ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2000 года N 11
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2000 - 2002 ГОДЫ"
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 07.06.2018 N 168.
____________________________________________________________________
В целях дальнейшего развития земельной реформы, создания условий для повышения эффективности использования земли, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.99 N 694 "О федеральной целевой программе "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы" Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Развитие земельной реформы в Республике Алтай на 2000 - 2002 годы" (далее именуется - Программа).
2. Определить, что региональная целевая программа является составной частью федеральной целевой Программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы".
3. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Республики Алтай, государственным заказчиком по соответствующему направлению Программы - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Алтай.
4. Для реализации Программы использовать средства федерального бюджета, предусмотренные для этих целей, централизуемые средства для платы за землю, средства заказчиков отдельных видов работ.
5. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству Республики Алтай ежегодно в срок до 25 января информировать Правительство Республики Алтай о ходе выполнения данного постановления.
6. Контроль за выполнением постановления возлагаю на себя.
Первый заместитель
Председателя Правительства
Республики Алтай
М.З.ГНЕЗДИЛОВ
ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА 2000 - 2002 ГОДЫ"
Наименование Программы - региональная целевая программа
"Развитие земельной реформы в
Республике Алтай на 2000 - 2002
годы"
Дата принятия решения - Постановление Правительства
о разработке Программы Республики Алтай "О реализации
(наименование документа) земельного законодательства
Российской Федерации в Республике
Алтай" N 297 от 19.09.1999 г.
Государственные заказчики - Комитет по земельным ресурсам
Программы и землеустройству Республики Алтай
(координатор), Министерство
сельского хозяйства и
продовольствия Республики Алтай
Основные разработчики - Комитет по земельным ресурсам
Программы и землеустройству Республики
Алтай, Министерство сельского
хозяйства и продовольствия
Республики Алтай
Цели и задачи Программы - повышение эффективности
использования земли, создание
условий для увеличения социального
инвестиционного, производственного
потенциала земли и превращение ее
в самостоятельный фактор
экономического роста реализации
Сроки и этапы - 2000 - 2002 годы:
Программы I этап - 2001 год
II этап - 2001 - 2002 годы
Перечень основных - разработка и совершенствование
мероприятий Программы на всех уровнях правовой и
нормативной базы регулирования
земельных отношений;
создание механизма, реализующего
права собственников земельных
долей;
создание механизма,
обеспечивающего приватизацию
городских земель при приватизации
государственных и муниципальных
предприятий и развитие оборота
земель в городе и поселениях;
разграничение земель, находящихся
в федеральной собственности,
собственности Республики Алтай и
муниципальной собственности;
создание инфраструктуры рынка
земли;
развитие механизма ипотечного
кредитования;
введение государственного
земельного кадастра;
совершенствование системы
земельных платежей;
зонирование территорий;
проведение массовой оценки земель;
картографическое, геодезическое и
землеустроительное обеспечение
земельной реформы;
ведение мониторинга земель;
техническое оснащение службы
государственного контроля за
использованием и охраной земель,
создание денежного фонда охраны
земель;
проведение информационно -
разъяснительной работы среди
населения;
подготовка и переподготовка
кадров;
Объемы и источники (млн. рублей)
финансирования 2000 - 2002 годы 2000 год
всего 18,4 6,7
в том числе
федеральный бюджет 14,7 5,1
бюджет Республики Алтай 2,2 1,1
и местные бюджеты
прочие источники 1,5 0,5
Ожидаемые конечные - закрепление конституционных прав
результаты реализации граждан свободно распоряжаться
Программы участком земли и земельных долей
под жестким контролем государства;
разграничение земель, находящихся
в федеральной собственности,
собственности Республики Алтай и
муниципальной собственности;
создание рынка земли и
недвижимости как единого
имущественного комплекса; развитие
ипотеки земли и создание
благоприятных условий для
инвестиций; эффективное и
рациональное использование
земельных ресурсов на всех уровнях
управления ими; повышение
поступлений от платежей за землю в
доходную часть бюджета
Земельные ресурсы Республики Алтай являются достоянием республики и национальным богатством ее многонационального народа. Сельскохозяйственное производство является основной отраслью народного хозяйства республики. Основные направления сельского хозяйства - животноводство и растениеводство, ориентированное на производство кормов, что наряду со структурой земельного фонда республики обусловлено ее географическим расположением и традициями населения.
Земли сельскохозяйственного назначения составляют 31,9% земельного фонда республики, в то время как земли лесного фонда, запаса, особо охраняемых территорий - соответственно 40,5%, 15,9% и 11,0%. В структуре сельскохозяйственных угодий пашня занимает всего 1,5%, сенокосы - 1,3%, пастбища - 16,3%.
Последствия экономического кризиса в стране самым пагубным образом отразились на Республике Алтай, которая включена в список особо депрессивных регионов. Тяжелое финансовое положение сельскохозяйственных организаций и крестьянских хозяйств привело к фактам отказа от части земель в связи с неспособностью должным образом их использовать.
Прослеживается тенденция к переводу более ценных сельскохозяйственных угодий в менее ценные - пашни переводятся в пастбища и залежи.
В то же время, в целом по республике, несмотря на наличие свободных земель, наблюдается устойчивый спрос на удобно расположенные земельные участки, как для целей организации сельскохозяйственного производства, так и для размещения баз и мест отдыха.
Предлагаемая Программа представляет собой комплекс организационно - технических, технологических и финансовых мероприятий, направленных на устранение негативных последствий сложившегося положения и дальнейшее развитие земельной реформы в Республике Алтай.
Настоящая Программа составлена в рамках утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 694 от 26.06.99 г. Федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 - 2002 годы" и Постановления Правительства Республики Алтай "О реализации земельного законодательства Российской Федерации в Республике Алтай" N 297 от 19.09.1999 г.
Начатая в 1991 году в России земельная реформа, в соответствии с принятой 18.01.91 г. "Республиканской программой проведения земельной реформы на территории РСФСР", составила следующие основные цели:
перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель в РСФСР;
наделение землей граждан и организаций с закреплением их прав на землю.
За период проведения земельной реформы в Республике Алтай была произведена реорганизация большинства имеющихся сельхозпредприятий, и этот процесс продолжается. Организационно - правовая форма большей части сельхозпредприятий приведена в соответствие с действующим законодательством. Значительная часть сельхозугодий приватизирована.
К началу 1999 года в республике было создано более 1,1 тыс. крестьянских хозяйств. Свыше 9,5 тыс. садоводов имеют землю в собственности. В сельской местности из 48,5 тыс. личных подсобных хозяйств приватизировано и закреплено в собственность более 28,5 тысячи.
В большинстве районов республики составлены списки собственников земельных долей, в которые включены свыше 28 тысяч человек.
Продолжается проведение землеустроительных, земельно - кадастровых, топографо - геодезических и других проектно - изыскательских работ, связанных с использованием земель.
Введена плата за землю. За период 1995 - 1998 гг. в бюджеты всех уровней поступило 7749,8 тыс. руб.
Вместе с тем Республике Алтай присущи все недоработки в осуществлении земельной реформы, характерные для Российской Федерации в целом. Это и отсутствие стройной системы земельного законодательства, и несовершенство системы начисления земельных платежей, и ограниченные возможности существующего механизма перераспределения земли в пользу эффективных хозяйствующих субъектов, и многое другое.
Усугубляет положение наличие противоречий нормативно - правовых актов Республики Алтай законодательству Российской Федерации. В результате собственникам земельных долей в республике не выданы правоподтверждающие документы - свидетельства на право собственности на землю, что лишает их права распорядиться своими долями в соответствии с действующим законодательством. Предоставление земли крестьянским хозяйствам только на праве пожизненно наследуемого владения (ПНВ) и(или) аренды существенно ограничивает права собственников земельных долей и противоречит действующему законодательству.
Практически отсутствуют факты предоставления земель в собственность граждан в г. Горно-Алтайске и выкупа земельных участков под приватизированными предприятиями. Следствием этого является отсутствие легального рынка земли. Нет нормативно - правовой базы по вопросу продажи прав на землю. По этим причинам бюджеты всех уровней лишаются значительных денежных средств.
Эти и другие факторы создают обстановку неопределенности в решении земельных вопросов, что в значительной степени снижает инвестиционную привлекательность Республики Алтай.
Повсеместны факты нецелевого использования платежей за землю, что наряду с сокращением финансирования из федерального бюджета не позволяет в необходимом объеме проводить работы по инвестиции земель населенных пунктов и иные мероприятия по землеустройству, ведению земельного кадастра, повышению плодородия земель, освоению новых и другие работы.
Не на должном уровне организован контроль за использованием и охраной земель.
Целями земельной реформы являются повышение эффективности использования земли, создание условий для увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земли, превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста.
Земельная реформа - важнейший элемент структурной перестройки экономики России, одно из основных направлений государственной политики, содержанием которого является:
осуществление практического перехода к гарантированным Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Алтай формам собственности на землю и их стабилизация посредством гарантирования прав и государственной регистрации;
вовлечение земельных участков в экономический оборот, создание в республике регулируемого земельного рынка и его инфраструктуры;
перераспределение земли и передача ее эффективным хозяйствующим субъектам;
повышение плодородия почв и охрана земель;
приватизация гражданами и юридическими лицами земли в соответствии с законодательством;
разграничение неприватизированных земель на находящиеся в федеральной собственности, в собственности Республики Алтай и в муниципальной собственности;
создание системы земельного кадастра республики как составной части государственного земельного кадастра и системы государственной регистрации прав на земельные участки и другое недвижимое имущество и сделок с ним, проведение оценки земель различного целевого назначения;