Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ДО 2025 ГОДА


2.3.4. Транспортные инфраструктуры


К настоящему времени говорить о включенности Республики Бурятия в глобальные транспортные инфраструктуры можно только как о потенциальной возможности за счет наличия на территории Республики Бурятия Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей, а также ответвления Транссибирской железнодорожной магистрали, ведущей в Монголию (г. Улан-Батор) и Китайскую Народную Республику. При этом сегодня Республика Бурятия не имеет производственных или добывающих мощностей, способных сформировать заказ на обслуживание крупных потоков. Также пока их нет и в Байкальском макрорегионе.

В 2005 году в Китайской Народной Республике началось строительство железной дороги протяженностью 1390 км через пустыни Улан Бух и Бадайн Джаран в северной части Автономного района Внутренняя Монголия. Маршрут трассы не затрагивает собственно территорию Монголии, но проходит по сопредельной Внутренней Монголии с востока на запад - от города Линьхе на запад через пустыню Улан Бух и вдоль северной оконечности пустыни Бадайн Джаран (на границе с Монголией), далее - по территории Синьцзян-Уйгурского автономного района и через северную часть провинции Ганьсу к городу Хами в Синьцзян-Уйгурском районе. Протяженность участка магистрали на территории Внутренней Монголии составит 1070 км, в провинции Ганьсу и Синьцзян-Уйгурском Районе - 320 км. После завершения строительства железная дорога соединит напрямую северные и северо-западные районы Китайской Народной Республики, а также обеспечит удобное сообщение между Синьцзян-Уйгурским районом, северными и северо-восточными провинциями Китайской Народной Республики и г. Пекин.

Монгольское правительство в 1998 году в рамках специальной программы инициировало комплексный проект строительства внутренней сети железных дорог. Проект предполагает создание 5 железнодорожных линий в различных направлениях. Предполагается "внутреннее" расширение железнодорожной сети, выход ее через дополнительные ветки на ключевые "точки роста" Монголии, богатые природными ресурсами и перспективные в плане экономического (регионального) развития. Проект находится в стадии создания технико-экономических обоснований отдельных железнодорожных веток, поиска инвесторов. Примерная стоимость - около 1,7 млрд. долл.

Трансмонгольская Улан-Баторская железная дорога (УБЖД) протяженностью 1100 км является одним из наиболее коротких путей, связывающих Монголию и Восточную Азию с Европой. Общая пропускная способность УБЖД составляет в настоящее время 20 млн. тонн грузов в год, в том числе 14 млн. тонн транзитного груза. УБЖД - совместное российско-монгольское предприятие с акционерной формой собственности.

За 2004 год железнодорожным транспортом перевезено 14,03 млн. тонн различных грузов, из них 4,8 млн. тонн транзитом. За этот же год 4,3 млн. пассажиров пользовались услугами УБЖД, в основном, на внутренних линиях. За период 1995 - 2005 годы монгольская сторона вложила 117 млн. долл. на модернизацию дороги (закупка локомотивов, вагонов, прокладка оптического кабеля, ремонт). Российская сторона в 2006 - 2007 годах планирует инвестировать в проект около 300 млн. долл., которые пойдут, в том числе, и на завершение полной электрификации дороги, включая и маршрут Улан-Батор - Наушки.

Монгольское правительство планирует в течение 10 лет (2005 - 2015 года) создать единую сеть дорог. Центральный мегапроект - строительство "Дороги тысячелетия" (Millennium Road Project), рассчитанный до 2015 года, в рамках "Концепции регионального развития" Монголии (Regional Development Concepts), принятой в 2001 году. Маршрут дороги пролегает через 10 аймаков (с запада на восток), в которых находятся месторождения полезных ископаемых. Протяженность дороги - 2700 км, из которых 800 км (на конец 2006 года) уже построено. Финансовые расходы для завершения проекта - 520 - 550 млн. долл. Открытие сквозной (Запад - Восток) трансмонгольской автомагистрали позволит увеличить грузопоток на 65%, а перевозку пассажиров - на 50%. Учитывая, что на востоке Монголии дорога стыкуется с пограничными переходами в Китайскую Народную Республику и Корею, "Дорога тысячелетия" может стать кратчайшим автомобильным переходом их Европы в Азию. Генеральным подрядчиком данных работ выступила китайская компания China Tiesejue Civil Engineering Group. Следующий этап дороги - от п. Чойр до п. Замын-ууд (400 км) китайская компания планирует построить к 2008 году.

Анализ монгольских транспортных "коридоров", ориентированных на Российскую Федерацию, позволяет выделить 4 монгольских региона (мезорегиона), тяготеющих к российским сопредельным территориям: Алтайский, Хубсугульско-Байкальский, Центральный и Восточный.

Регионы располагаются вдоль российских транспортных магистралей, пересекающих государственную границу в удобном с точки зрения рельефа месте. Территориальная структура каждого трансграничного мезорегиона включает ряд аймаков в Монголии, один или два пограничных субъекта Российской Федерации. Со стороны Монголии регион относительно замкнут, со стороны Российской Федерации интенсивность связей убывает по мере удаления от границы. Внутри Центрального мезорегиона началось формирование пока уникального в системе российско-монгольских отношений экономико-географического образования - трансграничного микрорегиона в районе Кяхты и Алтан-Булака.

В перспективе имеются предпосылки для формирования еще одного интеграционного региона - Верхне-Енисейского (с российской стороны ему соответствует Республика Тыва). Однако пока этому препятствует отсутствие дорог, по которым можно было бы осуществлять трансграничные перевозки товаров. Поэтому аймаки, граничащие с Республикой Тыва, в основном связаны с Российской Федерацией через другие, более отдаленные границы.