ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 февраля 2000 года N 39
ОБ ОТЧЕТЕ УПРАВЛЕНИЯ ФОНДА РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ (ГУ "УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ" С 23.11.99) ПО ИТОГАМ РАБОТЫ ЗА 1999 ГОД
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Республики Алтай от 07.03.2018 N 56.
____________________________________________________________________
Заслушав отчет Управления Фонда развития Республики Алтай (ГУ "Управление специальными средствами при Правительстве Республики Алтай" с 23.11.99) по итогам работы за 1999 год, Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Принять к сведению отчет Управления Фонда развития Республики Алтай (ГУ "Управление специальными средствами при Правительстве Республики Алтай" с 23.11.99) по итогам работы за 1999 год.
2. Отметить недостаточную работу Управления по возврату ранее выданных кредитов.
Глава Республики Алтай,
Председатель Правительства
Республики Алтай
С.И.ЗУБАКИН
Учитывая, что решающим фактором устранения кризисных явлений и оздоровления республиканской экономики является оживление инвестиционных процессов, весомое значение на уровне региона приобретает наличие эффективного инвестиционного механизма. Как первую ступень в стратегии формирования указанного механизма можно рассматривать создание Управления Фонда развития Республики Алтай (далее Управление ФРР) - государственного учреждения, организующего и регулирующего финансирование республиканских инвестиционных программ за счет средств, получаемых от деятельности Эколого - Экономического Региона "Алтай" (далее ЭЭР "Алтай"). Основополагающая цель деятельности Управления ФРР заключается в поддержке социальных программ и во вложении средств в высокоэффективные инвестиционные проекты, в перспективе способные дать республике положительные экономические результаты, такие как рост производства, наполнение бюджета, увеличение количества рабочих мест. Инвестиционная деятельность Управления ФРР строго регламентирована: финансирование проектов производится в соответствии с Реестром финансирования приоритетных направлений развития экономики и поддержки социальной сферы Республики Алтай (далее Реестр), утвержденным Правительством Республики Алтай и на основании распоряжений Правительства Республики Алтай.
Подводя итоги деятельности Управления ФРР за 1999 год по поддержке и развитию реального сектора экономики и социальной сферы, можно отметить, что в текущем году произошла заметная активизация инвестиционных процессов в республике за счет эффективного и рационального вложения средств, получаемых от деятельности ЭЭР "Алтай".
Бюджет развития на 1999 год был утвержден в сумме 101,1 млн. рублей. Фактически расходная часть Фонда составила в 1999 году 57,07 млн. рублей (56,4% от плановой суммы Бюджета). Это обусловлено, прежде всего, необоснованностью суммы, утвержденной Госсобранием - Эл Курултай Республики Алтай, и соответственно невозможностью исполнения нереального плана доходной части Фонда.
В соответствии с отраслевыми приоритетами, определенными в Реестре Министерством экономики Республики Алтай, Управлением ФРР в текущем году были профинансированы следующие социально - экономические направления (см. Приложение 1): производственная сфера на сумму 27,12 млн. рублей, в том числе промышленность на сумму 9,06 млн. руб., сельское хозяйство - 4,96 млн. рублей, строительство - 3,90 млн. руб., лесопромышленный комплекс - 1,89 млн. руб., туризм - 6,07 млн. руб., народные промыслы - 0,50 млн. руб., санация предприятий - 0,74 млн. руб., научно - исследовательские и прикладные программы - 1,36 млн. руб., развитие рыночной инфраструктуры - 3,70 млн. руб., поддержка и развитие малого предпринимательства - 0,23 млн. руб., поддержка социальной сферы - 18,57 млн. руб., экологические программы - 2,14 млн. руб., строительство объектов народного образования - 0,1 млн. руб., прочие расходы составили 3,85 млн. руб., в т.ч. залоговый фонд - 2,44 млн. руб.
Анализ структуры расходов Фонда (см. приложение 2) показывает, что существенная часть средств Фонда была выделена на возвратной и платной основе. Это гарантирует постоянное восстановление и наращивание его доходной части.
Всего за 1999 год на возвратной основе за счет средств Фонда было выделено 24,39 млн. рублей. Для сравнения, за время существования Эколого - экономического региона "Алтай" с 1996 года по 1998 год сумма инвестиций, выделенных на возвратной основе за счет средств, поступающих от его деятельности, составила всего лишь 16,9 млн. рублей (см. ч. II Отчета). Остальные деньги были выделены либо безвозмездно, либо с нарушениями оформления заемных документов, в результате чего республика лишилась значительного источника возобновления бюджета развития.
Среди предприятий, эффективно использующих в интересах развития региональной экономики выделенные из Фонда государственные кредиты, можно назвать ПТФ "Сумер", которая направила средства на комплектацию нового потока по выпуску изделий женского ассортимента; ЗАО "Электросигнал - ВЭС" - на развитие производства телевизоров "Конка", ЗАО "Алтайстроймебель" - на приобретение оборудования для сушки древесины с целью организации производства мебели; ООО "Алып" - на увеличение объемов производимой молочной продукции; ГУП "Агромаркет" - на закуп мяса и шерсти у населения и ОАО "Ткацкая фабрика" - на приобретение сырья.
Это далеко не полный перечень проектов, проинвестированных за счет средств Фонда. Общий список включает 51 объект. Процентный доход обозначенных займов, а также кредитов, выданных Дирекцией ЭЭР "Алтай" за период с 1996 по 1998 годы и переданных в виде дебиторской задолженности Управлению ФРР, не включая доходы по просроченным ссудам, составит 2,8 млн. рублей. Таким образом, можно уверенно констатировать, что деятельность Управления ФРР не только окупает себя, но и приносит существенный доход республике.
В целях максимального снижения риска невозврата заемных средств Управление ФРР при заключении договоров строго соблюдает принцип обеспечения возвратности займов. В качестве обеспечения возвратности используются залог, поручительство и комбинированная форма (залог + поручительство) (см. Приложение 3). Здесь особо следует выделить поручительства коммерческих банков, которые в соответствии с трехсторонними Генеральными Соглашениями, заключенными с Управлением ФРР (третья сторона - Правительство Республики Алтай), осуществляют сопровождение займов, начиная с оформления кредитных документов до возврата средств. Обозначенная схема обеспечения является наиболее надежной. Кроме того на практике применялись такие виды обеспечения, как залог товаров в обороте, находящихся на хранении у третьего лица в соответствии с его обязательствами перед Управлением ФРР, и залог ценных бумаг (контрольного пакета акций).
В настоящее время Управлением ФРР изучается возможность страхования инвестиционного риска. Это даст дополнительные гарантии обеспечения возврата займов.
В перспективе в качестве инструментов инвестиционного кредитования рассматривается возможность использования лизинга, складских свидетельств.
Не осталась без внимания со стороны Правительства Республики Алтай и социальная сфера. В этом направлении из Фонда было выделено 18,6 млн. рублей (см. приложение 4). С тем чтобы подчеркнуть масштабность оказанной поддержки приведем некоторые данные. Около 30 общеобразовательных учреждений получили средства на ремонт, приобретение учебного оборудования и учебников. Оказана финансовая помощь 9 учреждениям здравоохранения, в том числе психонаркологическому диспансеру, инфекционной больнице, республиканской больнице, противотуберкулезному диспансеру и т.д. В целях оказания помощи малообеспеченным слоям населения было выделено 1,8 млн. руб.
Одним из важных аспектов организации Управлением ФРР процесса финансирования является строгий контроль за целевым использованием выделенных средств. В случае нецелевого расходования получателями государственных средств Управлением ФРР принимаются все необходимые меры, вплоть до судебного разбирательства.
На основании постановления Правительства Республики Алтай N 204 от 02.07.99 г. Дирекция ЭЭР "Алтай" в августе 1999 г. передала в порядке правопреемства Управлению ФРР права требования по дебиторской задолженности на сумму 16,9 млн. руб. (72 заемщика), образовавшейся в результате финансирования за 1996 - 1999 гг. программ и проектов экономического и социального развития Республики Алтай.
70,5% (11,91 млн. руб.) переданной задолженности оказалась просроченной. Управление ФРР направило недобросовестным заемщикам 39 претензий, а также неоднократно обращалось через СМИ с просьбой добровольно вернуть кредиты. На сегодняшний день подготовлены иски по 6 должникам. В результате проведенной Управлением ФРР работы по возврату дебиторской задолженности пять предприятий погасили свою задолженность полностью (0,14 млн. руб.), шесть - частично (0,15 млн. руб.), один должник оформил перевод долга на другое предприятие, четыре - пролонгировали срок возврата заемных средств, 1 млн. руб. был списан на основании распоряжений Правительства Республики Алтай в счет бюджетной финансовой помощи. Одним из самых крупных должников является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Алтай - 3,5 млн. руб. Возмещению за счет бюджета республики подлежит 1,09 млн. руб. рассматриваемой дебиторской задолженности.
На конец года сумма дебиторской задолженности составила 15,66 млн. руб.
Процесс возврата денежных средств, выделенных Дирекцией ЭЭР "Алтай", затруднен в связи с тем, что заемные документы оформлялись Дирекцией ненадлежащим образом, без соблюдения принципа обеспечения возвратности займов, меры по погашению задолженности практически не применялись. Во многих финансовых делах, переданных Дирекцией, отсутствовали документы, подтверждающие перечисление заемщику суммы займа, погашение долга, акты сверок. В связи с этим в большинстве случаев невозможно точно определить сумму задолженности, подлежащую взысканию.
Основными поручителями по договорам займа Дирекции ЭЭР "Алтай" выступают Министерство финансов Республики Алтай - 2,4 млн. руб., сама Дирекция, что являлось неправомерным - 2,16 млн. руб., и администрации районов - 1,7 млн. руб. В документах поручителей отсутствуют реквизиты или даны старые, недействующие номера банковских счетов, что замедляет подачу документов в Арбитражный суд.
Кроме того Управление ФРР столкнулось с проблемой, касающейся обозначенной дебиторской задолженности и связанной с зачетами взаимных требований. Так, по ряду предприятий (ОАО "Электросвязь", ОАО "Онгудайский мясокомбинат", ООО ПТП "Цвет" - всего на сумму 663 тыс. руб.), подготовивших все необходимые документы и считающих, что их долг зачтен, Дирекция вместо проведения взаимозачетов передала право требования задолженности Управлению ФРР. Учитывая, что у Управления ФРР нет задолженности перед бюджетом и другими юридическими лицами, соответственно и основания для проведения взаимозачетов отсутствуют. В результате этой недоработки Дирекции пострадали вышеназванные предприятия, поскольку теперь их задолженность подлежит взысканию в обычном порядке. На нашу просьбу внести соответствующие изменения в разделительный баланс по предприятиям, которые произвели взаимозачет, Дирекция не ответила.
Включая кредиты, выданные Дирекцией, сумма просроченной задолженности на сегодняшний день составляет 18,51 млн. рублей.
Часть просроченной задолженности в сумме 7,69 млн. руб. подлежит возмещению за счет республиканского бюджета, и причина ее возникновения объявляется задержкой ее погашения Министерством финансов Республики Алтай.
Предполагаемая сумма доходов Фонда от возврата Управлением ФРР заемных средств, включая проценты, составит в 2000 году - 11,41 млн. рублей.
С учетом результатов анализа деятельности Управления ФРР за 1999 год положительными факторами функционирования Управления ФРР являются активизация и упорядочение процесса инвестирования региональной экономики: возможность осуществления прямого контроля Правительством Республики Алтай за доходной и расходной частью Фонда: соблюдение при выделении средств всех принципов кредитования, обеспечивающих гарантию возврата займов, получение процентного дохода и целевое использование средств.
Начальник Управления
спецсредствами
В.В.БОНДАРЬ
АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ И ПОДДЕРЖКИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РА ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФОНДА РАЗВИТИЯ РА ЗА 1999 ГОД
(в руб.)
N | Направление | Лимит | Фактически |
1. | Финансирование программ и | 39286000 | 27116449 |
а) промышленность | 10000000 | 9057129 | |
б) сельское хозяйство | 8000000 | 4958325 | |
в) строительство | 9786000 | 3900000 | |
г) лесопром. комплекс | 3700000 | 1891000 | |
д) туризм | 2000000 | 6070000 | |
е) народные промыслы | 500000 | 500000 | |
ж) санация предприятий | 5000000 | 739995 | |
2. | Научно - исследовательские | 1000000 | 1358720 |
3. | Развитие рыночной | 5000000 | 3699713 |
4. | Развитие малого | 1000000 | 234399 |
5. | Поддержка социальной сферы | 17200000 | 18568452 |
6. | Экологические программы | 5000000 | 2142700 |
7. | Строительство объектов | 9300000 | 100000 |
Прочие расходы, в т.ч. | 3846032 | ||
Всего произведено |
|
СТРУКТУРА РАСХОДОВ ФОНДА РАЗВИТИЯ, ПРОИЗВЕДЕННЫХ УПРАВЛЕНИЕМ ФРР В 1999 Г.
Виды расходов | Сумма, в руб. | В % к итогу | |
Социальные программы | 18568452 | 32 | |
Безвозмездно выделенные |
|
| |
Займы с начислением %% | 15392300 | 27 | |
Займы без начисления %% | 9002150 | 16 | |
Итого: | 57066465 | 100 |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЗВРАТНОСТИ ЗАЙМОВ
Виды обеспечения возвратности | Сумма, в руб. | В % к итогу | |
Залог | 5451824 | 22 | |
Поручительство, в т.ч.: | 13020776 | 54 | |
поруч-во Мин. Финансов | 5882326 | ||
Комбин. форма (поручительство |
|
| |
Итого: | 24394450 | 100 |