БГУ);
2. Бурятская государственная сельскохозяйственная академия (БГСХА);
3. Восточно - Сибирская государственная академия культуры и искусств (ВСГАКИ);
4. Восточно - Сибирский государственный технологический университет (ВСГТУ);
5. Улан-Удэнский филиал Иркутского института инженеров железнодорожного транспорта;
6. Филиал Новосибирской государственной академии экономики и управления;
7. Улан-Удэнский филиал Новосибирского государственного технического университета;
8. Кяхтинский филиал Иркутского государственного технического университета;
9. Улан-Удэнский филиал Томского государственного университета;
10. Улан-Удэнский факультет Сибирской академии потребительской кооперации;
11. Байкальский филиал Международной академии предпринимательства;
12. Бурятский филиал Института государственного администрирования;
13. Бурятский филиал Академии труда и социальных отношений;
14. Представительство Института профессиональных инноваций;
15. Улан-Удэнский филиал Современного гуманитарного университета;
16. Байкальский филиал Гуманитарного института.
В государственных высших учебных заведениях Республики Бурятия обучается (по состоянию на 01.01.2000) 21735 студентов, в том числе:
- по дневной форме обучения - 13563 студента;
- по вечерней и заочной формам обучения - 8232 студента.
За все годы функционирования вузов республики подготовлено более 85 тыс. специалистов.
Несмотря на сокращение числа студентов и аспирантов, отток части преподавателей в начале 90-х годов, в настоящее время высшая школа Республики Бурятия обрела не только ощутимые черты стабильности, но и определенные тенденции развития в новых условиях. Так, в 1999 г. на все формы обучения в государственные высшие учебные заведения Республики Бурятия принято 2811 студентов.
Значительные изменения происходят в структуре специальностей, по которым ведется подготовка. Эти изменения связаны с реальной оценкой ситуации высшими учебными заведениями, учитывающими как конъюнктуру рынка труда на выпускников той или иной специальности, так и необходимость сохранения сложившихся научно - педагогических коллективов. В общем итоге развитие получили направления, связанные с подготовкой специалистов по гуманитарным и экономическим видам деятельности. За последние два года прием студентов в высшие учебные заведения по Республике Бурятия на гуманитарные специальности возрос на 25,5%, из них на дневных факультетах на 52 процента. Незначительно снизился прием студентов на инженерно - технические специальности, сокращение по всем формам обучения составило 12 процентов.
Несмотря на положительный характер структурных изменений, подтверждаемых данными трудоустройства молодых специалистов по Российской Федерации, в республике отмечается тенденция к снижению государственного распределения выпускников высших учебных заведений. В Республике Бурятия государственное распределение производит только БГУ, но процент закрепления кадров на местах остается крайне низким из-за отсутствия социальной поддержки молодых специалистов (недостаток жилья, невыплата подъемных, задержка заработной платы и т.п.).
В системе профессиональной подготовки кадров в республике занимают особое место учебные заведения среднего профессионального образования. В настоящее время работают 20 учебных заведений среднего профессионального образования, в которых обучаются свыше 17,8 тыс. студентов, в том числе 12,5 тыс. человек по дневной форме обучения.
Подготовка кадров осуществляется по 65 специальностям. Ежегодный прием студентов по дневной форме обучения составляет более 3,7 тыс. чел., причем количество принятых за последние годы возрастает ежегодно на 10 процентов.
Ежегодный выпуск специалистов по дневной форме составляет 2,3 тыс. чел., из них трудоустраивается 75 процентов.
В условиях реально сложившейся экономики в Республике Бурятия и в целом по стране существенно возрастает роль начального профессионального образования.
В профессиональных училищах и лицеях Республики Бурятия обучается 16059 чел., что составляет 39% от общего количества обучающейся молодежи в государственных учреждениях профессионального образования Республики Бурятия.
В учебных заведениях начального профессионального образования:
- 2802 учащихся или 17,4% получают профессию на базе среднего (полного) общего образования;
- 11122 учащихся или 69,3% одновременно с получением профессии на базе основного общего образования получают среднее (полное) общее образование;
- 2135 учащихся или 13,3% получают только профессию.
Обучение в профессиональных училищах и лицеях ведется по 46 профессиям начального профессионального образования и 12 специальностям среднего профессионального образования.
Удельный вес подготавливаемых профессий и специальностей для промышленности, энергетики, транспорта составляет 42%, аграрного сектора - 19%, сферы услуг - 1 процент.
В 1998/99 учебном году подготовлено 8268 квалифицированных рабочих и трудоустроено 3134 выпускника или 38% от общего выпуска.
В рамках Концепции развития непрерывного профессионального образования в Республике Бурятия (1994 г.) в ряде профессиональных училищ и лицеев совместно с высшими учебными заведениями Республики Бурятия и региона разработаны и реализуются интегрированные, сквозные учебные планы и программы.
По договорам с вузами Республики Бурятия - БГУ, ВСГТУ, ВСГАКИ, БГСХА - на 1 курс поступили 32 учащихся.
Наряду с профессиональной подготовкой в профессиональных училищах и лицеях ведется переподготовка и повышение квалификации безработных граждан и незанятого населения по договорам с работодателями, службами занятости и физическими лицами за счет их средств. В 1998/99 учебном году прошли переподготовку и повышение квалификации 456 граждан.
Служба занятости как проводник политики государства участвует в решении этой проблемы, организуя профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения. В 1999 году службой занятости было направлено на обучение 1154, завершили обучение 1119, из них трудоустроено 1058 человек.
Профессиональное обучение безработных граждан проходило по 34 профессиям и специальностям в 30 образовательных учреждениях Республики Бурятия.
Проводится целенаправленная работа по развитию системы подготовки и переподготовки кадров в АПК республики. В 1995 году была разработана Концепция кадровой политики в АПК Республики Бурятия и мероприятия по ее реализации. В 1998 году только в Институте переподготовки и повышения квалификации кадров АПК прошли профессиональную подготовку 232 человека, из них на менеджера - 52, в том числе 15 молодых руководителей хозяйств, фермеры - 115, младшие ветфельдшеры - 60 человек. Повысили квалификацию и прошли целевое обучение 1208 человек.
В целом Республика Бурятия имеет достаточно развитую систему профессиональной подготовки кадров. Существующие образовательные учреждения могут решать вопросы подготовки специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием. Однако, состояние дел в сфере внутрифирменной подготовки кадров не позволяет сделать вывод о том, что создана и успешно функционирует полноценная система непрерывного образования.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой (Германия, Франция, Япония, США и др.) показывает целесообразность и высокую эффективность внутрифирменной подготовки. Например, в Японии по программе непрерывного образования непосредственно в компаниях обучается 80% слушателей, вне компании - 18%, за границей - 2 процента. Опросы, проведенные в промышленных фирмах ФРГ, показали, что 85% предпринимателей высказались за осуществление этих программ непосредственно на предприятиях. Во Франции развитие персонала охватывает любую деятельность, "сознательно и систематически организованную в целях получения информации, знаний или иных способностей".
Необходимо восстановление системы обучения персонала на производстве, поскольку качественный уровень работников предприятий и организаций существенно уступает требованиям, предъявляемым не только на международном, но и региональных рынках труда с высоким технико - организационным уровнем развития производства. Многие рабочие и специалисты предприятий и организаций в профессиональном отношении не готовы к сдаче обязательных тестов как в части теории, так и практики без дополнительной и углубленной подготовки.
Фактически без контроля со стороны органов государственного управления на предприятиях и в организациях в условиях многообразия форм собственности функционирует система присвоения общероссийских профессиональных квалификаций в соответствии с требованиями Единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих. На большинстве предприятий квалификационные комиссии упразднены, либо их функции переданы структурным подразделениям, зачастую квалификации присваиваются и вносятся в трудовые книжки работников без экзаменов или после упрощенных формальных процедур. Это не только ставит под сомнение возможности предприятий в части обеспечения качества товаров и услуг, но и серьезно подрывает конкурентоспособность работников на рынке труда, резко сужает их профессиональную мобильность.
Сложившаяся на предприятиях ситуация в области профессионального развития работников практически лишает их возможности реализации прав, декларированных КЗоТ Российской Федерации, на продолжение профессионального образования и переподготовку. Усугубляет ситуацию отсутствие механизма и процедур согласования интересов работодателей и работников в указанной области.
Успешное решение проблемы требует, прежде всего, принципиального изменения существующей концепции внутрифирменного обучения. Необходим переход от механизма ускоренного приобретения обучающимися навыков к комплексу взаимосвязанных мер целенаправленного воздействия на качество рабочей силы посредством интеграции и постоянного развития индивидуальных знаний, навыков и умений работников. В современных условиях большинство предприятий не в состоянии самостоятельно решить проблему. Необходимы комплексные меры, объединяющие усилия предприятий, образовательных учреждений, общественных организаций при регулирующем воздействии на эти процессы со стороны государства.