Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ "ПРАВОВАЯ ИНФОРМАТИЗАЦИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ ПРАВОВОЙ ИНФОРМАТИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ


До настоящего времени не удалось создать инфраструктуру, обеспечивающую информационно - правовую поддержку местных органов государственной власти Республики Алтай. В существующих информационно - правовых системах используемые технологии и программно - технические средства практически не согласованы между собой.

В настоящее время существует и действует несколько банков и баз правовой информации, разнообразных информационно - справочных систем правовой информации, находящихся в ведении различных государственных и коммерческих структур, обладающих различными по тематике, полноте и достоверности информационными фондами. Однако несовместимость этих систем, а также отсутствие надлежащего правового регулирования, нерешенность организационных и технических проблем создания систем правовой информации диктуют необходимость определения компетенции государственных органов по формированию информационно - правовых ресурсов и систем, прав и обязанностей поставщиков и потребителей правовой информации.

Территориально - распределенный эталонный банк данных правовых актов Республики Алтай (ТРЭБД) представляет общегосударственную совокупность эталонных автоматизированных систем правовой информации, как интегрированных, так и отдельных тематических банков правовой информации, а также технологий, средств защиты информации, с помощью которых осуществляется взаимодействие органов местного самоуправления в общем правовом пространстве посредством имеющихся в республике телекоммуникационных средств и совместимых программно - технических средств.

Формирование общегосударственных информационных ресурсов в правовой сфере предполагает ориентацию на создание и использование эталонных банков правовой информации и интеграции разрозненных информационно - правовых ресурсов в рамках программы правовой информатизации.

Для правового закрепления отношений, складывающихся при создании систем правовой информации, в рамках настоящей программы предусматривается разработка плана проведения работ по подготовке нормативных правовых актов республики, устанавливающего гарантии полной, достоверной и своевременной правовой информированности общества и граждан в результате функционирования систем правовой информации; защиты правовой информации и средств их обеспечения от несанкционированного изменения.

Принципы правовой информатизации, определенные в Концепции правовой информатизации России, устанавливают, что правовая информатизация России должна строиться на основе вертикальной и горизонтальной интеграции существующих и вновь создаваемых систем правовой информации, максимально использовать готовые системы связи и передачи данных. Таким образом, инфраструктура правовой информации является элементом общей инфраструктуры информатизации России.

Одной из центральных проблем создания и эксплуатации распределенных эталонных государственных баз данных является защита информации от несанкционированного доступа и подтверждение подлинности отправителя и получателя правовой информации. В соответствии с Законом Российской Федерации "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.95 года N 24-ФЗ юридическая сила документов, обрабатываемых с помощью автоматизированных систем, должна подтверждаться цифровой электронной подписью.

Исходя из того, что Указом Президента от 03.04.95 года N 334 "О мерах по соблюдению законности в области разработки, производства, реализации и эксплуатации шифровальных средств, а также предоставления услуг в области шифрования информации" на ФАПСИ возложены функции разработки и сертификации средств защиты информации, в том числе и правовых баз данных, функции головной организации по реализации программы "Правовая информатизация Республики Алтай" возложены на центр правительственной связи в Республике Алтай.

Центральный узел ТРЭБД входит в состав Российской автоматизированной системы информационно - правового обеспечения (РАСИПО) и представляет собой общегосударственную совокупность автоматизированных систем правовой информации, эталонных, интегрированных, отдельных тематических банков и баз правовой информации, а также технологий, с помощью которых осуществляется информационно - правовое взаимодействие в общем правовом пространстве посредством единой телекоммуникационной среды, совместимых программно - технических средств и организационно - технических мероприятий.

На центральном узле ТРЭБД развертываются основные информационные ресурсы - эталонные базы данных федерального уровня:

- "Банк правовых актов Российской Федерации" и электронное "Собрание законодательства Российской Федерации" и другие;

- копии эталонных баз данных республиканского уровня, в которых содержатся электронные образы принятых нормативно - правовых актов Республики Алтай, в дальнейшем и всех органов местного самоуправления, входящих в состав Республики Алтай.

При необходимости нормативно - правовые базы данных "Кодекс", "КонсультантПлюс", "Гарант", "Эталон", распространяемые на коммерческой основе, также развертываются на информационных ресурсах центрального узла.

Также возможна подготовка справок по нормативно - правовым актам федерального уровня в отлаженном режиме с помощью информационных ресурсов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Главного управления информационных ресурсов Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ.

Абонентские пункты органов государственной власти республики будут иметь средства удаленного доступа к ресурсам центрального узла ТРЭБД.

На всех уровнях создания ТРЭБД предусматривается внедрение сертифицированных ФАПСИ средств защиты от несанкционированного доступа и электронной подписи, которая будет определять подтверждение "эталонности" электронных копий нормативных и правовых актов.

Основными функциями центрального узла ТРЭБД как головного элемента являются:

- получение из центрального узла Российской автоматизированной системы информационно - правового обеспечения (РАСИПО) электронных образов нормативно - правовых актов федерального уровня (эталонные копии);

- получение из органов власти и органов местного самоуправления Республики Алтай электронных образов правовой информации местного законодательства (эталонные копии);

- обеспечение информационно - правового взаимодействия между центральным узлом и подобными структурами других субъектов РФ;

- формирование и поддержание в актуальном состоянии интегрированного полнотекстового банка правовой информации законодательства Российской Федерации, Республики Алтай и органов местного самоуправления;

- обеспечение удаленного доступа пользователей к интегрированному банку правовой информации;

- обеспечение тиражирования и информационного обмена базами правовой информации по абонентской сети органов государственной власти Республики Алтай;

- обеспечение доступа к иным информационным ресурсам, имеющимся в РИАЦ ЦПС.

Реализация функций получения из РАСИПО и органов власти электронных копий правовых актов осуществляется по каналам конфиденциальной связи ФАПСИ "Атлас-2". Для обеспечения обновления баз данных используется защищенная электронная почта ФАПСИ.