Реализация настоящей Стратегии развития ТЭК Республики Бурятия будет базироваться на 4 основных группах механизмов.
В сфере государственного регулирования и экономической (инвестиционной) политики ключевое значение будут иметь внедрение механизмов ускоренной амортизации и инвестиционного налогового кредита, применение режима налоговых каникул на срок окупаемости новых мощностей для стимулирования обновления основных фондов, а также субсидирование из средств регионального бюджета процентных ставок по кредитам, привлекаемым для реализации особо значимых для региона энергетических проектов.
Наряду с этим должны быть введены ограничения предельного уровня износа основных фондов, регламентированы минимально допустимые уровни резервов мощностей и строительных заделов в системных энергетических структурах, упрощены процедуры землеотвода, устранены необоснованные административные барьеры, обеспечен прозрачный и экономически доступный порядок доступа к электрическим и газораспределительным сетям для потребителей.
Особое внимание должно быть обращено на соблюдение принципов социальной ответственности развития ТЭК республики, которое предусматривает регулирование в течение всего рассматриваемого периода тарифов в естественно-монопольных сферах деятельности, контроль за соответствием нагрузки по оплате тепловой и электрической энергии платежной способности населения, а также адресные дотации малообеспеченным слоям населения.
Другим немаловажным аспектом является подготовка квалифицированных кадров для нужд ТЭК, в т.ч. для освоения новых труднодоступных районов (в этих целях в республике должен быть создан специализированный региональный центр подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере ТЭК), и обеспечение безопасных и комфортных условий труда работников отрасли.
Для реализации основных инвестиционных проектов Стратегии необходимо обеспечить привлечение как бюджетных, так и внебюджетных финансовых средств, в т.ч.:
- использование средств, предусмотренных федеральными целевыми программами;
- использование средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и Республики Бурятия;
- использование средств от дополнительной эмиссии акций субъектов энергетики и инвестиционных компаний;
- привлечение кредитных средств для реализации высокоэффективных проектов;
- приобретение современного высокотехнологичного оборудования в лизинг;
- принятие экономически обоснованного тарифа с инвестиционной составляющей для строительства крупных энергетических проектов и др.
В сфере энергосбережения и энергоэффективности основными механизмами реализации Стратегии будут поддержка властей в сфере замены изношенных тепло- и электромагистралей, совершенствование правил учета и контроля энергопотребления, повсеместное внедрение КИП, а также совершенствование договорных взаимоотношений по купле-продаже электрической и тепловой энергии. Предприятиям, использующим энергосберегающее и энергоэффективное оборудование и технологии, необходимо предоставление налоговых и тарифных льгот. Немаловажным механизмом является создание комплекса нормативно-правовых документов.
Большое значение будет иметь информационная и образовательная поддержка мероприятий в сфере энергоэффективности и энергосбережения, популяризация эффективного использования энергии среди населения и формирование энергосберегающего поведения; разработка программ энергоаудитов потребителей, проведения регулярного надзора за рациональным и эффективным расходованием энергоресурсов, энергетических обследований систем электро- и теплоснабжения территорий, создания баз данных об их состоянии; проведения инвентаризации электро- и теплогенерирующих мощностей, демонтажа избыточного оборудования; обязательная сертификация энергопотребляющих приборов и оборудования массового применения для установления их соответствия нормативам расхода энергии; создание систем льготного кредитования и лизинговых схем по внедрению энергосберегающего и энергоэффективного оборудования и технологий.
Для обеспечения и реализации намеченных основных направлений по энергосбережению необходимо разработать комплекс программных мероприятий.
В сфере обеспечения региональной энергетической безопасности приоритетом должно стать содействие созданию различных видов новой энерготранспортной инфраструктуры (в т.ч. ЛЭП, соединяющей северный и южный энергорайоны) и укреплению межрегиональной энергетической инфраструктуры. В отдаленных и труднодоступных районах потребуется максимально возможное, но экономически эффективное использование местных источников ТЭР и развитие малой энергетики, в т.ч. на основе ВИЭ.
Для стимулирования освоения местных месторождений ТЭР и производства энергии на местных ТЭР необходимы поддержка независимых производителей топлива и энергии (включая малый и средний бизнес), упрощение процедуры выдачи лицензий в отношении небольших месторождений, создание децентрализованных систем электро- и теплоснабжения, в том числе работающих на местных источниках топлива и ВИЭ.
В сфере обеспечения экологической безопасности, имеющей особое значение для республики в связи с т.н. "Байкальским фактором", выделяется три основных направления: организационное, эколого-экономическое и технологическое.
Организационные мероприятия включают ведение государственного учета выбросов/сбросов загрязняющих веществ путем оснащения всех энергетических объектов приборами автоматического (непрерывного) контроля, регулярное проведение экологического аудита хозяйствующих субъектов ТЭК, а также обеспечение открытости и доступности экологической информации о деятельности предприятий.
Эколого-экономическое направление базируется на использовании поощрительных экономических мер (льготы, субсидии) для предприятий, внедряющих современные экологически чистые технологии добычи, производства, транспортировки и использования ТЭР, а также взимании экологических платежей и штрафов со всех предприятий - источников выброса с учетом их вклада в формирование уровня загрязнения. Наряду с этим оно предусматривает формирование экологического фонда республики за счет энергоемких предприятий-загрязнителей.
Главными технологическими мероприятиями являются строительство и реконструкция объектов по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ из отходящих газов, очистке сточных вод, внедрение современных устройств пыле- и газоочистки на крупных энергопредприятиях (в частности, на Гусиноозерской ГРЭС).
Исполнение рассмотренных в настоящем разделе механизмов энергетической политики на федеральном и региональном уровнях позволит создать благоприятные условия для полного обеспечения потребностей экономики, культуры, образования и быта населения республики в ТЭР, устойчивого роста экономики региона и качества жизни его населения, соответствующего среднему уровню по России, другими словами, позволит достигнуть главной цели настоящей Стратегии.
Для реализации энергетической Стратегии Республики Бурятия необходимо подготовить комплексные мероприятия по следующим направлениям:
- формирование эффективной, надежной системы топливо-, энергоснабжения производственного и социального комплекса Республики Бурятия;
- перевод республики на ресурсосберегающий путь развития;
- преобразование и модернизация теплового хозяйства, в том числе теплоснабжение коммунальных потребителей;
- организация на принципах устойчивости топливо-, энергоснабжения потребителей уникальной природоохранной зоны оз. Байкал;
- повышение надежности и экономичности энерго-, топливоснабжения удаленных и локальных потребителей;