В силу довольно жесткого и всеобъемлющего регулирования межбюджетных отношений в регионах Бюджетным кодексом Российской Федерации, возможность разработки альтернативных мероприятий по совершенствованию межбюджетных отношений в Республике Бурятия крайне затруднена. Кроме этого уже принят основополагающей в этой сфере Закон Республики Бурятия "О межбюджетных отношениях в Республике Бурятия", который еще более сузил рамки возможных альтернатив.
Однако в ходе принятия закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на очередной финансовый год возможны следующие альтернативы:
1. Не используя механизм "отрицательных трансфертов" можно усилить стимулы высокоразвитых муниципальных образований к дальнейшему развитию собственной доходной базы.
2. В соответствии со статьей 137 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставлено право замены дотации полностью или в части дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. В случае замены дотации дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц увеличиваются стимулы по мобилизации данного налога, однако сокращается эффективность проведения политики выравнивания.
3. В случае принятия решения не формировать Республиканский фонд софинансирования социальных расходов возможно обеспечить выравнивание без учета приоритета какого-либо вида расходов.
4. Увеличив нормативы отчислений от налогов и сборов в местные бюджеты, в части подлежащей зачислению в республиканский бюджет можно обеспечить самодостаточность и дополнительные стимулы к развитию ряда высокообеспеченных муниципалитетов, однако это существенно снизит возможности фонда финансовой поддержки по выравниванию муниципальных образований.