Доходная часть бюджета Внебюджетного фонда развития РА (далее бюджет фонда) исполнена на сумму 36 млн. 708 тыс. рублей (40,64% от плана на год).
Доходная статья бюджета фонда "Возврат ранее выданных кредитов" исполнена на сумму 3 млн. 699 тыс. рублей при плане 16 млн. 321 тыс. рублей, или на 22,67%. Из общей суммы возврат основной суммы долга составил 2 млн. 973 тыс. рублей (в том числе за счет погашения дебиторской задолженности, переданной Дирекцией ЭЭР "Алтай" - 839 тыс. рублей) и уплата процентов - 726 тыс. рублей.
Низкий процент возврата объясняется причинами, в большинстве своем не зависящими от эффективности работы инвестиционного отдела Министерства финансов РА. Так, на сегодняшний день издано распоряжений Правительства РА о пролонгации займов на сумму 1 млн. 377 тыс. рублей.
Кроме того при планировании доходной части бюджета фонда предусматривалось поступление средств из бюджета РА в счет погашения задолженности по договорам займа, заключенным под поручительство Министерства финансов РА на сумму 6 млн. 990 тыс. рублей. Фактически задолженность по вышеназванным займам Министерством финансов РА не погашена даже частично.
По договорам займа, заключенным в 1996 - 99 гг. Дирекцией ЭЭР "Алтай", дебиторская задолженность в сумме 15 млн. 338 тыс. рублей просрочена. Проблема возврата этих средств заключается в ненадлежащем оформлении Дирекцией ЭЭР "Алтай" заемных документов и прежде всего в отсутствии обеспечения возвратности займов. На сегодняшний день многие заемщики Дирекции прекратили свою деятельность. Кроме того у Правительства РА в настоящее время нет права требования задолженности на сумму 4 млн. 51 тыс. рублей, так как КБ "Алтайэнергобанк" неправомерно кредитовал заемщиков от своего имени за счет средств Дирекции ЭЭР "Алтай", в связи с чем договор уступки прав требования, заключенный между вышеназванными сторонами, был признан решением суда ничтожным. В настоящее время после направления инвестиционным отделом банку претензии о взыскании долга банк отказал в возврате рассматриваемого бессрочного займа, выданного Дирекцией. В связи с этим инвестиционный отдел намерен прибегнуть к судебному разбирательству.
Расходная часть бюджета фонда на 01.07.2000 г. исполнена на сумму 30 млн. 507 тыс. рублей, или на 33,78% от запланированной на год суммы. Процент выполнения плана по финансированию приоритетных направлений развития экономики на возвратной основе составил 42,87%.
Все инвестиционные проекты финансировались на основании Реестров финансирования приоритетных направлений развития экономики (далее Реестры) и распоряжений Правительства РА.
Основная часть инвестиционных проектов не была профинансирована в 1-ом полугодии по причине отсутствия правовых оснований (Положения о фонде, утверждаемого решением ГС-ЭК РА) для открытия банковского счета у Правительства РА - органа, уполномоченного оперативно управлять средствами фонда. Фактически средства фонда на банковском счете были заморожены на 3 месяца до принятия ГС-ЭК РА соответствующего решения, за этот период средства фонда могли только передаваться в бюджет на финансирование социальных программ.
Механизм выделения компенсации платы за проценты по кредитам банков практически не работает. Комбанки настаивают на получении всей суммы компенсации сразу при выдаче кредита, а не в момент наступления обязательств по уплате процентов. Выгода банков очевидна, например, средства, выделенные на компенсацию, будут направлены ими на кредитование тех же получателей компенсации, а банки получат соответствующую прибыль. Также Комбанки хотели бы иметь право самостоятельно изменять процентные ставки за пользование кредитами вне зависимости от ставки рефинансирования Центробанка, тем самым у заемщиков возрастает риск увеличения по решению банка процентной ставки по кредиту. Эта несогласованность является следствием преждевременного решения Министерства экономики РА и последующего его утверждения ГС-ЭК РА о выделении средств фонда на компенсацию до заключения соглашений с банками, предусматривающих условия ее предоставления.
В процессе работы по оформлению заемных документов инвестиционный отдел столкнулся с проблемами, связанными с принципами формирования Реестров.
Так, многие получатели инвестиций, утвержденные Реестрами, неплатежеспособны, имеют задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, испытывают дефицит ликвидных активов, вследствие чего не могут предоставить надлежащее обеспечение возврата средств. Проекты, предлагаемые к финансированию, в большинстве своем нерентабельны.
Часто не соблюдается условие распределения риска государства с частным капиталом, поскольку практически ни один проект не предусматривает вложения собственных средств заемщика.
Следующая проблема заключается в том, что при оформлении обеспечения возвратности займов заемщик несет расходы, связанные с оплатой оформления, регистрации и удостоверения документов, вместе с тем, оформив все необходимые документы, гарантии, что заем ему будет выделен, нет. Это объясняется чрезмерно усложненной схемой финансирования инвестиционных проектов.
Заместитель министра финансов
Республики Алтай
В.В.БОНДАРЬ