В республике ежегодно проводятся работы, связанные с земельной реформой, землеустроительным обеспечением сельского хозяйства, земельным кадастром, инвентаризацией земель населенных пунктов. Особое значение имеют работы по инвентаризации земель населенных пунктов с целью установления всех владельцев, пользователей и собственников земли, достоверного учета их площадей, правильного налогообложения. Эти работы должны финансироваться за счет средств, поступающих в соответствующие бюджеты от платежей за землю. Комитет ежегодно планирует проведение этих работ и проводит их в небольших объемах, насколько позволяют средства, выделяемые из федерального бюджета.
В 1998 закончена инвентаризация земель районного центра с. Шебалино, при общей стоимости работ 427 тыс. рублей из районного бюджета оплачено только 50 тыс. рублей. В 1999 году работы по инвентаризации земель проводятся и будут закончены в районных центрах Усть-Кокса и Усть-Кан и при общей их стоимости 759 тыс. рублей из местных и республиканского бюджетов для этого не планируется ни рубля и будут оплачены из федерального бюджета за счет средств, предоставляемых на проведение работ по землеустройству. Проводится работа по созданию планового материала для проведения инвентаризации земель в г. Горно-Алтайске. Комитет достиг договоренности о выполнении этих работ на паритетных условиях: часть работ будет оплачена из городского бюджета от платежей за землю, другая часть - за счет средств Роскартографии.
Произведенные расчеты показывают, что для выполнения инвентаризации земель только в г. Горно-Алтайске и районных центрах республики необходимо 6 млн. рублей. Для проведения инвентаризации земель всех населенных пунктов республики потребуется сумма 17 млн. рублей (228 кв. км территория всех населенных пунктов республики при средней стоимости 1 кв. км 74,3 тыс. руб.). Предварительные расчеты, выполненные по результатам проведенной инвентаризации, показывают, что за счет полученных результатов по правильному учету площадей, поступление платежей за землю увеличится в г. Горно-Алтайске на 15%, в сельских населенных пунктах - на 10% ежегодно. Таким образом, есть реальные предпосылки окупаемости проводимых работ.
Из других видов работ в республике проводятся почвенное обследование земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая оценка земель, проекты перераспределения земель и землеустройства, графический учет земель и другие работы, необходимые для поддержания сведений о земельном фонде республики.
Комитетом ежегодно делается анализ выполнения Законов РА "О плате за землю", "О бюджете Республики Алтай" в части распределения и использования средств от платы за землю. Так, за 1998 год при расчетной сумме платежей за землю 3,9 млн. рублей собрано 3,6 млн. рублей, из них за сельскохозяйственные угодья, в соответствии с названными законами, подлежало перечислению в бюджет РА 1,2 млн. рублей, фактически перечислено 173 тыс. рублей (14%). Эти средства должны были пойти по своему целевому назначению, в том числе и на выполнение землеустроительных работ (инвентаризации), мероприятий по повышению плодородия почв. Из оставшихся в районах средств, при аналогичном их распределении и назначении, должно было поступить в земельные комитеты и комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию 1,3 млн. рублей, фактически перечислено 199 тыс. рублей (15%). Такая ситуация по распределения средств от платы за землю повторяется ежегодно и остающиеся средства используются на другие цели, не связанные с выполнением землеустроительных работ и использованием земель. Отсюда и низкие темпы выполнения работ по инвентаризации земель и состояние других вопросов, связанных с финансированием их на республиканском и районных уровнях. Комитету приходится ежегодно планировать и выполнять работы за счет федеральных средств и Госкомзем РФ прежде, чем принять наши заказы, задает вопрос об использовании местных средств и в первую очередь средств от платы за землю.
В настоящее время республиканский комитет разрабатывает программу "Развитие земельной реформы в Республике Алтай на 1999 - 2002 годы", как составную часть федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в России на 1999 - 2002 годы". Выполнение республиканской программы по многим вопросам должно быть предусмотрено за счет средств от платы за землю, централизуемых на районных и республиканском уровнях.