Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ДО 2025 ГОДА


4.3.7. Выравнивание пространственных дисбалансов и территориальное развитие


Этот приоритет имеет прямое отношение к решению наиболее острых социальных проблем Республики Бурятия: уровню безработицы, уровню бедности, продолжительности жизни, доступности социальных благ и т.д.

При реализации эколого-технологического сценария необходимы:

1. Ускоренная разработка генпланов ключевых городов и поселений.

2. Создание нормативной базы, регулирующей отношения на земельном и жилищном рынке.

3. Развитие инфраструктур для ведения бизнеса в сфере жилищно-коммунального хозяйства, пространственного планирования и городского и сельского строительства.

4. Развитие индустрии гостеприимства в основных городских центрах, а также на ключевых рекреационных территориях (в рамке работ по формированию туристско-рекреационного кластера).

Среди инфраструктурных задач в этом сегменте ключевыми являются:

1. Развитие строительного комплекса с учетом специфики образа жизни на данной территории (особенно в части малоэтажной и сельской застройки).

2. Развитие финансово-кредитной инфраструктуры для малого бизнеса и физических лиц.

3. Создание транспортной и информационной доступности (альтернативные виды транспорта - малая авиация и др.).

4. Развитие малой энергетики и технологий энергосбережения.

Одним из важных элементов выравнивания пространственного дисбаланса в целом для Республики Бурятия является изменение механизмов управления бюджетным процессом и всем коммунальным хозяйством городов и поселений. Для этого необходима разработка и внедрение системы бюджетирования, ориентированного на результат, и развитие конкурентного рынка услуг в сфере коммунального хозяйства.

В качестве основных мероприятий системы бюджетирования, ориентированного на результат, требующих внедрения на региональном и муниципальном уровне, можно назвать следующие:

внедрение в бюджетный процесс процедур перспективного финансового планирования;

проектирование республиканского бюджета на основе принципов бюджетирования, ориентированного на результат. Муниципалитет, приносящий наибольший доход в республиканскую казну, должен иметь и большую бюджетную обеспеченность;

установление более жестких ограничений по параметрам государственного долга Республики Бурятия по сравнению с ограничениями, определенными в Бюджетном кодексе Российской Федерации;

увеличение в структуре государственного долга доли заимствований в виде государственных ценных бумаг путем эмиссии республиканских государственных ценных бумаг. Снижение расходов обслуживания государственного долга;

повышение эффективности использования бюджетных средств. Отдача от одного вложенного бюджетного рубля должна возрасти кратно. Необходимо изменить соотношение текущих и капитальных расходов бюджета в пользу роста последних;

обеспечение прозрачности формирования и исполнения республиканского бюджета;

внедрение автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом.

Целью территориального развития Республики Бурятия является создание сбалансированной пространственно-экономической структуры Республики Бурятия.

Отсюда вытекает основная задача - сокращение диспропорций социально-экономического развития муниципальных образований в Республике Бурятия.

Территории Республики Бурятия можно условно сгруппировать по географическому положению муниципальных образований в Республике Бурятия, современной специализации экономики, единства инфраструктурной сети, общности проблем и перспектив социально-экономического развития - Центральный, Северо-Восточный, Юго-Восточный, Южный, Юго-Западный, Прибайкальский и Северный.

Основной экономический потенциал локализован преимущественно в средней части Республики Бурятия и оказывает слабое воздействие на более отдаленные территории.

Сложившаяся специализация макрорайонов обусловливает вклад территорий в бюджетную систему Республики Бурятия.

Центральный макрорайон преимущественно за счет города Улан-Удэ, а также крупных муниципальных районов - Селенгинского и Заиграевского, формирует 76,6% налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Бурятия. При этом доля Центрального макрорайона с 2003 года возросла на 10,3%.

На втором месте находится Северный макрорайон, обеспечивающий 8% налоговых поступлений. Эта доля сократилась с 2003 года на 5,3%. Остальные макрорайоны обеспечивают вклад в диапазоне от 2,2% до 5,7%.

Дифференциация экономического потенциала территорий определяет различия в уровнях налоговых доходов, приходящихся на душу населения: от 1400 рублей в Иволгинском районе Центрального макрорайона до 27 тыс. рублей в Муйском районе и в городе Северобайкальск Северного макрорайона (за 2005 год). При этом наиболее низкий уровень наблюдается в муниципальных районах с высокой долей в экономике территории сельского хозяйства.