Иркутская область выбирает стратегию на интенсификацию индустриального развития, с опорой на имеющийся научно-технологический базис, заложенный во времена СССР, и с внедрением инновационных технологий в промышленность.
Существенным конкурентным преимуществом территории является ее энергообеспеченность, наличие квалифицированных кадров в промышленности, достаточно высокий научный и инновационный потенциал.
Кроме того, Иркутская область, обладая таким экологическим ресурсом, как озеро Байкал, намерена активно использовать его для развития туризма и рекреации.
Важным фактором, способным повлиять на социально-экономическую ситуацию в Прибайкалье, станет создание агломерации "Иркутск - Ангарск - Шелехово". По мнению разработчиков, это позитивно повлияет на миграционные процессы, а также будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности территории.
Однако, по прогнозам, Иркутская область к 2010 году начнет испытывать дефицит электроэнергии, и ее преимущества по отношению к Республике Бурятия, связанные с более низкими тарифами на электроэнергию, будут нивелированы. В свою очередь инновационная политика, за счет того, что выбран курс на индустриально-сырьевое развитие, может ограничиться внедрением отдельных технологий и разработок в уже имеющиеся производственные комплексы.
Читинская область в качестве основного стратегического приоритета намерена развивать горнодобывающую отрасль на севере региона, в зоне Байкало-Амурской магистрали - Чарский территориально-производственный комплекс (ТПК), в том числе Удоканское, Чинейское, Катугинское, Апсатское, Читкандинское, Голевское и другие месторождения. В 2006 году разработана областная целевая программа "Экология и минерально-сырьевые ресурсы Читинской области (2006 - 2010 годы)", основные направления которой сохранят свою актуальность и на период до 2020 г.
Не менее важным для области является развитие транспортно-логистического комплекса, поскольку транзитный транспортный коридор на базе Транссибирской железной дороги - это стратегическая альтернатива традиционному морскому пути с Дальнего Востока и из Юго-Восточной Азии вокруг Индии и через Суэцкий канал. При этом основной упор делается на реализацию высокотехнологичных инфраструктурных проектов - логистических комплексов на магистральных железнодорожных ходах и автодорогах, а также на развитие современных средств связи и телекоммуникаций.
Уже сегодня через станцию Забайкальск перевозится до 70% сухопутных грузов от общего объема товарооборота между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Автомобильный пункт пропуска "Забайкальск" обслуживает до 50% прохождения сухопутных грузов и пассажиров в автомобильном сообщении между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой.
По заявленным приоритетам Читинская область выступает конкурентом Республики Бурятия, прежде всего, с точки зрения создания в обоих субъектах Российской Федерации транспортно-логистического комплекса, ориентированного на восток и юг. Однако Республика Бурятия имеет преимущество, состоящее в "монопольных" связях с Монголией, поэтому при условии развития горнодобывающего комплекса на севере Читинской области часть грузов может пройти по территории Республики Бурятия. В любом случае развитие транспортно-логистического комплекса в Байкальском регионе, что является общим для Республики Бурятия и Читинской области, возможно только при установлении межрегиональной кооперации и с участием крупных сырьевых корпораций и ОАО "Российские железные дороги".
В настоящее время Республика Бурятия, являющаяся приграничной территорией среди субъектов Российской Федерации, условно образующих Байкальский регион, имеет вполне конкурентоспособные показатели. Республика Бурятия обладает неоспоримыми конкурентными преимуществами в сферах этнокультурного потенциала, природно-экологических ресурсов и выгодного географического положения. Развитие туристической отрасли (кластера) может стать одним из пилотных проектов развития межрегионального сотрудничества, поскольку требует координации усилий Республики Бурятия и Иркутской области (с подключением в перспективе Читинской области с ее привлекательными природными ландшафтами).
Наибольший эффект в плане повышения конкурентоспособности может принести Республике Бурятия разработка возможных способов интеграции с соседями (Иркутской и Читинской областям, возможно и Республикой Тыва). Кооперация и интеграция, в частности, могут осуществляться в создании совместных инфраструктурных проектов в сферах энергетики, образования, рынка труда, а также развития туристического кластера, осуществления современной инновационной и культурной политики. Однако это требует поддержки администрации Сибирского федерального округа и Правительства Российской Федерации.