Выявленные проблемы и слабые стороны социально-экономического развития Республики Бурятия могут быть при определенных условиях превращены в относительные преимущества, либо их негативное влияние может быть значительно ослаблено. Это возможно при условии последовательного формирования таких стратегий развития Российской Федерации и Сибири, которые превращали бы страну и ее регионы в реальные субъекты мирового политического и экономического действия. В этом смысле миссию Республики Бурятия, на основании которой и происходит выбор возможного сценария развития, приходится рассматривать в достаточно широком масштабе: макрорегиональном, национальном и трансрегиональном.
Макрорегиональный масштаб должен учитывать совместное развитие трех, как минимум, субъектов Российской Федерации: Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей, и, возможно, ряда других субъектов Российской Федерации, которые имеют свою роль, специализацию и интересы на современном геоэкономическом пространстве.
Национальный масштаб должен учитывать существующие национальные отраслевые стратегии, действия и планы крупных национальных корпораций (т.н. монополистов), долгосрочные планы федеральных округов, прежде всего Сибирского Федерального округа, и в целом политику федерального центра в отношении востока Российской Федерации.
Трансрегиональный масштаб требует не только учета действий федерального центра, субъектов федерации и федеральных округов и крупных национальных корпораций, но и действий стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Северо-Восточной Азии.
Миссия Республики Бурятия в этом контексте и с учетом ее геоэкономического, геополитического и геокультурного положения может состоять в обеспечении межрегиональной коммуникации, деловых, социальных связей - стать воротами в Северо-Восточную Азию, что исторически присуще этой территории, а также подтверждается оценками перспектив региона во внешнем окружении.
На основе стратегического анализа факторов внутренней и внешней среды, во многом определяющих приоритеты социально-экономического развития, может быть выделен набор типовых сценариев социально-экономического развития Республики Бурятия.
Набор возможных сценариев может быть описан как результат выбора для руководства и основных субъектов экономической деятельности Республики Бурятия в рамках двух альтернатив:
выбор между преимущественной ориентацией на повышение конкурентоспособности территории и/или углубляющейся экономической зависимостью от процессов, происходящих вовне - как в Байкальском регионе, так и в более широком макроэкономическом контексте;
выбор между продолжающейся диверсификацией экономики (с отсутствием отраслей лидеров), с одной стороны, и стимулированием (или созданием) крупных "игроков" и следующих вслед за ними крупных инвестиционных проектов, что может быть основой для "сильного" позиционирования на востоке Российской Федерации, с другой.
Выбор в обоих случаях не является однозначным и обладает своим набором плюсов и минусов.
Представленные модели, строго говоря, не являются сценариями - это, скорее, те возможности и перспективы, на которые можно ориентироваться в случае принятия того или иного сценарного плана. Реальные сценарии, с опорой на ту или иную базовую модель, всегда будут сочетать элементы различных возможностей, собирая в управленческое и политическое единство наиболее целесообразную комбинацию проектов и мероприятий.
Для понимания возможностей и угроз, характерных для каждого из основных направлений развития, необходимо рассмотреть типовые (модельные) сценарии:
Сценарий 1 - "Инерционное развитие".
Сценарий 2 - "Догоняющая индустриализация".
Сценарий 3 - "Эколого-технологическое развитие".