Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ДО 2025 ГОДА


4.3.2. Эффективная промышленная политика


Эффективная промышленная политика в рамках эколого-технологического сценария долгосрочного социально-экономического развития предполагает:

1. Формирование производственно-инфраструктурных комплексов на основе минерально-сырьевых ресурсов Республики Бурятия в буферной экологической зоне Байкальской природной территории и за ее границами на северо-востоке Республики Бурятия.

2. Формирование и развитие транспортно-логистического кластера, с упором на логистические и дистрибуционные центры (с особым акцентом на направление Север - Юг и более интенсивным ростом пассажиропотока по сравнению с грузопотоками).

3. Формирование принципов новой системы расселения и развитие инфраструктур жизнеобеспечения в условиях Восточной Сибири и Забайкалья.

4. Развитие малой энергетики и внедрение энергосберегающих технологий в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве.

5. Развитие инновационных секторов в промышленности.

6. Развитие обрабатывающих производств.

Формирование производственно-инфраструктурных комплексов отвечает приоритетам Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона, предусматривающего развитие экономического потенциала вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали (Южный широтный пояс экономического развития) и Байкала-Амурской железнодорожной магистрали (Северный широтный пояс экономического развития).

Северо-Байкальский производственно-инфраструктурный комплекс включает в себя Мокский гидроузел мощностью 1410 МВт и горнодобывающие предприятия на базе Холоднинского месторождения полиметаллов и Чулбонского месторождения кварцитов.

Зоной влияния гидроузла являются энергосистемы Республики Бурятия и Читинской области в части обеспечения электроэнергией строящихся объектов по освоению минерально-сырьевого комплекса Республики Бурятия, Читинской области, Амурского участка Байкало-Амурской магистрали.

В комплексе с Мокской гидроэлектростанцией необходимо строительство цементного завода в поселке Таксимо мощностью 1 млн. тонн цемента в год, строительство автомобильной дороги от станции Витим до гидроэлектростанции (25 км) и реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта поселка Таксимо.

Строительство горно-металлургического комбината на базе Холоднинского месторождения обеспечит производство 2,1 млн. тонн руды в год. Выход продукции оценивается 210 тыс. тонн цинка и более 24 тыс. тонн свинца, 500 тыс. тонн серной кислоты в год. Это предприятие будет крупнейшим производителем в Российской Федерации свинца и цинка.

Мощность по производству кварцевого концентрата Чулбонского горно-обогатительного комбината (ГОК) 2 тыс. тонн к 2009 году с последующим увеличением до 8 тыс. тонн к 2016 году.

Ввод указанных мощностей требует строительства и модернизации коммунальных и инженерных сетей, реконструкции взлетно-посадочной полосы в п. Нижнеангарск и создания сквозного транспортного коридора от границы с Иркутской областью через г. Северобайкальск до границы с Читинской областью.

Для разработки месторождений необходимо строительство автодороги "Таза-Чулбонский ГОК-Кумора" протяженностью 174 км, создание сквозного транспортного коридора от границы с Иркутской областью до границы с Читинской областью.

Масштабность проекта потребует привлечения средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и средств инвесторов на условиях государственно-частного партнерства.

За счет строительства жилья в поселках, где предполагается строительство Мокской гидроэлектростанции и цементного завода (поселок Таксимо), будут частично решены вопросы по замене ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали.

Формирование Восточного производственно-инфраструктурного комплекса планируется на базе Озерного месторождения полиметаллов, Орекитканского молибденового и Хиагдинского месторождения урана.

Проектная мощность Озерного горно-обогатительного комбината составит: по свинцовому концентрату - 60 тыс. тонн, цинковому концентрату - 506 тыс. тонн, пиритному концентрату - 1753 тыс. тонн. Освоение Орекитканского молибденового месторождения позволит выйти на уровень добычи до 4,5 млн. тонн руды в год.

Проектная мощность промышленного предприятия по добыче урана способом подземного выщелачивания ОАО "Хиагда" оценивается 1,0 тыс. тонн металла в год.

Для обеспечения функционирования вышеназванных предприятий необходимо строительство железной дороги "Озерный горно-обогатительный комбинат - Могзон", реконструкция автодороги "Улан-Удэ - Романовка - Чита", строительство моста через реку Витим.

Освоение месторождений полиметаллов позволит закрыть дефицит по цинку и свинцу в Российской Федерации и начать их экспорт в Китайскую Народную Республику, который с 2005 года стал импортером цинка с дефицитом внутреннего производства 568 тыс. тонн цинкового концентрата. На мировом рынке наблюдается устойчивый дефицит рафинированного цинка, что связано с ростом потребления этого металла во многих регионах мира.

Мировые потребности в молибдене выросли с 1990 года в 1,8 раза, со среднегодовыми темпами прироста 4,3%. До 2010 года ожидается среднегодовой темп прироста в 5%. Одним из факторов, поддерживающих спрос на молибден, является растущий спрос со стороны Китайской Народной Республики.