ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2012 года N 591
г. Улан-Удэ
О ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ЗА 2012 ГОД, ПРОГНОЗЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2013 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2014 И 2015 ГОДОВ
Оценка социально-экономического развития Республики Бурятия за 2012 год, показатели прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов разработаны на основе анализа социально-экономического развития Республики Бурятия за предшествующий период, сценарных условий развития экономики и социальной сферы Республики Бурятия.
Показатели прогноза являются ориентирами социально-экономического развития Республики Бурятия на среднесрочный период для исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия и хозяйствующих субъектов экономики республики при принятии конкретных решений в области социально-экономической политики.
По прогнозным расчетам валовой региональный продукт в 2015 году увеличится по сравнению с 2011 годом на 16,2 - 20,6%.
В промышленности ожидается рост производства в 2015 году по сравнению с 2011 годом на 14,8 - 21,2%.
В рассматриваемый период прогнозируется увеличение объемов добычи полезных ископаемых до 105,1 - 111,9% к уровню 2011 года.
В обрабатывающих производствах предполагается увеличение объемов производства до 114,5 - 120,6% к уровню 2011 года.
По виду деятельности "производство и распределение электроэнергии, газа и воды" в 2012 - 2015 годах темп роста прогнозируется на уровне 121,9 - 128,7%.
Темп роста инвестиций в основной капитал в 2015 году к уровню 2011 года прогнозируется на уровне 120,9 - 136,9%.
В 2015 году фонд оплаты труда увеличится в 1,4 - 1,5 раза к уровню 2011 года.
С учетом повышения стоимости потребительской корзины уровень бедности в 2013 году может увеличиться до 23,6% и будет последовательно снижаться до 21,6% по первому варианту и до 19,9% - по второму в 2015 году.
Во исполнение Закона Республики Бурятия от 02.04.1996 N 284-I "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Бурятия" Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Принять к сведению информацию о прогнозе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов (приложение N 1).
2. Одобрить показатели прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов (приложение N 2).
3. Министерству финансов Республики Бурятия (Шутенков И.Ю.) при разработке проекта закона Республики Бурятия о республиканском бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов принять за основу прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
4. Исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия при разработке Индикативного плана Правительства Республики Бурятия по реализации Закона Республики Бурятия "О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы" в 2013 году учитывать показатели прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия на 2013 год.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольный комитет Главы Республики Бурятия и Председателя Правительства Республики Бурятия (Мещеряков С.А.).
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Республики Бурятия
И.ЕГОРОВ
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2013 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2014 И 2015 ГОДОВ
Прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов разработан Министерством экономики Республики Бурятия совместно с другими исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия на основе сценарных условий, основных параметров прогноза функционирования экономики Российской Федерации в 2013 - 2015 гг., с учетом тенденций и особенностей социально-экономического развития Республики Бурятия за истекший период и оценки 2012 года.
Основные параметры развития экономики и социальной сферы Республики Бурятия на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов разработаны по двум вариантам:
- первый вариант - консервативный - предполагает сохранение положительной динамики развития экономики, но вместе с тем характеризуется умеренным ростом основных прогнозных показателей, относительно невысоким инвестиционным спросом, недостаточным ростом потребительского спроса;
- второй вариант - умеренно-оптимистичный - предполагает более быстрое развитие экономики на основе улучшения инвестиционного климата, реализации значимых инфраструктурных проектов, модернизации экономики, повышения конкурентоспособности и эффективности бизнеса.
Прогноз является ориентиром социально-экономического развития Республики Бурятия на прогнозируемый период для исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, хозяйствующих субъектов экономики республики.
Функционирование экономики Республики Бурятия в среднесрочной перспективе будет определяться внешними и внутренними условиями и факторами.
Сохранение позитивных тенденций восстановления мировой экономики в 2013 - 2015 годах (103,4 - 104,0%), сравнительно благоприятная для экономики внешнеэкономическая конъюнктура и эффективная реализация программных мероприятий обусловит в прогнозируемом периоде сохранение положительных тенденций и благоприятную динамику большинства макроэкономических показателей. Вместе с тем в прогнозный период до 2015 года темпы роста будут сдерживать замедление динамики роста мировой торговли (по оценке в 2012 году темп роста не превысит 2,5%), риски развития негативных процессов в экономике США, нестабильность на рынках труда большинства развитых стран.
В прогнозируемом периоде внутренние факторы все в большей степени будут определять как уровень, так и устойчивость темпов экономического роста.
К внутренним условиям относятся следующие факторы:
- реализация мер государственной политики по привлечению инвестиций, реализация крупных инвестиционных проектов;
- повышение доли инновационной конкурентоспособной продукции в производственной сфере и освоение новых рынков сбыта;
- состояние производственных фондов, степень их изношенности; модернизация основных фондов высокотехнологичных отраслей;
- повышение эффективности использования капитальных и интеллектуальных ресурсов за счет высвобождения предпринимательской инициативы, расширения внутреннего спроса и емкости внутреннего рынка;
- стимулирование роста предложения товаров путем повышения уровня конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), развитие инфраструктуры торговли;
- замедление роста цен на продовольствие и уровня потребительской инфляции;
- демографическая ситуация;
- расширение налоговой базы республики;
- реализация бюджетной политики по формированию эффективной системы бюджетных расходов и их оптимизации.
Изменение экономического положения республики на макроуровне характеризуется динамикой и структурой валового регионального продукта.
ВРП в 2012 году оценивается в 165,1 млрд. руб. с ростом на 3,5%. Основной вклад в увеличение объемов внесут базовые отрасли экономики - промышленность, сельское хозяйство, транспорт, торговля. Базовыми отраслями будет произведено около 70% ВРП на сумму 120,0 млрд. руб.
В 2013 - 2015 годах ежегодный прирост ВРП составит на уровне 3,6 - 4,2% по первому варианту и 4,5 - 6,0% - по второму. Динамику экономики будет определять в основном внутренний спрос как инвестиционный на уровне не менее 4 - 9%, так и потребительский на уровне не менее 5 - 10%.
По оптимистическому варианту прогноза в 2015 году ВРП достигнет 236,3 млрд. руб., что составит 120,6% к уровню 2011 года (в сопоставимых ценах).
В отраслевой структуре ВРП за счет опережающих темпов развития сохранится преобладание сферы услуг, доля которой составит свыше 60%. Наиболее высокими темпами будет увеличиваться добавленная стоимость транспорта и торговли. Доля услуг транспорта в 2013 - 2015 гг. возрастет до 22,7% против 20,9% в 2011 году, что связано, прежде всего, с развитием топливно-энергетической промышленности, вклад отрасли в прирост ВРП составит 5,8 - 6,5 процентных пункта. Рост потребительского спроса приведет к увеличению доли оптовой и розничной торговли до 13,6% в 2015 году против 12,4% в 2011 году, вклад в прирост ВРП составит 3,5 - 3,9 процентных пункта.
Также вклад в формирование ВРП внесут обрабатывающая промышленность (доля - 15,0%), которая обеспечит 2,2 - 3,2% прироста ВРП, сельское хозяйство (8,2%, вклад - 0,5 - 1,6 процентных пункта), строительство (5,8%, вклад - 0,5 - 0,7 процентных пункта). Доля добавленной стоимости, созданной этими отраслями, в общем объеме валового регионального продукта составит более 65%.
Доля добавленной стоимости в бюджетно-ориентированных секторах (государственное управление, образование, здравоохранение) в прогнозный период незначительно понизится в результате опережающего развития других секторов.
Темпы прироста промышленного производства в 2012 - 2015 гг. замедлятся и составят 2,0 - 7,3%. В целом объем промышленного производства к 2015 году к уровню 2011 года вырастет на 14,8 - 21,2%. Объем отгруженной продукции, произведенных работ и услуг в промышленном производстве в 2015 году составит 122,8 - 129,5 млрд. руб.
Прирост индекса промышленного производства будет обеспечен за счет реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов и модернизации действующих производств. Особое внимание будет уделяться инновационному развитию промышленности, в том числе создание новых инновационных производств на территории зон экономического благоприятствования, промышленного парка; интеграция деятельности научно-исследовательских, образовательных организаций, промышленных предприятий в систему инновационного развития, внедрения и коммерциализации инновационных проектов; развитие кластерного подхода.
В прогнозный период сохранится тенденция опережающего роста обрабатывающих производств по сравнению с производством топливно-энергетических ресурсов.
В обрабатывающей промышленности объем производства вырастет на 14,5 - 20,6% в основном за счет увеличения объемов производства авиационной промышленности, металлургического производства, пищевой промышленности и промышленности строительных материалов.
Наращивание объемов производства будет осуществлено на крупных предприятиях республики. На ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" с 2014 года планируется начало серийного производства вертолета Ми-171А в пассажирском и грузовом вариантах, продолжится реализация Программы техперевооружения и модернизации техники с освоением программно-технических комплексов, направленной на увеличение выпуска вертолетов и создание предпосылок освоения новых перспективных изделий. На Улан-Удэнском ЛВРЗ - филиале ОАО "Желдорреммаш" запланирована реализация Программы обновления и модернизации основных фондов, в том числе по замене оборудования и модернизации электромашинного производства и литейно-механического производства. Ожидается наращивание объемов ремонта электровозов, расширения поставок запасных частей для ОАО "РЖД".
ЗАО "Улан-Удэстальмост" будет продолжена работа по строительству объектов инфраструктуры на Урале, в Республике Саха (Якутия), на Дальнем Востоке и северо-востоке КНР. Также предусмотрена дальнейшая модернизация и техническое перевооружение производства, в том числе внедрение новых технологий при производстве мостовых конструкций на всех этапах производства и увеличение объемов производства мостовых металлоконструкций до 35 - 36 тыс. тонн.
Перспективы развития ОАО "Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение" связаны с расширением поставок продукции по государственному оборонному заказу для нужд Министерства обороны России.
На ОАО "Селенгинский ЦКК" запланирована реализация инвестиционного проекта по внедрению нового оборудования и модернизации основных фондов.
В деревообрабатывающей промышленности в 2012 году ожидается незначительное снижение объемов производства, что связано с сокращением внешнего спроса, однако в прогнозируемом периоде ситуация выровняется. В лесоперерабатывающем комплексе продолжится работа по созданию лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры в Северо-Байкальском районе республики (ООО "Форестинвест") и строительство завода по производству ориентированно-стружечных плит (OSB) в Заиграевском районе республики (ООО "Лесная биржа").
Динамично будут развиваться секторы экономики, ориентированные на потребительский спрос. Так, в среднесрочной перспективе сохранится тенденция наращивания объемов пищевого производства (темп роста производства пищевых продуктов в 2015 г. к 2011 г. - 118 - 122%) за счет роста потребительского спроса на продовольственные товары и объемов предложения сельскохозяйственной продукции. Высокие темпы роста прогнозируются в текстильном и швейном производстве (2015 г. к 2011 г. - 110,4 - 113,6%).
Увеличение объемов производства ожидается за счет открытия новых производств по первичной переработке мяса и молока, проведения модернизации действующих производств по переработке сельскохозяйственного сырья и производству продуктов питания.
В среднесрочный период планируются строительство мясоперерабатывающего комплекса "Улан-Удэнский мясокомбинат", организация производства по переработке рыбы "Рыбозавод Байкал", модернизация и техническое перевооружение ОАО "Молоко Бурятии", модернизация хлебопекарного производства ОАО "Бурятхлебпром", модернизация оборудования линий по производству шоколадных конфет конфетно-карамельного цеха ЗАО "Амта".
Ожидается постепенный рост производства трикотажных изделий, верхней одежды и спецодежды на таких предприятиях как ООО "Эльф", ООО "Ажур Текс", ООО "Швейная фабрика "Наран". В перспективе "Ажур Текс" планирует осуществлять первичную обработку шерсти и ее переработку с полным циклом - от сортировки и мытья до вязания полотна из пряжи и выпуска готовых изделий. На ООО "ПО "Наран" продолжится работа по реконструкции основного производства, оптимизации энергопотребления, усовершенствованию экологической безопасности, а также реализации программы производства первичной обработки шерсти.
Высокий перспективный спрос в сфере жилищного строительства и развития транспортной инфраструктуры позволит обеспечить рост производства строительных материалов (153,1 - 158,7% к уровню 2011 г.).
Из сырьевых отраслей высокий индекс роста продемонстрирует добыча топливно-энергетических полезных ископаемых (2015 г. к 2011 г. - 2,8 - 3,2 раза). Рост будет обеспечиваться за счет увеличения объемов добычи бурого угля на Окино-Ключевском месторождении ООО "Угольный разрез" (доведение объемов до проектной мощности до 1,5 млн. тонн угля в год), на Холбольджинском и Гусиноозерском буроугольных месторождениях ООО "Угольная компания Баин-Зурхе" (до 1,15 млн. тонн угля в год), объемов добычи урана ОАО "Хиагда".
Вместе с тем в прогнозный период ожидается снижение по добыче золота на основном золотодобывающем предприятии республики - ОАО "Бурятзолото", в связи со снижением среднего содержания золота в товарной руде и увеличением себестоимости добытого металла.
В прогнозный период продолжится строительство предприятия по отработке месторождений Хиагдинского рудного поля методом подземного выщелачивания, строительство горно-обогатительных комбинатов на базе Озерного месторождения полиметаллических руд, Жарчихинского и Орекитканского месторождений молибдена, Ермаковского месторождения бериллия, Инкурского и Холтосонского месторождений вольфрама, а также горнодобывающего предприятия на базе Никольского месторождения каменного угля.
В целом объем добычи полезных ископаемых за период 2012 - 2015 годов возрастет на 5,1 - 11,9%.
В энергетике ожидается в 2012 - 2015 годах рост на уровне 121,9 - 128,7%. Увеличение объема выработки электроэнергии планируется системным оператором и обусловлено вводом турбогенератора N 7 на ТЭЦ-1, энергоблока N 4 на Гусиноозерской ГРЭС.
В 2012 - 2015 годах в отраслевой структуре промышленности, несмотря на различные тенденции развития отдельных отраслей, существенных изменений не произойдет. За счет опережающего роста увеличится доля энергетики с 23% в 2011 году до 25% в 2015 году, доля добычи топливно-энергетических полезных ископаемых с 1,8% до 4,8%, при этом доля добычи нетопливных полезных ископаемых будет постепенно сокращаться до 9% в 2015 году. Доля других отраслей останется на одном уровне.
Модернизация производства невозможна без квалифицированных кадров. В целях решения вопроса кадрового дефицита, сдерживающего фактора интенсивного развития экономики, будет продолжена работа по популяризации технических специальностей для предприятий республики, формированию государственного заказа на подготовку кадров и разработке дополнительных мер, направленных на закрепление специалистов на производстве.
Большое внимание будет уделяться созданию благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса как основного фактора обеспечения занятости и формирования экономически активного среднего класса. Продолжится реализация мероприятий по стимулированию создания малых предприятий и развитию действующих, развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства (строительство республиканского промышленного парка), массовому вовлечению молодых людей в предпринимательскую деятельность, государственной поддержке малых инновационных компаний, а также стимулированию развития малых и средних предприятий до масштабов крупного предпринимательства.