ОМС - одна из форм социальных услуг, предоставляемых государством в системе социальной защиты населения в условиях становления рыночных отношений. Система ОМС предназначена для реализации прав граждан на бесплатную медицинскую помощь, которая декларирована Конституцией РФ.
В соответствии с принципами ОМС все граждане Российской Федерации должны иметь равные возможности в получении медицинской помощи. При этом медицинская помощь должна быть доступной как территориально, так и во времени и качественной.
Задачи ТФОМС на 1999 год:
- обеспечение реализации Закона РФ "О медицинском страховании граждан в РФ"
- аккумулирование финансовых средств ОМС
- обеспечение финансовой устойчивости системы ОМС, которая зависит от: неуклонного выполнения обязательств бюджета по страховым платежам на неработающее население, и направление средств ОМС на выполнение программы гарантий оказания бесплатной медицинской помощи
- осуществление контроля качества оказания медицинских услуг и разрешение заявлений на досудебном этапе по защите прав пациента.
Выполнение поставленных задач находится в прямой зависимости от поступления платежей на неработающее население. Дирекция фонда понимает и учитывает ограниченность ресурсов в республике, но предложенный механизм финансирования здравоохранения не позволит реализовать экономические механизмы реформирования системы здравоохранения, если зарплата будет оплачиваться из бюджета, сохранится затратный принцип финансирования, сдерживающий развитие вневедомственной системы контроля качества медицинской помощи.
В связи с этим для создания единого механизма реализации конституционных прав граждан республики на получение бесплатной медицинской помощи гарантированного объема и качества в соответствии с методикой расчета "О порядке формирования и экономического обоснования территориальных программ государственных гарантий по обеспечению граждан РФ медицинской помощью" бюджет фонда 1999 г должен составить:
┌═════════════════════┬════════════┬══════════════┬══════════════‰
│ │Расчет ТФОМС│ Расчет МЗ РА │ при дефиците │
│ │ млн. руб. │ млн. руб. │ 30% │
├═════════════════════┼════════════┼══════════════┼══════════════┤
│1. Доходы всего: │ 92,7 │ 74,5 │ 59,3 │
│в т.ч. взносы │ 23,5 │ 23,6 │ 23,6 │
│платежи │ 67,4 │ 51,0 │ 35,7 │
│прочие поступления │ 1,7 │ │ │
│штрафы, дотация за │ │ │ │
│лечение РФ │ │ │ │
├═════════════════════┼════════════┼══════════════┼══════════════┤
│2. Расходы всего: │ 88,6 │ │ │
│в т.ч. │ │ │ │
│на финансирование │ 82,5 │ │ │
│тер. программы │ │ │ │
│на содержание │ 3,0 │ │ │
│ТФОМС │ │ │ │
│оплата за лечение на │ 0,5 │ │ │
│других территориях │ │ │ │
│прочие расходы │ 2,6 │ │ │
└═════════════════════┴════════════┴══════════════┴══════════════…
Подушевой норматив 1998 г. - 456 руб. на чел. в год
1999 г. - 389 руб. на чел. в год
Страхование населения республики составило - 98%, в т.ч. неработающего населения - 98%, работающего с ЭЭР - 100%
Учитывая:
- снижение подушевого норматива более чем на 20%
- фактическое состояние оказанных мед. услуг населению республики в 1998 г.
- рост стоимости медицинских препаратов и продуктов питания, а также для выполнения технологического процесса лечения и существования здравоохранения, как отрасли, обеспеченность финансами должна быть не менее 70 - 76% от расчетной суммы, чтобы покрыть статьи затрат з/плата, начисления на з/плату, медикаменты, питание и оплата за лечение на других территориях.
Территориальный фонд ОМС РА просит внести в измененный проект бюджета Республики Алтай на 1999 г.:
1. Платежи на неработающее население в сумме 51,0 млн. руб.
Исполнительный директор фонда
Р.Ф.МАКСАРОВА