ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 28 ноября 2008 года N 655-р

[О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ "ГОРОД УЛАН-УДЭ" НА 2008 - 2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА]



Администрацией муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ" разработана Комплексная программа социально-экономического развития на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года, в которой учтены приоритеты и основные направления Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года.

Стратегической целью социально-экономического развития г. Улан-Удэ до 2017 года является повышение уровня благосостояния и стандартов жизни населения, рост реальных доходов на основе обеспечения устойчивого экономического роста.

Рассмотрев Комплексную программу социально-экономического развития муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ":

1. Одобрить Комплексную программу социально-экономического развития муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ" на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года (прилагается).

2. Рекомендовать администрации муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ" (Айдаев Г.А.) обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Комплексной программой социально-экономического развития муниципального образования городской округ "город Улан-Удэ" на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года.

3. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

Президент - Председатель
Правительства Республики Бурятия
В.В.НАГОВИЦЫН




Одобрена
Распоряжением Правительства
Республики Бурятия
от 28.11.2008 N 655-р

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ "ГОРОД УЛАН-УДЭ" НА 2008 - 2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2017 ГОДА


 Паспорт Программы социально-экономического развития города Улан-Удэ на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года

Наименование  

Программа социально-экономического развития города

Улан-Удэ на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года     

Основание для

разработки    

1. Распоряжение Правительства Республики Бурятия от 20

июня 2007 г. N 440-р "Об основных принципах комплексного

планирования социально-экономического развития

муниципальных образований в Республике Бурятия".

2. Постановление Администрации г. Улан-Удэ от 23.04.2007

N 190 "О Регламенте системы индикативного управления в

г. Улан-Удэ"                                              

Заказчик      

Администрация города г. Улан-Удэ                          

Разработчики  

1. МУ "Комитет экономического развития" Администрации

г. Улан-Удэ.

2. Структурные подразделения Администрации г. Улан-Удэ.

3. Фонд развития международного сотрудничества "Культура

технологий" (г. Москва)                                   

Исполнители

Программы     

1. Администрация г. Улан-Удэ.

2. Хозяйствующие субъекты и общественные организации

г. Улан-Удэ                                               

Стратегическая

цель Программы

Повышение уровня и качества жизни населения г. Улан-Удэ   

Приоритеты

Программы     

Рост экономического потенциала.

Развитие инфраструктуры.

Развитие социальной сферы                                 

Сроки

реализации

Программы     

2008 - 2010 годы и на период до 2017 года                 

Объем и

источники

финансирования

Программы     

Общий объем финансирования Программы составит 168638,5

млн. руб.

Источники финансирования Программы:

федеральный бюджет - 13646,6 млн. руб.;

республиканский бюджет - 9537,2 млн. руб.;

бюджет городского округа - 22085,6 млн. руб.;

собственные и привлеченные средства организаций - 123369,1

млн. руб.                                                 

Ожидаемые

результаты

реализации

Программы     

Достижение до 2017 года:

выпуск продукции - 300 млрд. руб.;

доходы бюджета - 12,3 млрд. руб.;

уровень дотационности бюджета - 0.

Достижение до 2010 года:

Объем отгрузки - 96,8 млрд. руб.;

доходы бюджета - 4,47 млрд. руб.;

уровень дотационности бюджета - 0,39%                     

Организация

контроля

исполнения

Программы     

Общее руководство и контроль за реализацией Программы

осуществляет Администрация города Улан-Удэ                


 Общие положения


Программа социально-экономического развития города Улан-Удэ на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года (далее - Программа) разработана в развитие Стратегии социально-экономического развития города Улан-Удэ до 2027 года и является механизмом ее реализации. Программа учитывает основные положения Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия до 2025 года. Она соответствует типовому макету программы экономического и социального развития субъектов Российской Федерации, разработанному Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Цели и приоритеты Программы соответствуют стратегическим направлениям, определенным Президентом Российской Федерации в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации 2004 - 2007 гг.

Программа содержит мероприятия, инвестиционные и инновационные проекты, предполагающие финансирование из федерального бюджета по объектам общефедерального значения, бюджета субъекта, средств предприятий и организаций, заемного капитала для обеспечения национальной, продовольственной, экологической безопасности.

Раздел 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОРОДА УЛАН-УДЭ


 1.1. Общие сведения о г. Улан-Удэ


Город Улан-Удэ (Верхнеудинск) основан в 1666 г. В 1783 г. Верхнеудинск получил статус окружного (уездного) города - центра Верхнеудинского округа Забайкальской области. В 1920 г. Верхнеудинск становится столицей Дальневосточной Республики (ДВР), а с 1923 г. - столицей Бурят-Монгольской АССР. 27 июля 1934 г. г. Верхнеудинск был переименован в г. Улан-Удэ. В 1958 г. Улан-Удэ становится столицей Бурятской АССР, а в 1992 г. - Республики Бурятия.

Географическое положение. Город Улан-Удэ - столица Республики Бурятия, расположенной в южной части Восточной Сибири, в Забайкалье. Республика граничит: на юге - с Монголией, на западе - с Республикой Тыва, на севере и северо-западе - с Иркутской областью, на востоке - с Читинской областью.

Через город проходит железная дорога Москва - Владивосток (Транссибирская магистраль). Важнейшие автомагистрали: Улан-Удэ - Кяхта - Закаменск, Улан-Удэ - Хоринск - Багдарин, Улан-Удэ - Гремячинск - Баргузин - Улюн Хан. Город расположен на реке Селенга, впадающей в озеро Байкал, и имеет порт. Расстояние от г. Москва до г. Улан-Удэ - 5532 км. Общая площадь города Улан-Удэ составляет 347,6 кв. км (застроенная территория занимает 137,6 кв. км).

Население. На территории города Улан-Удэ проживают 377 тыс. человек (данные на 01.01.2006). Постоянный рост численности населения до 1994 г. в последующем сменился постепенным сокращением. Так, за 2005 г. численность населения г. Улан-Удэ и подчиненных ему населенных пунктов уменьшилась на 3,9 тыс. человек. Основными причинами уменьшения численности населения являются естественная и миграционная убыль.

В г. Улан-Удэ проживают представители около 60 национальностей и народностей. Самыми многочисленными среди них являются русские (66%), затем буряты (29,9%), небольшую долю составляют украинцы, татары, белорусы, армяне, азербайджанцы и др. (4,0%).

Экономические преимущества и недостатки. Город Улан-Удэ является крупным транспортным узлом, через который проходит Восточно-Сибирская железная дорога (эксплуатационная длина - 2,6 тыс. км). Главный ход дороги Тайшет - Иркутск - Улан-Удэ - Петровск-Забайкальский является звеном Транссибирской магистрали. К Транссибирской магистрали примыкает линия Улан-Удэ - Наушки, являющаяся частью направления на Улан-Батор и Пекин. Через г. Улан-Удэ проходит одна из наиболее важных автомагистралей Сибири: автодорога Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Улан-Удэ - Чита (Московский тракт), а также автомобильная дорога на Монголию. Улан-Удэнский аэропорт, имеющий международный статус, является основным авиатранспортным узлом республики. Он располагает искусственной взлетно-посадочной полосой, способной принимать самолеты типов ТУ-154, ИЛ-76. Аэропорт "Байкал" осуществляет регулярное пассажирское сообщение с европейской частью России и аэропортами Сибири и Дальнего Востока. С учетом чартерных рейсов г. Улан-Удэ связан воздушным сообщением с 23 аэропортами России.

Преимущества транспортно-географического положения г. Улан-Удэ в Восточно-Сибирском регионе дополняются важными факторами, определяющими его позиции как узлового пункта на транссибирских трассах в Юго-Восточную Азию: благоприятные климатические условия, квалифицированный персонал местных служб.

Недостатком является слабая включенность города в транспортную инфраструктуру Сибири и Дальнего Востока. Г. Улан-Удэ обходят стороной многие потенциально доступные пассажирские потоки, в том числе туристические.

Основу экономического развития города составляют предприятия промышленного комплекса:

Улан-Удэнский авиационный завод специализируется на выпуске вертолетов и самолетов различных модификаций.

Локомотивовагоноремонтный завод является крупнейшим предприятием в отрасли по ремонту электровозов и вагонов.

Производством металлических конструкций в республике занимается предприятие - ЗАО "Улан-Удэстальмост", входящее в интегрированную структуру ОАО "Мостостройиндустрия".

Значительный потенциал для развития имеет ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение" и ЗАО "Теплоприбор-Комплект".


1.2. Анализ социально-экономического положения города Улан-Удэ за предшествующий период


 1.2.1. Макроэкономическая ситуация


Социально-экономическое развитие г. Улан-Удэ характеризуется тенденцией относительного роста практически по всем основным макроэкономическим показателям.

Основные показатели социально-экономического положения г. Улан-Удэ приведены в таблице 1:

Таблица 1


 Основные показатели социально-экономического положения города Улан-Удэ

 2001  

 2002  

 2003

 2004  

 2005  

 2006  

Численность постоянного

населения (на начало

года), тыс. чел.         

 394,1

 392,7

 386,7

 384,1

 380,9

 377,0

Естественный прирост (+),

убыль (-) на 1000 человек

населения                

 -2,2

 -1,7

 -1,3

 -0,7

 -0,9

 0,3

Численность официально

зарегистрированных

безработных на конец

года, чел.               

 3783  

 2612  

 2650  

 3272  

 3319  

 3258  

Индекс промышленного

производства, в % к

предыдущему году         

 114  

 113  

 113  

 105  

 106  

 109  

Инвестиции в основной

капитал, млн. руб.       

 799  

 1741  

 2322  

 1997  

 3105  

 5899  

Ввод в действие жилых

домов, тыс. м2 общей

площади                  

 66,9

 72,7

 75,0

 88,8

 100,6

 121,3

Оборот розничной

торговли, млн. руб.      

11206  

13595  

16680  

20548  

25826  

30575  

в расчете на душу

населения, руб.          

28450  

34654  

43279  

53720  

68144  

81513  

Объем платных услуг

населению всего, млн.

руб.                     

 1321  

 1915  

 2815  

 3857  

 5431  

 6363  

в расчете на душу

населения, руб.          

 3353  

 4883  

 7304  

10083  

14331  

16961  

Объем реализации бытовых

услуг по крупным и

средним организациям,

млн. руб.                

 42  

 54  

 73  

 104  

 114  

 115  

в расчете на душу

населения, руб.          

 108  

 137  

 189  

 271  

 300  

 307  


Финансовое состояние большинства промышленных предприятий стабильное, несмотря на то, что доля убыточных предприятий в последние годы устойчиво превышает 50%. Экономический рост последних 8 лет был обусловлен, с одной стороны, возросшим спросом на продукцию, а с другой, - возможностью использования сохранившихся незагруженных производственных мощностей, заложенных еще во времена позднего СССР.

После кризиса 1998 года экономика города развивалась за счет высокой закрытости внутренних рынков от импорта, позволив, тем самым, загрузить имеющиеся резервы свободных мощностей и рабочей силы на предприятиях. В то же время вплоть до 2003 года уровень износа основных производственных фондов продолжал увеличиваться, что было обусловлено ограниченными инвестиционными возможностями, отсутствием экономической стабильности и как следствие долгосрочных программ развития предприятий города.


1.2.2. Социальная сфера г. Улан-Удэ


До конца 90-х годов в городе Улан-Удэ (как и в Республике Бурятия) наблюдался высокий уровень деградации социальных институтов, что привело к снижению имеющихся ресурсов и еще большему усилению их дефицита. В настоящее время социальная сфера пользуется приоритетным финансированием.

Темп роста реальных денежных доходов в 2003 - 2006 годах колебался в пределах 104 - 108% от уровня предыдущего года. Увеличивается средний уровень заработной платы. По сравнению с 2003 годом среднемесячная начисленная заработная плата увеличилась в 1,95 раза и в 2006 году достигла 10749 руб.

Сокращается процент численности населения с доходами ниже прожиточного уровня. Среднедушевой доход на одного жителя в 2006 году составил 12229,2 руб., что опережает среднероссийские показатели (9733 руб. на начало 2007 года).

Численность трудоспособного населения в г. Улан-Удэ составляет 230,5 тысяч человек (66,3%). Численность экономически активного населения в г. Улан-Удэ, по оценке, составляет 180 тыс. человек. Число зарегистрированных безработных в 2006 году составило 3258 человек (1,8% от экономически активного населения), что ниже среднероссийского значения (2,3%). Наибольшие доли представляют следующие категории безработных: женщины - 66,2%, молодежь в возрасте 16 - 29 лет - 27,3%, инвалиды - 19,5%.

В общей численности занятого в экономике населения города около 109,7 тыс. человек составляют штатные работники крупных и средних предприятий и организаций. Наибольшую долю в общей численности занятых на крупных и средних предприятиях составляют работники обрабатывающих производств - 20,7% (или 22,7 тыс. чел.). Далее идут работники, занятые следующими видами деятельности:

- образование - 16,5% (18,1 тыс. человек);

- государственное управление и обязательное социальное обеспечение - 12,6% (13,9 тыс. человек);

- здравоохранение и предоставление социальных услуг - 11,7% (12,8 тыс. человек);

- транспорт и связь - 10,6% (или 11,6 тыс. человек).

Показатель ожидаемой продолжительности жизни за 2002 - 2005 годы мужчин сократился на 1,8 года и в настоящее время не превышает 54,3 лет. Продолжительность жизни женщин за указанный период уменьшилась на 0,4 года и составила 68,7 лет, что существенно ниже среднероссийского уровня. По Российской Федерации ожидаемая продолжительность жизни составляет: у мужчин - 58,9 лет, у женщин - 72,4 года.

Политика в сфере здравоохранения была направлена на улучшение здоровья населения и повышение эффективности системы с расширением объемов профилактической и лечебной помощи. Особое внимание уделялось лекарственному обеспечению льготных категорий граждан, укреплению материально-технической базы лечебных учреждений.

За период с 1998 года по 2006 год удельная мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (количество посещений в смену на 10000 человек населения) увеличилось на 25,4%, обеспеченность населения врачами (на 10000 человек населения) выросла на 14,7%, а средним медперсоналом - на 27,6%. Число больничных учреждений и врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, а также число больничных коек по сравнению с 1998 годом уменьшилось (см. таблицу 2), но за счет снижения общей численности населения удельная обеспеченность больничными койками на 10000 человек возросла на 6,7%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»