Туристический кластер по своей связанности с другими кластерами (и отраслями) оказывается наиболее эффективным. В "первую волну" его мультипликативного эффекта входят Транспортный, Строительный и Агропищевой кластеры, которые выступают в качестве обеспечивающих развитие "индустрии туризма" в Республике Бурятия. Во "второй волне" идут косвенно связанные с туризмом кластеры Железнодорожного машиностроения и Авиационной промышленности, которые обеспечивают техническое обслуживание и материальное снабжение транспортной инфраструктуры туризма.
Туристический кластер Республики Бурятия, с одной стороны, по имеющимся туристическим активам является одним из лидеров в Российской Федерации, по крайней мере, среди зауральских регионов, с другой - существующее положение туристического кластера республики является весьма посредственным из-за неудовлетворительного состояния транспортной, дорожной, информационной, туристической инфраструктуры.
"Корневой бизнес" туристического кластера представляет собой достаточно широкий спектр предоставляемых туристских услуг даже при нынешнем уровне развития. Это объясняется уже описанными ранее исключительными туристическими активами региона.
Основными группами потребителей должны являться, прежде всего, туристические компании в регионе и за его пределами. Немаловажными являются такие группы, как "корпоративные клиенты" - крупные российские промышленные компании и организации, имеющие турбазы и пансионаты на Байкале, а также "неорганизованные" туристы. Большой потенциал имеет привлечение туристов из числа значительного количества "транзитников", путешествующих по Транссибирской железной дороге.
В настоящее время наибольшее значение для Республики Бурятия имеют три основных сегмента туристов.
1. Жители городов Байкальского региона и близлежащих регионов (в том числе туризм выходного дня, недорогие "местные" отпуска и т.п.). Основным критерием для них является сравнительная дешевизна отпуска (с учетом низких транспортных издержек) и "привычность" обстановки, климата и т.п. В этой группе спрос может быть несколько увеличен, однако в связи с недостаточной платежеспособностью этой группы рост может быть только умеренным.
2. Любители активного/экстремального отдыха из других, удаленных российских регионов (сплавы, конные маршруты и т.п.). Этот сегмент может быть увеличен.
3. Любители "экологического", "приключенческого" и "культурного" туризма из иностранных государств. На сегодняшний день это наиболее перспективный сегмент. Структура конкуренции в этом сегменте такова, что она становится более интенсивной и напряженной. За последние годы на рынок вышло или в ближайшее время выйдет большое количество конкурентов со схожими туристическими продуктами, в том числе из бывших советских республик (Казахстан, Армения, Грузия) и других российских регионов (Европейский Север - Мурманская область до Ненецкого автономного округа, Урал, в том числе Полярный Урал, север Тюменской области, Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ, Алтайский край и Республика Алтай, Кемеровская область, Республика Хакасия и др.). Значительная часть этих регионов ближе расположена к основным потребителям и имеет более развитую и дешевую инфраструктуру.
Следует учитывать, что озеро Байкал лишь в ограниченной степени может быть использовано для классического "пляжного" отдыха - в первую очередь из-за экологических ограничений, а также в силу резко континентального климата со сравнительно коротким теплым временем года и низкой среднегодовой температурой воды в озере.
В такой ситуации Байкальскому региону необходимо предлагать иную структуру туристического продукта и иные темы, чтобы сфокусироваться на наиболее ярких конкурентных преимуществах региона.
Кроме того, для Республики Бурятия даже в случае увеличения туристического потока в Байкальский регион в целом необходимо будет выдержать конкурентную борьбу с Иркутской областью, которая, даже уступая по количеству и разнообразности туристических активов, имеет существенные конкурентные преимущества:
город Иркутск "раньше стартовал" и имеет преимущества за счет опыта и связей;
уже сложившиеся туристические маршруты как российские, так и иностранные идут в основном через г. Иркутск;
имея 2,5 миллиона населения и занимая 28 место в Российской Федерации по денежным доходам населения (в Иркутской области они примерно на 20% выше, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу), Иркутская область может развивать туристический сектор даже за счет внутреннего спроса;
транспортная инфраструктура (в первую очередь авиасообщение) в Иркутской области развита лучше;
развитый финансовый сектор в Иркутской области позволяет бизнесу в туристическом секторе привлекать средства проще и дешевле, чем в Республике Бурятия;
реклама "иркутской части" озера Байкал на российском и международном уровне по интенсивности и эффективности в разы превосходит "бурятскую часть".
В такой ситуации для Республики Бурятия необходима четкая, продуманная и сконцентрированная на ключевых конкурентных преимуществах стратегия развития туристического кластера. При этом желательно фокусировать туристический продукт таким образом, чтобы он был в первую очередь привлекателен на рынках крупнейших в мире стран-источников выездного туризма: Германии, Великобритании и Японии, а также (с учетом географического расположения Байкальского региона) - Китайской Народной Республики, Южной Кореи, США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.