Действующий

О ГЕНЕРАЛЬНОЙ СХЕМЕ СОЗДАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2001 - 2005 ГОДЫ


Этапы реализации целей и задач Схемы


Реализацию целей и задач, поставленных в Схеме, следует проводить поэтапно. На первом - в 2001 году - в силу ограниченности времени и финансовых ресурсов следует сохранить уровень социальной напряженности на уровне 2000 года. На втором этапе до 2005 года решается задача выхода на уровень социальной защищенности, соответствующий наиболее благоприятному по этому показателю за все годы рыночных преобразований - 1995 год. Для этого необходимо снизить показатель социальной напряженности по сравнению с пассивным прогнозом почти в 2 раза, снизив уровень безработицы в 2005 году до 13,2 процента.

На каждом этапе разработки Схемы осуществляется оценка потребности в дополнительном вводе рабочих мест на основе критерия, в качестве которого используется заданный уровень социальной защищенности в обществе. Последний неоднозначно определяет соотношение между уровнем безработицы и уровнем бедности населения. Возникает дилемма: дополнительные средства можно потратить как на создание рабочих мест, так и на борьбу с бедностью. В Схеме в качестве приоритетного направления выбрано создание и сохранение рабочих мест, то есть рост занятости, поскольку создание рабочего места ведет к сокращению 3 человек с доходами ниже прожиточного уровня. Таким образом, снижая уровень безработицы на 1 процентный пункт, уровень социальной напряженности снижается на 4 процентных пункта (соответственно повышается уровень социальной защищенности). Задавая целевой уровень социальной защищенности, можно однозначно определить нормативно-целевой (допустимый) уровень безработицы.

При определении нормативно-целевого уровня безработицы учитывается не только необходимость достижения некоторого желаемого уровня социальной защищенности, но и возможность его достижения в данный период. Последнее достигается путем расчета суммарных затрат отдельно на создание и на поддержание рабочих мест в разрезе отраслей экономики в соответствии с выбранной отраслевой структурой ввода новых рабочих мест и поддержания действующих.

Расчет нормативно-целевого уровня безработицы в регионах в период 2001 - 2003 годов производится исходя из следующих предпосылок.

Вполне обоснованно считать, что в 2000 году дополнительного ввода рабочих мест не будет, в 2001 году такой ввод может быть осуществлен в достаточно ограниченных масштабах, в 2002 - 2003 годах - в существенно большей степени. При этом следует учитывать, что основной прирост экономически активного населения придется именно на эти годы. Вот почему достижение целей по стабилизации уровня безработицы в целом по республике и в большинстве относительно благополучных районов реально возможно лишь после 2003 года, а в районах с экстремальной ситуацией на рынке труда стабилизация и определенное снижение уровня безработицы необходимо заложить уже на 2001 - 2003 годы.

По пассивному варианту прогноза на 2001 год уровень общей безработицы по республике может составить 18,9 процента. Исходя из задачи достижения в этом году уровня социальной защищенности населения не ниже, чем в 2000, необходимо обеспечить выход общей безработицы на уровень 17,9%, то есть на 1,0% ниже, чем по пассивному прогнозу. В процентном отношении снижение уровня безработицы по сравнению с пассивным вариантом составляет 5,8 процента.

Допустимый уровень безработицы в каждом из районов (городов) оценивается как территориальный уровень безработицы, рассчитанный по пассивному варианту прогноза и уменьшенный на 5,8% (величину безработицы по республике в целом). Таким образом, предполагается, что при снижении общереспубликанского показателя уровня безработицы на 5,8% на ту же величину следует снижать уровень безработицы и в каждом из районов (городов).

В действительности в процентных пунктах снижение безработицы в различных районах будет разное. Например, там, где уровень безработицы прогнозируется 25%, снижение на 5,8% дает 1,4 процентных пункта, а там, где 50% - аналогичное снижение дает 2,75 процентных пункта.

В соответствии с пассивным вариантом прогноз уровня безработицы в республике в 2003 году составит 21,3%, а доля населения с денежным доходом ниже прожиточного уровня - около 40 процентов. Коэффициент социальной напряженности в республике составит: КСН = 1,0 х 21,3 + 0,9 х 40 = 56,3, что в 1,49 раза ниже, чем в 1999 году. С учетом реализации мер по достижению нормативно-целевого уровня безработицы коэффициент социальной напряженности в 2003 году будет почти в 2 раза ниже, чем в 1999 году.

В период до 2003 года, то есть в период, когда будет наблюдаться достаточно высокий уровень прироста экономически активного населения, необходимо решить следующие задачи:

- для Республики Бурятия в целом - минимизировать темпы прироста безработицы (снизить ее в абсолютном выражении в этот период из-за высоких темпов роста экономически активного населения не представляется возможным), а по сравнению с пассивным прогнозом снизить ее уровень на 4,1 процентных пункта;

- для относительно благополучных районов - осуществить меры по совершенствованию структуры занятости, повышению эффективности и росту оплаты труда, снижению безработицы на 1 - 2 процентных пункта по сравнению с пассивным прогнозом;

- для критических районов - стабилизировать, а в некоторых - снизить абсолютный уровень безработицы на 3 - 5 процентных пункта.

На основе определенных таким образом ориентиров уровней безработицы для каждого района и для Республики Бурятия в целом рассчитывается потребность в дополнительных рабочих местах, которые необходимо ввести или сохранить в отраслях экономики. Экономический смысл дополнительного ввода состоит в том, что если он будет реализован в полном объеме, то это обеспечит в каждом районе выход на нормативно-целевой уровень безработицы.

Что касается дополнительного ввода, то в связи с ограниченностью средств в 2001 - 2002 годы предпочтение нужно отдать поддержанию рабочих мест. В основном следует поддерживать рабочие места в промышленности (для сохранения трудового и интеллектуального потенциала) и сельском хозяйстве (для обеспечения продовольственной безопасности республики), при этом доля эффективных рабочих мест должна составлять не менее 75 процентов.

На период 2003 - 2005 годов доминирующей тенденцией должен стать ввод новых рабочих мест, при этом все дополнительные рабочие места должны быть эффективными.