Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ДО 2025 ГОДА


3.2. Сценарий догоняющей индустриализации


Настоящий сценарий предполагает прежде всего достраивание или создание "с нуля" на территории Республики Бурятия новых промышленных кластеров, способных стать "локомотивами" социально-экономического развития территории.

Однако успешность создания промышленных кластеров во многом зависит от ряда сложно прогнозируемых внешних факторов, в частности: тенденций и темпов развития соседних субъектов Российской Федерации, политики федерального центра, конъюнктуры рынков в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Северо-Восточной Азии.

Сценарий догоняющей индустриализации связан с ростом энергетики и транспортного комплекса, обусловленного интенсивным развитием топливно-минерального комплекса и обрабатывающей промышленности.

Этот сценарий предполагает создание и достаточно успешное развитие лесопромышленного, строительного и агропищевого кластеров с меньшей зависимостью от внешних факторов, при условии общего улучшения инвестиционного климата и роста уровня внутреннего потребления в Республике Бурятия.

Однако успешное создание и развитие самих промышленных кластеров обусловлено реализацией крупных инфраструктурных и сырьевых проектов в Байкальском регионе.

При этом основной "движущей силой" сценария догоняющей индустриализации для Республики Бурятия может стать только "большой проект" нового освоения Восточной Сибири. И то при условии, что Республика Бурятия будет готова вписаться в этот проект.

По прогнозам новый этап освоения Восточной Сибири будет связан с дальнейшим развитием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса и, что важно для Республики Бурятия, началом освоения Северо-Читинской ресурсной базы. При этом Республика Бурятия получает возможность привлечь существенные ресурсы и в определенной степени решить проблему роста конкурентоспособности.

Успешность реализации настоящего сценария может быть обеспечена при установлении интеграционных связей с Иркутской областью, которую федеральный центр собирается сделать опорным регионом так называемого Северного широтного пояса экономического развития, состоящего из интегрированных производственно-транспортных зон.

Одним из элементов структуры Северного пояса предполагается сделать Северо-Читинскую интегрированную производственно-транспортную зону, на базе ванадий-титаножелезных руд Чинейского месторождения и Удоканского меднорудного месторождения.

Важным для Республики Бурятия может стать то, что комплексный проект освоения Северо-Читинской ресурсной базы для развития черной и цветной металлургии предполагает строительство и модернизацию транспортной и энергетической инфраструктур.

Развитие транспортной инфраструктуры соответствует основным направлениям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года.

Реализация транспортной стратегии предполагает осуществление ряда крупнейших инфраструктурных проектов, непосредственно связанных с реализацией социально-экономических приоритетов общегосударственного значения. В первую очередь при реализации проектов развития Дальнего Востока Российской Федерации будет поддерживаться реализация инвестиционных проектов, особо значимых для ликвидации узких мест и недостающих звеньев в транспортной инфраструктуре, а также развитие экспорта транспортных услуг и создание благоприятных условий для отечественных транспортных операторов на международных рынках транспортных услуг.

Одним из таких узких мест является отсутствие развитой транспортной инфраструктуры в Байкальском регионе, что не позволяет эффективно разрабатывать, перерабатывать и реализовывать полезные ископаемые как в России, так и за рубежом (в Монголии).

При реализации проекта строительства железнодорожной ветки между Байкало-Амурской магистралью и Транссибирской магистралью (БАМ-Транссиб) по территории Республики Бурятия необходима его увязка с развитием других инфраструктурных отраслей. Кроме того, предлагаемый проект железной дороги "БАМ-Транссиб" должен быть согласован с приоритетами развития транспортных инфраструктур как минимум трех субъектов Российской Федерации: Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей. Это соответствует приоритетности развития внутригосударственных транспортных коммуникаций, предусмотренных указанными отраслевыми Стратегиями.

Основой пространственной модели развития опорной транспортной сети являются транспортные коридоры, которые необходимо стыковать с международными транспортными коридорами европейской и азиатской транспортных сетей. В случае строительства железной дороги "БАМ-Транссиб" международный транспортный коридор выходит на железнодорожную сеть Монголии и Китайской Народной Республики, что соответствует положениям указанных выше Стратегий о разработке при участии субъектов Российской Федерации проектов создания и развития транзитных коридоров, дополняющих базовые международные транспортные коридоры.

Энергетическая инфраструктура может быть создана в рамках реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.

Деформация соотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы привела к отсутствию конкуренции между ними и структуре спроса, характеризующейся чрезмерной ориентацией на газ и снижением доли угля. Поэтому потребуется изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. Стратегией предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, а также угля и использования возобновляемых источников, а также рассредоточение из Западной Сибири по другим регионам страны (Восточная Сибирь и Дальний Восток, Европейский Север и Прикаспийский регион) добычи углеводородов.

Развитие электроэнергетики в соответствии со Стратегией будет исходить из экономически обоснованных приоритетов территориального размещения генерирующих мощностей - в Сибири это развитие тепловых электростанций на угле и гидроэлектростанций. По прогнозам атомные электростанции будут в основном размещаться в европейской части страны.

Рассматриваемый сценарий предусматривает развитие прежде всего процессов неоиндустриализации, что должно привести к изменению структуры валового регионального продукта. Очевидно, что в нем произойдет увеличение доли промышленности, строительства и транспорта при сокращении доли сельского хозяйства и незначительного роста доли сферы услуг.

В связи с тем, что индустриальные проекты имеют длительный подготовительный период, основной эффект от их реализации наступает после 2017 года.