Настоящий сценарий предполагает, что основной миссией Российской Федерации является выход к созданию нового техно-промышленного уклада, который может быть создан как соорганизация трех сфер деятельности: развивающего образования, фундаментальной практико-ориентированной науки и инновационной промышленности.
В двадцать первом веке наличие у любой страны мира полномасштабных производительных сил превращает ее в конкурентоспособного субъекта процессов мирового развития.
Создание кластеров и уход от отраслевого развития предполагает создание такой системы производств, когда технология нового уровня может использоваться в системе производств, сегодня закрепленных за принципиально разными отраслями промышленности, что позволит более эффективно внедрять новые технологии.
Республика Бурятия к настоящему времени не обладает высоким научно-разработческим потенциалом по сравнению с такими городами, как Томск, Новосибирск, Красноярск и даже Иркутск. Однако это не является препятствием для того, чтобы сделать серьезную ставку на инновационно-технологическое развитие.
Это означает повсеместное, тотальное внедрение новых технологий не столько в промышленности, сколько в организации жизнедеятельности в суровых климатических условиях на территории, имеющей слабую инфраструктурную связанность с высоким уровнем экологических ограничений.
Основным смыслом эколого-технологического развития становится использование географического положения, а также экологического потенциала и этнокультурного наследия Республики Бурятия. Поскольку в наступившем XXI веке важнейшее значение начинают иметь условия жизни и деятельности человека, а также способы его физического восстановления, личностного и профессионального роста.
Делая ставку на активное использование экологического и культурного потенциала, можно предположить, с учетом основных мировых тенденций и прогнозов развития, что именно он обладает максимальной "мощностью" для переорганизации инфраструктур не только на территории Республики Бурятия, но всего Байкальского макрорегиона. Причем за счет социально-экономического использования своей уникальности в XXI веке Республика Бурятия приобретает новое позиционирование, что, в свою очередь, позволит перестроить на региональном уровне систему экономических связей и приступить к реальному осуществлению кластерной политики.
В рамках этого сценария одним из "двигателей" развития предлагается сделать транспортно-логистический кластер. Однако в данном случае основным становится ориентация на южных соседей Республики Бурятия, в частности Монголию. Участие крупных российских корпораций в совместных российско-монгольских проектах по добыче полезных ископаемых и создание совместных транспортных и энергетических инфраструктур позволит создать условия для возникновения на территории Республики Бурятия предпосылок для экономического роста.
Кроме этого, Республика Бурятия берет на себя функцию содействия приграничному сотрудничеству (координация информационного и консультативного обеспечения субъектов приграничного партнерства). Центром приграничного сотрудничества в Республике Бурятия является город Кяхта.
На территории Монголии в Алтан-Булаге, соседе города Кяхта, в 2002 году создана зона свободной торговли площадью в 500 гектаров. На территории Республики Бурятия опорными точками роста должны стать города Улан-Удэ и Кяхта. Это потребует от них (как и значительной части поселений на территории Республики Бурятия) серьезного пересмотра ориентиров развития. В частности, в приграничном районе (город Кяхта, ст. Наушки) имеет смысл создать Центр приграничного сотрудничества (или особую экономическую зону нового типа, например, "торгово-транспортную").
Важным фактором успешной реализации данного сценария является не только кооперация в рамках Байкальского макрорегиона (куда, в данном случае, включается и Монголия), но и проведение последовательной инновационной политики. Она должна быть направлена:
на привлечение высококвалифицированных кадров и их целевую подготовку (как на территории Республики Бурятия, так и в других регионах);
на привлечение, а затем и разработку современных технологий в области транспорта, жилищного и промышленного строительства, в области энергосбережения и малой энергетики.
Это возможно сделать путем развития межрегиональных связей с ведущими научными, образовательными и исследовательскими центрами прежде всего Сибири (города Томск, Красноярск, Иркутск).
Ориентация в долгосрочной перспективе на развитие за счет инноваций требует решения следующих задач уже в краткосрочной перспективе. Важной задачей является модернизация и достраивание базовых инфраструктур: гуманитарной, технологической, финансово-инвестиционной и инфраструктуры жизнеобеспечения.
Проведение научно-исследовательских работ различной тематики (в том числе экономической и социально-гуманитарной) и формирование республиканского заказа на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (прежде всего эколого- и энергосберегающего направлений).
Нацеленность на эколого-технологическое развитие выдвигает особые требования к образовательной и промышленной политике, а также задачам по формированию кластеров. В частности, необходимо выявить перспективные разработки, существующие на сегодняшний день в виде идей и проектов, для чего необходимо провести дополнительный анализ рынков инновационной продукции и мониторинг передовых разработок, связанных с эколого-технологическим развитием.
Предлагаемый сценарий учитывает экологический фактор, в том числе озеро Байкал. С одной стороны, речь идет о необходимости чистой воды и воздуха для многих современных технологий, а с другой - об использовании туристско-рекреационного потенциала Республики Бурятия.
При этом развитие туризма в данном случае меняет свои параметры и связывается не только с созданием и развитием особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, а с использованием всей экологической и национально-культурной уникальности Республики Бурятия и для роста ее межрегиональной конкурентоспособности. Поэтому также приоритетным направлением социально-экономического развития Республики Бурятия следует сделать культурную политику.
Уже в среднесрочной перспективе реализация настоящего сценария приведет к улучшению в области бюджетной обеспеченности, исправлению пространственного дисбаланса и оптимизации социального развития, в том числе улучшению жилищных условий и доступности социальных услуг. Это все положительно скажется на продолжительности жизни населения (снижение уровня социальных заболеваний, снижение смертности и т.д.).
Настоящий сценарий предусматривает достаточно высокие темпы улучшения качества городской среды, прежде всего в городе Улан-Удэ, и создание условий для качественного роста городов Кяхта, Гусиноозерск и Северобайкальск.
Кроме того, сделанная в этом сценарии ставка на тотальное внедрение инноваций в промышленность и жилищное хозяйство позволяет модернизировать часть локальных (отдаленных) поселений и улучшить в них качество жизни. Вероятно, последнее потребует принятие особой программы развития локальных поселений (в условиях территорий, приравненных к северным) и создание соответствующей правовой базы (на региональном и федеральном уровнях).
В отраслевой структуре будет наблюдаться большая диверсификация с акцентом на расширение сферы услуг.
Предполагаются равномерные темпы роста валового регионального продукта и поступательное развитие, опережающее сценарий догоняющей индустриализации на горизонте 2023 - 2025 годов.
В рамках данного сценария важнейшим условием является улучшение инвестиционного климата, которое возможно при создании финансовой инфраструктуры быстрых расчетов и конвертации валют. Поскольку на начальном этапе мероприятия и проекты, связанные с реализацией этого сценария, потребуют существенных финансовых ресурсов, то быстрого роста экономики ожидать не следует.
Таким образом, эколого-технологический сценарий позволяет Республике Бурятия выполнить предложенную в настоящей Стратегии миссию и стать из периферии процессов развития воротами в Северо-Восточную Азию. С этой точки зрения у российского руководства есть всего две возможности вхождения в Азиатско-Тихоокеанский регион - через Приморский край и через Республику Бурятия (шире - Байкальский макрорегион), выстраивая отношения с Монголией. Безусловно, для того, чтобы действовать эффективно, эти две стратегических линии должны быть скоординированы.
Реализация двух последних сценариев возможна только в широком экономико-политическом контексте. Однако только эти сценарии именно в долгосрочной перспективе позволяют Республике Бурятия претендовать на рост конкурентоспособности и устойчивое социально-экономическое развитие.
Поэтому в стратегической перспективе необходимо формирование Байкальского макрорегиона, в который бы входили Читинская и Иркутская области и Республика Бурятия. При этом речь может идти не об административном объединении в единый субъект Российской Федерации, а о принятии федеральной целевой программы нового типа под условным названием "Создание и комплексное развитие Байкальского макрорегиона".