ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 6 октября 2000 года N 915-р

[О ГЕНЕРАЛЬНОЙ СХЕМЕ СОЗДАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2001 - 2005 ГОДЫ]


Для обеспечения формирования Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест в Республике Бурятия на 2001 - 2005 годы:

1. Руководителям министерств и ведомств Республики Бурятия:

- разработать мероприятия для включения в Генеральную схему создания и сохранения рабочих мест в Республике Бурятия на 2001 - 2005 годы в соответствии с приложениями 1 - 13;

- согласовать мероприятия с курирующими заместителями Председателя Правительства Республики Бурятия и до 1 декабря 2000 года представить в Министерство труда и социального развития Республики Бурятия.

2. Заместителям Председателя Правительства Республики Бурятия Переляеву В.В., Ханхалаеву Е.К., Полютову В.А., Налетову А.Ю., Быкову Н.И. рассмотреть и утвердить мероприятия курируемых министерств и ведомств в соответствии с планом - графиком разработки Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест (приложение 2).

3. Рекомендовать главам местного самоуправления разработать мероприятия Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест в районах, городах на 2001 - 2005 годы в соответствии с приложениями 1 - 13 и до 1 декабря 2000 года представить в Министерство труда и социального развития Республики Бурятия.

4. Министерству труда и социального развития Республики Бурятия (Ефимов С.Г.) обеспечить обобщение разработанных министерствами, ведомствами, органами местного самоуправления разделов и во II квартале 2001 года представить проект Генеральной схемы создания и сохранения рабочих мест в Республике Бурятия на 2001 - 2005 годы на рассмотрение Правительства Республики Бурятия.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.).

Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
Л.В.ПОТАПОВ






Приложение 1
к Распоряжению Правительства
Республики Бурятия
от 06.10.2000 N 915-р

СТРУКТУРА ГЕНЕРАЛЬНОЙ СХЕМЫ СОЗДАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2001 - 2005 ГОДЫ


 Основные понятия и определения, используемые в Схеме


Рабочее место - комплекс условий, обеспечивающих занятость одного работника (включая частичную, временную, неполную занятость) при работе в одну смену.

Экономически эффективное рабочее место - рабочее место, обеспечивающее работнику социально и экономически приемлемый уровень дохода (не ниже прожиточного минимума), а государству - налоговые поступления и отчисления в соответствующие внебюджетные фонды.

Дополнительный ввод рабочих мест. Под дополнительным вводом понимается процесс создания новых и поддержания действующих рабочих мест, который необходимо осуществить помимо сложившихся тенденций ввода - вывода рабочих мест, отраженных в пассивном прогнозе, для достижения целевых установок каждого этапа реализации Схемы по минимизации уровня социальной напряженности.

Пассивный прогноз - основной вариант прогноза, подготовленного Министерством труда и социального развития Республики Бурятия, который формируется исходя из сложившихся в ретроспективном периоде тенденций без учета необходимого дополнительного ввода рабочих мест.

Генеральная схема - набор количественных и качественных показателей, характеризующих общие потребности экономически активного населения республики в рабочих местах и предложение рабочих мест на определенный период времени. В настоящей Схеме оцениваются количество, структура и стоимостные параметры дополнительного ввода рабочих мест, которые необходимо ввести на предприятиях всех форм собственности для обеспечения социально приемлемого уровня занятости и социальной защищенности.

Социально приемлемый уровень занятости (безработицы) - уровень занятости населения (безработицы), при котором уровень социальной защищенности (напряженности) не превышает установленного для данного региона порогового значения.

Нормативно - целевой уровень занятости (безработицы) - уровень, которого необходимо достичь, чтобы обеспечить заданный уровень социальной защищенности (напряженности).

Уровень социальной защищенности (коэффициент социальной напряженности - КСН) - интегральный критерий, представляющий собой сумму двух показателей: уровня общей безработицы и уровня бедности (доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума). На данном этапе разработки Схемы КСН при показателе уровня безработицы принимается равным единице, при показателе уровня бедности - равным 0,9.


Общие требования


К Генеральной схеме создания и сохранения рабочих мест в Республике Бурятия на 2001 - 2005 годы прилагается пояснительная записка, в которой дается краткий анализ положения дел в отрасли (в разрезе районов, хозяйствующих субъектов), определяется перечень проблем, разрешаемых при разработке Схемы.


Основные цели и задачи Схемы


Долгосрочная (стратегическая) цель настоящей Схемы создания рабочих мест состоит в формировании эффективной системы занятости населения как основы поступательного развития экономики и существенного улучшения уровня жизни населения страны.

Этого можно достичь только повышением эффективности труда и расширением занятости.

Развитие системы рабочих мест предусматривает:

- создание новых рабочих мест и сохранение действующих;

- улучшение их качественных характеристик;

- перераспределение рабочих мест по отраслям и территориям.

Все эти действия направлены на решение как долгосрочных стратегически важных для республики и районов задач в интересах прогрессивного социально-экономического развития, создания условий для устойчивого экономического роста, так и тактических, направленных на стабилизацию рынка труда.

На различных этапах реализации Схемы ее тактические цели будут уточняться и конкретизироваться. На данном этапе выхода республики из социально-экономического кризиса в качестве ближайших рассматриваются следующие цели:

- формирование рациональной системы создания и сохранения рабочих мест на основе определения приоритетных направлений развития отраслей экономики и социально-экономического потенциала республики (района) и рационализации структуры занятости населения;

- решение вопросов стабилизации рынка труда в районах со сложным социально-экономическим положением и в районах с экстремальными условиями проживания;

- достижение и поддержание продуктивной занятости населения, повышение эффективности и доходности труда в интересах работников, работодателей и всего населения республики;

- более полное использование и совершенствование накопленного научно-производственного и кадрового потенциала;

- снижение социальной напряженности в обществе.

Создание рабочих мест в интересах повышения степени сбалансированности спроса и предложения рабочей силы уже на этом этапе должно также осуществляться с учетом необходимости перехода к прогрессивным структурным сдвигам в производстве и роста эффективности труда.

Схема не ставит своей целью разработку детального экономического механизма создания рабочих мест или программ развития и размещения производства по отраслям и территориям. Решение этих задач лежит в русле всей экономической политики республики, включая структурную, промышленную, инвестиционную, финансово-кредитную, налоговую и внешнеэкономическую составляющие. Задача Схемы - дать рамочные ориентиры для выработки такой политики, показать кризисные точки с позиций состояния занятости в отраслях и территориях, определить наиболее рациональные пути их устранения.

В соответствии с целями и задачами Правительства республики министерства и ведомства, органы местного самоуправления определяют цели и задачи, направленные на стимулирование развития системы рабочих мест и жизненного уровня населения на 2001 - 2005 годы. В пояснительной записке отражаются формы и методы государственного регулирования курируемой отрасли и ожидаемые результаты.


Основные подходы к разработке Схемы


Схема должна иметь аналитический, прогнозный и нормативно-целевой аспекты решения поставленной задачи.

Схема разработана на основе анализа статистических данных, отражающих процессы воспроизводства населения, уровень его экономической активности, предложение рабочих мест в отраслевом и территориальном разрезах как на республиканском, так и на районном уровнях.

В качестве исходной базы для расчета дополнительного ввода рабочих мест в республике и районах используется пассивный прогноз численности экономически активного населения, числа рабочих мест, уровней занятости и безработицы. Каждый из этих параметров формируется исходя из сложившихся тенденций развития экономической ситуации в республике в целом, в каждом из ее районов и соответствующих процессов на рынке труда.

Прогноз численности экономически активного населения базируется на данных демографического прогноза (с учетом трудовой миграции), который предполагает существенное увеличение трудоспособного населения в трудоспособном возрасте в 2000 - 2003 годах.

При расчете числа рабочих мест учитывался коэффициент сменности, равный 1,2 в промышленности и 1 во всех других отраслях.

Динамика численности экономически активного населения приведена в таблице 5, динамика численности занятых - в таблице 6, динамика уровней безработицы по республике - в таблице 7.

Параметры пассивного прогноза будут уточнены после утверждения Правительством республики "Уточненного прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия на 2000 год и на период до 2003 года".

Основные целевые установки Схемы предполагают территориально-отраслевой подход к ее разработке. Уровень безработицы рассматривается в территориальном разрезе, а необходимость создания дополнительных рабочих мест - в отраслевом. Поскольку повышение степени сбалансированности предложения рабочей силы и рабочих мест в настоящее время полностью зависит от расширения спроса на рабочую силу, то в основу разработки Схемы закладывается оценка необходимого дополнительного ввода рабочих мест в территориях для обеспечения допустимого уровня безработицы.

Генеральная схема создания рабочих мест формируется сроком на три года (2000 - 2003) с разбивкой по годам. На более отдаленную перспективу до 2005 года дается оценочный экспертный прогноз.

Корректировка Схемы должна проводиться ежегодно, исходя из реальных тенденций развития экономики, темпов социально - экономического развития республики и отдельных районов, динамики инвестиционной активности, изменений в действующем законодательстве, степени реализуемости предшествующих этапов Схемы.

Схема должна отражать текущую ситуацию в занятости на республиканском и районных рынках труда и содержать прогнозы занятости и процессов создания и выбытия рабочих мест в отраслях и территориях.

В пассивном прогнозе учитываются все нестандартные формы занятости: недозанятость (скрытая безработица) в различных ее формах, скрытая занятость и сверхзанятость, а также рост производительности труда на действующих рабочих местах.


Этапы реализации целей и задач Схемы


Реализацию целей и задач, поставленных в Схеме, следует проводить поэтапно. На первом - в 2001 году - в силу ограниченности времени и финансовых ресурсов следует сохранить уровень социальной напряженности на уровне 2000 года. На втором этапе до 2005 года решается задача выхода на уровень социальной защищенности, соответствующий наиболее благоприятному по этому показателю за все годы рыночных преобразований - 1995 год. Для этого необходимо снизить показатель социальной напряженности по сравнению с пассивным прогнозом почти в 2 раза, снизив уровень безработицы в 2005 году до 13,2 процента.

На каждом этапе разработки Схемы осуществляется оценка потребности в дополнительном вводе рабочих мест на основе критерия, в качестве которого используется заданный уровень социальной защищенности в обществе. Последний неоднозначно определяет соотношение между уровнем безработицы и уровнем бедности населения. Возникает дилемма: дополнительные средства можно потратить как на создание рабочих мест, так и на борьбу с бедностью. В Схеме в качестве приоритетного направления выбрано создание и сохранение рабочих мест, то есть рост занятости, поскольку создание рабочего места ведет к сокращению 3 человек с доходами ниже прожиточного уровня. Таким образом, снижая уровень безработицы на 1 процентный пункт, уровень социальной напряженности снижается на 4 процентных пункта (соответственно повышается уровень социальной защищенности). Задавая целевой уровень социальной защищенности, можно однозначно определить нормативно-целевой (допустимый) уровень безработицы.

При определении нормативно-целевого уровня безработицы учитывается не только необходимость достижения некоторого желаемого уровня социальной защищенности, но и возможность его достижения в данный период. Последнее достигается путем расчета суммарных затрат отдельно на создание и на поддержание рабочих мест в разрезе отраслей экономики в соответствии с выбранной отраслевой структурой ввода новых рабочих мест и поддержания действующих.

Расчет нормативно-целевого уровня безработицы в регионах в период 2001 - 2003 годов производится исходя из следующих предпосылок.

Вполне обоснованно считать, что в 2000 году дополнительного ввода рабочих мест не будет, в 2001 году такой ввод может быть осуществлен в достаточно ограниченных масштабах, в 2002 - 2003 годах - в существенно большей степени. При этом следует учитывать, что основной прирост экономически активного населения придется именно на эти годы. Вот почему достижение целей по стабилизации уровня безработицы в целом по республике и в большинстве относительно благополучных районов реально возможно лишь после 2003 года, а в районах с экстремальной ситуацией на рынке труда стабилизация и определенное снижение уровня безработицы необходимо заложить уже на 2001 - 2003 годы.

По пассивному варианту прогноза на 2001 год уровень общей безработицы по республике может составить 18,9 процента. Исходя из задачи достижения в этом году уровня социальной защищенности населения не ниже, чем в 2000, необходимо обеспечить выход общей безработицы на уровень 17,9%, то есть на 1,0% ниже, чем по пассивному прогнозу. В процентном отношении снижение уровня безработицы по сравнению с пассивным вариантом составляет 5,8 процента.

Допустимый уровень безработицы в каждом из районов (городов) оценивается как территориальный уровень безработицы, рассчитанный по пассивному варианту прогноза и уменьшенный на 5,8% (величину безработицы по республике в целом). Таким образом, предполагается, что при снижении общереспубликанского показателя уровня безработицы на 5,8% на ту же величину следует снижать уровень безработицы и в каждом из районов (городов).

В действительности в процентных пунктах снижение безработицы в различных районах будет разное. Например, там, где уровень безработицы прогнозируется 25%, снижение на 5,8% дает 1,4 процентных пункта, а там, где 50% - аналогичное снижение дает 2,75 процентных пункта.

В соответствии с пассивным вариантом прогноз уровня безработицы в республике в 2003 году составит 21,3%, а доля населения с денежным доходом ниже прожиточного уровня - около 40 процентов. Коэффициент социальной напряженности в республике составит: КСН = 1,0 х 21,3 + 0,9 х 40 = 56,3, что в 1,49 раза ниже, чем в 1999 году. С учетом реализации мер по достижению нормативно-целевого уровня безработицы коэффициент социальной напряженности в 2003 году будет почти в 2 раза ниже, чем в 1999 году.

В период до 2003 года, то есть в период, когда будет наблюдаться достаточно высокий уровень прироста экономически активного населения, необходимо решить следующие задачи:

- для Республики Бурятия в целом - минимизировать темпы прироста безработицы (снизить ее в абсолютном выражении в этот период из-за высоких темпов роста экономически активного населения не представляется возможным), а по сравнению с пассивным прогнозом снизить ее уровень на 4,1 процентных пункта;

- для относительно благополучных районов - осуществить меры по совершенствованию структуры занятости, повышению эффективности и росту оплаты труда, снижению безработицы на 1 - 2 процентных пункта по сравнению с пассивным прогнозом;

- для критических районов - стабилизировать, а в некоторых - снизить абсолютный уровень безработицы на 3 - 5 процентных пункта.

На основе определенных таким образом ориентиров уровней безработицы для каждого района и для Республики Бурятия в целом рассчитывается потребность в дополнительных рабочих местах, которые необходимо ввести или сохранить в отраслях экономики. Экономический смысл дополнительного ввода состоит в том, что если он будет реализован в полном объеме, то это обеспечит в каждом районе выход на нормативно-целевой уровень безработицы.

Что касается дополнительного ввода, то в связи с ограниченностью средств в 2001 - 2002 годы предпочтение нужно отдать поддержанию рабочих мест. В основном следует поддерживать рабочие места в промышленности (для сохранения трудового и интеллектуального потенциала) и сельском хозяйстве (для обеспечения продовольственной безопасности республики), при этом доля эффективных рабочих мест должна составлять не менее 75 процентов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»