Настоящий сценарий предполагает прежде всего достраивание или создание "с нуля" на территории Республики Бурятия новых промышленных кластеров, способных стать "локомотивами" социально-экономического развития территории.
Однако успешность создания промышленных кластеров во многом зависит от ряда сложно прогнозируемых внешних факторов, в частности: тенденций и темпов развития соседних субъектов Российской Федерации, политики федерального центра, конъюнктуры рынков в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Северо-Восточной Азии.
Сценарий догоняющей индустриализации связан с ростом энергетики и транспортного комплекса, обусловленного интенсивным развитием топливно-минерального комплекса и обрабатывающей промышленности.
Этот сценарий предполагает создание и достаточно успешное развитие лесопромышленного, строительного и агропищевого кластеров с меньшей зависимостью от внешних факторов, при условии общего улучшения инвестиционного климата и роста уровня внутреннего потребления в Республике Бурятия.
Однако успешное создание и развитие самих промышленных кластеров обусловлено реализацией крупных инфраструктурных и сырьевых проектов в Байкальском регионе.
При этом основной "движущей силой" сценария догоняющей индустриализации для Республики Бурятия может стать только "большой проект" нового освоения Восточной Сибири. И то при условии, что Республика Бурятия будет готова вписаться в этот проект.
По прогнозам новый этап освоения Восточной Сибири будет связан с дальнейшим развитием Южно-Якутского территориально-производственного комплекса и, что важно для Республики Бурятия, началом освоения Северо-Читинской ресурсной базы. При этом Республика Бурятия получает возможность привлечь существенные ресурсы и в определенной степени решить проблему роста конкурентоспособности.
Успешность реализации настоящего сценария может быть обеспечена при установлении интеграционных связей с Иркутской областью, которую федеральный центр собирается сделать опорным регионом так называемого Северного широтного пояса экономического развития, состоящего из интегрированных производственно-транспортных зон.
Одним из элементов структуры Северного пояса предполагается сделать Северо-Читинскую интегрированную производственно-транспортную зону, на базе ванадий-титаножелезных руд Чинейского месторождения и Удоканского меднорудного месторождения.
Важным для Республики Бурятия может стать то, что комплексный проект освоения Северо-Читинской ресурсной базы для развития черной и цветной металлургии предполагает строительство и модернизацию транспортной и энергетической инфраструктур.
Развитие транспортной инфраструктуры соответствует основным направлениям Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года и Стратегии развития транспорта Российской Федерации на период до 2010 года.
Реализация транспортной стратегии предполагает осуществление ряда крупнейших инфраструктурных проектов, непосредственно связанных с реализацией социально-экономических приоритетов общегосударственного значения. В первую очередь при реализации проектов развития Дальнего Востока Российской Федерации будет поддерживаться реализация инвестиционных проектов, особо значимых для ликвидации узких мест и недостающих звеньев в транспортной инфраструктуре, а также развитие экспорта транспортных услуг и создание благоприятных условий для отечественных транспортных операторов на международных рынках транспортных услуг.
Одним из таких узких мест является отсутствие развитой транспортной инфраструктуры в Байкальском регионе, что не позволяет эффективно разрабатывать, перерабатывать и реализовывать полезные ископаемые как в России, так и за рубежом (в Монголии).
При реализации проекта строительства железнодорожной ветки между Байкало-Амурской магистралью и Транссибирской магистралью (БАМ-Транссиб) по территории Республики Бурятия необходима его увязка с развитием других инфраструктурных отраслей. Кроме того, предлагаемый проект железной дороги "БАМ-Транссиб" должен быть согласован с приоритетами развития транспортных инфраструктур как минимум трех субъектов Российской Федерации: Республики Бурятия, Иркутской и Читинской областей. Это соответствует приоритетности развития внутригосударственных транспортных коммуникаций, предусмотренных указанными отраслевыми Стратегиями.
Основой пространственной модели развития опорной транспортной сети являются транспортные коридоры, которые необходимо стыковать с международными транспортными коридорами европейской и азиатской транспортных сетей. В случае строительства железной дороги "БАМ-Транссиб" международный транспортный коридор выходит на железнодорожную сеть Монголии и Китайской Народной Республики, что соответствует положениям указанных выше Стратегий о разработке при участии субъектов Российской Федерации проектов создания и развития транзитных коридоров, дополняющих базовые международные транспортные коридоры.
Энергетическая инфраструктура может быть создана в рамках реализации Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2020 года.
Деформация соотношения цен на взаимозаменяемые энергоресурсы привела к отсутствию конкуренции между ними и структуре спроса, характеризующейся чрезмерной ориентацией на газ и снижением доли угля. Поэтому потребуется изменение структуры потребления и размещения производства топливно-энергетических ресурсов. Стратегией предусмотрено увеличение потребления атомной и гидроэнергии, а также угля и использования возобновляемых источников, а также рассредоточение из Западной Сибири по другим регионам страны (Восточная Сибирь и Дальний Восток, Европейский Север и Прикаспийский регион) добычи углеводородов.
Развитие электроэнергетики в соответствии со Стратегией будет исходить из экономически обоснованных приоритетов территориального размещения генерирующих мощностей - в Сибири это развитие тепловых электростанций на угле и гидроэлектростанций. По прогнозам атомные электростанции будут в основном размещаться в европейской части страны.
Рассматриваемый сценарий предусматривает развитие прежде всего процессов неоиндустриализации, что должно привести к изменению структуры валового регионального продукта. Очевидно, что в нем произойдет увеличение доли промышленности, строительства и транспорта при сокращении доли сельского хозяйства и незначительного роста доли сферы услуг.
В связи с тем, что индустриальные проекты имеют длительный подготовительный период, основной эффект от их реализации наступает после 2017 года.