ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2009 года N 177
О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2030 ГОДА
В целях формирования региональной энергетической политики Республики Бурятия, рассмотрев представленную Стратегию развития топливно-энергетического комплекса Республики Бурятия на перспективу до 2030 года, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить прилагаемую Стратегию развития топливно-энергетического комплекса Республики Бурятия на перспективу до 2030 года.
2. Определить Министерство по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (Белоколодов С.Н.) исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, ответственным за координацию осуществления мероприятий, направленных на реализацию основных направлений и положений Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Бурятия на перспективу до 2030 года.
3. Министерству экономики Республики Бурятия (Думнова Т.Г.), Министерству по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (Белоколодов С.Н.) при подготовке плана действий Правительства Республики Бурятия по реализации основных направлений социально-экономического развития Республики Бурятия на соответствующий период включать в него мероприятия, предусмотренные Стратегией развития топливно-энергетического комплекса Республики Бурятия на перспективу до 2030 года.
4. Рекомендовать муниципальным образованиям в Республике Бурятия при разработке и реализации программ социально-экономического развития муниципальных образований руководствоваться Стратегией развития топливно-энергетического комплекса Республики Бурятия на перспективу до 2030 года.
5. Министерству по развитию транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Республики Бурятия (Белоколодов С.Н.) при осуществлении работы по согласованию инвестиционных программ субъектов энергетики руководствоваться основными направлениями и положениями Стратегии развития топливно-энергетического комплекса Республики Бурятия на перспективу до 2030 года.
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по развитию инфраструктуры Фоменко А.А.
7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
И.М.ЕГОРОВ
Одобрена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 15.05.2009 N 177
Стратегия развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) Республики Бурятия на перспективу до 2030 года определяет условия, цели, приоритеты и задачи развития топливно-энергетического комплекса Республики и основных его отраслей.
В Стратегии определены основные направления развития ТЭК Республики в увязке с тенденциями ее социально-экономического развития, даны рекомендации по наращиванию тепловых и электрических мощностей, оценены потребности в инвестициях, а также составлен перспективный баланс топливно-энергетических ресурсов.
Стратегия развития ТЭК Республики Бурятия на перспективу до 2030 года включает:
- энергетические приоритеты и направления их реализации;
- сценарии развития электропотребления в республике;
- сценарии развития производства электрической и тепловой энергии;
- сценарии развития угольной промышленности;
- направления и масштабы использования возобновляемых источников энергии;
- мероприятия по совершенствованию энергопотребления и направления энергосбережения;
- варианты энергообеспечения особой экономической зоны туристско-рекреационного типа республики;
- основные инвестиционные проекты.
Практическая реализация Стратегии развития ТЭК Республики Бурятия на перспективу до 2030 года обеспечит:
- достижение к 2020 г. душевого потребления электроэнергии, равного среднероссийскому уровню;
- сокращение потребления электроэнергии, поставляемой из-за пределов Республики, за счет развития собственной генерации электроэнергии;
- масштабное развитие угольной промышленности;
- необходимые условия для перевода республики на энергосберегающий путь развития, формирование программ энергосбережения и организацию рационального природопользования в электроэнергетике, теплоснабжении и добывающих отраслях;
- рациональный баланс котельно-печного топлива за счет использования местных невозобновляемых и возобновляемых топливных ресурсов, а также природного газа;
- комплексное решение вопросов теплоснабжения и совершенствования теплового хозяйства путем реконструкции систем теплоснабжения на базе крупных (ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2) и мелких ТЭЦ и котельных, а также систем солнечного горячего водоснабжения и отопления;
- повышение уровня энергетической безопасности республики, надежное топливо-, тепло- и электроснабжение;
- комплексное решение вопросов электроснабжения населения и отраслей промышленности за счет совершенствования электросетевого хозяйства и строительства ЛЭП.
Область применения планируемых результатов:
- производство топлива, электрической и тепловой энергии;
- управление и координация работ по развитию ТЭК республики и основных его отраслей, энергоснабжающих и добывающих компаний и предприятий.
Стратегия разработана в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2017 года, а также проектом программы развития ТЭК Восточной Сибири, основными положениями Энергетической стратегии России на период до 2030 года, Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 года N 125р, постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2007 года N 68 "О создании на территории муниципального образования "Прибайкальский район" Республики Бурятия особой экономической зоны туристско-рекреационного типа".
Национальное богатство любого государственного образования включает в себя три важнейших составляющих:
- природные ресурсы,
- человеческий капитал,
- социально-производственный капитал.
Природные ресурсы охватывают минерально-сырьевую базу, включая запасы ТЭР (для Бурятии, главным образом, запасы угля); лесные и земельные ресурсы; водные ресурсы, включая запасы пресной воды оз. Байкал и гидропотенциал малых рек. Сюда же относятся и запасы возобновляемых источников энергии (ВИЭ) - солнце, ветер, биомасса и др. Роль всех этих ресурсов для республики весьма значима и составляет, по оценкам Института энергетической стратегии (ГУ ИЭС), величину порядка 3,5 трлн. долл. США (в ценах 2007 г.), что составляет около 5% потенциальной стоимости природных ресурсов России.
Для республики характерны исключительно суровые природные условия, низкий биоклиматический потенциал, ограничивающий возможности и эффективность аграрного сектора экономики, сложный рельеф - поверхность покрыта многочисленными горными хребтами и плоскогорьями - приводящий к фрагментарности территории.
Климат континентальный с холодной зимой - абсолютный минимум температур на большей части территории ниже -50 град. С - с большой амплитудой суточных и годовых температур.
Около 60% территории республики законодательством отнесено к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера. Решение вполне объективное. Однако оно ведет к росту издержек в производственной и непроизводственной сферах и к снижению конкурентоспособности региона.
Особый уникальный естественный ресурс республики - озеро Байкал и прилегающая природная зона. Байкал содержит около 20% мировых запасов пресной воды, является естественным водохранилищем для ангарских ГЭС, сохранил рыбохозяйственное значение.
Вместе с тем "байкальский фактор" оказывает существенное ограничивающее влияние на ресурсный потенциал республики и ее экономику.
Для наиболее перспективной и привлекательной в природно-ресурсном отношении Байкальской природной территории установлены особые условия природопользования, наиболее жесткие для зоны, включающей Байкал и прибрежную водоохранную полосу.
Республика несет практически все издержки, связанные с выполнением природоохранных функций и ограничительных условий. По оценкам Байкальского института природопользования Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН), величина экологической нагрузки на республику достигает 10% ее ВРП.
Государственным балансом Российской Федерации и территориальным балансом Республики Бурятия на территории республики учтены более 600 месторождений различных полезных ископаемых, в том числе 247 месторождений золота, из них 16 рудных, 7 вольфрама, 4 полиметаллов, 2 бериллия, 2 молибдена, 13 урана, 4 каменного и 10 бурого угля, месторождения гранулированного кварца, фосфоритов, графита и др. Недра республики содержат 37% балансовых запасов молибдена Российской Федерации, 27% - вольфрама, 24% - свинца, 48% - цинка, 16% - плавикового шпата.
Имеется уникальная по запасам сырьевая база особо чистого кварца в пределах крупнейших в Российской Федерации Восточно-Саянской и Байкальской кварценосных провинций.
По данным государственного учета лесного фонда, общая площадь лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, составляет 20,7 млн. га. Запас древесины около 1800 млн. м3, спелой и перестойной - около 770 млн. м3, возможных для эксплуатации - 235 млн. м3. Лесистость территории около 63%. Преобладают хвойные породы.
Освоение лесных ресурсов затруднено по экономическим и природным условиям. Более 46% лесного фонда находится в зоне Байкала, здесь сконцентрированы наиболее ценные и продуктивные древостои, осуществляется до 87% лесозаготовок. Ресурсы доступной зрелой древесины крайне истощены.
Лесные ресурсы северо-востока и частично юго-запада значительны, но труднодоступны.
Земельный фонд - 35,1 млн. га. Качественное состояние и тенденции использования земельного фонда неблагоприятны:
- на протяжении 2000 - 2006 гг. (вероятно, и в 2007 - 2008 гг.) систематически сокращаются площади сельхозугодий и пашни, используемые землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством. Данные приведены в табл. 1.1.1.
Земельные ресурсы
(тыс. га)
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. <2> | |
Площади с/х угодий и пашни, используемые землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством, на конец года <1> | 2274,5 | 2234,4 | 2187,8 | 2194,4 | 2140,4 | 2095,0 | 1503,8 |
________________
Примечания:
<1> Числитель - площадь угодий, знаменатель - площадь пашни.
<2> По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1 июля 2006 г.
<3> Здесь и далее нумерация таблиц соответствует нумерации основного тома Стратегии.
Как и в большинстве регионов, в республике в 2000 - 2005 гг. и в последние годы предыдущего десятилетия смертность превышала рождаемость. В 2006 - 2007 гг., по отчетным данным, произошли не вписывающиеся в долговременный тренд рост рождаемости и снижение смертности.
В отличие от большинства регионов России, возрастная структура населения в республике вполне благоприятна.
Подробные данные приведены в табл. 1.1.2.
Показатели социально-экономического развития Республики Бурятия за 2007 г.
Республика Бурятия | Сибирский федеральный округ | Российская Федерация | |
Общий коэффициент рождаемости | 16,1 | 12,7 | 11,3 |
Общий коэффициент смертности | 13,3 | 14,4 | 14,6 |
Коэффициент естественного прироста населения | 2,8 | -1,7 | -3,3 |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении, лет | 64,7 | н/д | 67,51 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата, руб. | 11528,6 | 12344,8 | 13593,4 |
Реальная начисленная заработная плата, % | 117 | 116,0 | 117,2 |
Среднедушевые денежные доходы населения, руб./месяц | 8891,5 | 10286 | 12601 |
Реальные денежные доходы населения, в % к предыдущему году | 118,2 | 113,5 | 113,1 |
Величина прожиточного минимума, руб./ месяц <1> | 4148 | н/д | 4005 |
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, % | 24,4 | н/д | 13,4 |
Средний размер назначенных месячных пенсий, руб. | 3483,1 | 3680,3 | 3682,3 |
Уровень безработицы, % (МОТ) | 12,9 | 7,9 | 5,7 |
Коэффициент фондов, разы | 14,0 | 15 | 16,8 |
Площадь жилищ в среднем на одного человека, м2 на конец года | 18,4 | 20,2 | 21,5 |