Анализ поступления доходов в бюджеты районов (города) и республики за 1998 год
(тыс. руб.)
районы | план | Фактическое | % | % в/зач-в в | |
всего | В т.ч. | ||||
Кош-Агачский | 4919 | 4582 | 1944 | 93 | 42 |
Улаганский | 3483 | 3642 | 2506 | 105 | 69 |
Усть-Канский | 4327 | 2326 | 1019 | 54 | 44 |
Онгудайский | 5955 | 3850 | 1796 | 65 | 47 |
Усть-Коксинский | 7205 | 4160 | 2058 | 58 | 49 |
Шебалинский | 4508 | 4113 | 2266 | 91 | 55 |
Турочакский | 7243 | 4845 | 3123 | 67 | 64 |
Майминский | 16367 | 14266 | 7278 | 87 | 51 |
Чойский | 4191 | 3071 | 1203 | 73 | 39 |
Чемальский | 3607 | 2116 | 1375 | 59 | 65 |
г. Горно- |
|
|
|
|
|
Собств. |
|
|
|
|
|
Итого: | 150146 | 142293 | 51073 | 95 | 36 |
План по собственным доходам за 1998 год выполнен по Улаганскому району (105%) и по г. Горно-Алтайску (138%). Небольшое перевыполнение по Улаганскому району обусловлено тем, что 69% от общей суммы доходов поступило в бюджет района за счет проведения взаимозачетов. Так, из 311 тыс. руб. доходов от налога на прибыль взаимозачетами проведено 301 тыс. руб. В то же время при сравнительно небольшом объеме проведенных взаимозачетов по г. Горно-Алтайску годовой план по собственным доходам значительно перевыполнен за счет перечисления п/налога участниками ЭЭР "Алтай".
Доля поступлений в местный бюджет налоговых платежей составила 99% от общего объема поступлений (140535 тыс. руб.). Основная часть поступлений в местный бюджет обеспечена за счет перечислений подоходного налога 85964 тыс. руб. (60%). Платежи в основном поступили от участников ЭЭР и составили 28000 тыс. руб.
Основная доля поступления налоговых платежей в местный бюджет за 98 год приходилась на предприятия торговли и общественного питания - 36,9%. Более 60% поступлений в бюджет республики обеспечено перечислениями плательщиков по г. Горно-Алтайску и Майминскому району - 10%.
В целом по республике выполнение плана 1998 г. по некоторым налоговым платежам составило:
Налог на прибыль 90%
Налог на добавленную стоимость 66%
Налог на имущество 55%
Платежи за пользование недрами 49%
Платежи за пользование лесным фондом 43%
Земельный налог 83%
Госпошлина 80%
Местные налоги 78%
Прочие налоги, сборы и пошлины 12%
Прочие неналоговые доходы 7%
Невыполнение плана связано с тем, что республика переживает глубокий финансово - экономический кризис. Негативные тенденции, имевшие место в 1998 году, еще больше осложнили финансовое положение предприятий. Некоторые положительные сдвиги, имевшие место в отдельных предприятиях, имели неустойчивый характер и не могли способствовать улучшению экономической обстановки в целом.
В республике сложилась сложная ситуация, связанная с платежеспособностью предприятий. Все отрасли республики находятся в упадочном состоянии. В 98 г. происходило дальнейшее снижение объема промышленного производства, пищевой промышленности, агропромышленного комплекса. Многие предприятия республики в 1998 г. сработали с убытками. Так же в 98 г. не произошли существенные изменения, которые могли бы свидетельствовать о стабилизации производства, улучшении финансового состояния предприятий. В 1998 г. продолжался рост кредиторской и дебиторской задолженности. В связи с недостаточным бюджетным финансированием выросла задолженность бюджетных организаций и учреждений перед предприятиями - налогоплательщиками, что в свою очередь повлекло за собой резкое увеличение недоимки по налоговым платежам. Рост недоимки за 1998 г. по сравнению с данными за 1997 г. составил 46,6%.
Анализируя причины невыполнения плана по госдоходам, следует принять во внимание последствия "августовского" кризиса: снижение реальных доходов населения повлекло за собой уменьшение объема товарооборота и платных услуг, и вследствие этого сокращение поступления доходов в бюджет республики.
Поступление налоговых платежей по НДС уменьшено за счет произведенных возмещений (10340 тыс. руб.) на расчетные счета налогоплательщиков. Причиной невыполнения плана по НДС и прибыли является, кроме перечисленных выше, частичное или полное прекращение деятельности предприятий. План по платежам за пользование природными ресурсами, в том числе плата за пользование недрами, лесной доход, земельный налог, были рассчитаны не по фактическим поступлениям прошлых лет, а на основании расчетов соответствующих министерств и комитетов. Так же в целях обеспечения бюджетных учреждений и населения республики топливом на зимний период Правительством РА была предоставлена отсрочка уплаты в бюджет лесных податей за древесину, отпускаемую на корню. Отсроченные суммы должны поступить в бюджет в 1999 г.
На территории РА по состоянию на 01.01.99 г. зарегистрировано 8235 юридических лиц, являющихся плательщиками налогов. В 1998 г. по республике 380 предприятиям предоставлены льготы по налогам решениями местных органов власти (4,6% от общего количества налогоплательщиков), в результате бюджет потерял платежей на сумму 6861 тыс. руб. (в т.ч. налог на имущество, местные налоги и прочие налоги и сборы). Анализ, проводимый органами налоговой инспекции, показывает, что предоставление льгот зачастую является не эффективным и не оказывает должного влияния на улучшение финансово - экономического состояния налогоплательщиков.
В 98 г. органами налоговых инспекций документально проверено 2339 налогоплательщиков, в результате в местный бюджет доначислено 21747 тыс. руб., что на 2216 тыс. руб. меньше соответствующего периода 97 г., темп роста составил 90,8%.
Из общего числа налогоплательщиков 2450 являются недоимщиками по уплате налогов, сборов и др. поступлений в бюджет республики.
Задолженность по налоговым платежам по состоянию на 01.01.99 г. составила 35362 тыс. руб., в том числе 33849 тыс. руб. за счет недоимки по налоговым платежам, это превышает показатели 1997 года на 10762 тыс. руб. Предоставлено отсрочек по уплате налогов в местные бюджеты на сумму 1513 тыс. руб.