Общие показатели по торговле за 1998 - 1999 гг. по г. Горно-Алтайску
Показатели | Ед. изм. | 1998 | 1999 | Темп изменения | |
Абсол. вел. | % | ||||
1. Оборот розничной торговли предприятий | т. р. | 115186,2 | 166986,7 | +51800,5 | 145,0 |
в т.ч. крупные, средние предприятия | т. р. | 66933,2 | 92723,4 | +25790,2 | 138,5 |
субъекты малого бизнеса (юр. лица) | т. р. | 48253 | 74263,3 | +26010,3 | 153,9 |
2. Оборот рынков (вещев., смешан., прод.) | т. р. | 122235,9 | 227218,6 | +104982,7 | 185,89 |
3. Оборот розничной торговли предприятий общественного питания (крупные, средние) | т. р. | 4877 | 6687,9 | +1810,9 | 137,13 |
4. Количество торговых точек (на конец года) | ед. | 361 | 329 | -32 | 91,14 |
4.1. розничной торговли | ед. | 331 | 291 | -40 | 87,92 |
4.2. предприятий общепита | ед. | 30 | 38 | +8 | 126,67 |
5. Однодневный оборот: | т. р. | 315,6 | 457,5 | +141,9 | 145,0 |
5.1. розничной торговли (п. 1: 365) | |||||
5.2. предприятий общепита (п. 3: 365) | т. р. | 13,4 | 18,3 | +4,9 | 136,57 |
6. Оборот на одну торговую точку: | |||||
6.1. предприятий розничной торговли (п. 1: п. 4.1) | т. р. | 348,0 | 573,8 | +225,8 | 164,9 |
6.2. предприятий общепита (п. 3: п. 4.2) | т. р. | 162,6 | 176,0 | +13,4 | +108,24 |
7. Среднегодовая численность обслуживаемого населения | т.ч. ед. | 50,0 | 51,2 | +1,2 | 102,4 |
8. Оборот розничной торговли на душу населения | |||||
8.1. предприятий розничной торговли (п. 1: п. 7) | т. р. | 2,304 | 3,261 | +957 | 141,5 |
8.2. предприятий общепита (п. 3: п. 7) | руб. | 97,54 | 130,60 | +33,06 | 133,9 |
9. Количество рынков | ед. | 4 | 4 | - | - |
10. Средний оборот рынка (п. 2: п. 9) | т. р. | 30559,0 | 56804,7 | +26245,7 | 185,89 |
11. Оборот рынков на душу населения (п. 2: п. 7) | т. р. | 2,445 | 4,438 | +1,993 | 181,5 |
12. Число предпринимателей, занимающихся торгово-закупочной деятельностью | чел. | 1748 | 1476 | -272 | 84,44% |
13. Торговая выручка предпринимателей | т. р. | 65205 | <*> | ||
14. Средняя выручка одного предпринимателя | т. р. | 37,3 | <*> | ||
15. Индекс цен потребительских товаров 1999 г. к 1998 г. | 192,16 |
________________
<*> Нет данных.
Общий оборот розничной торговли по г. Горно-Алтайску за 1999 год составил 394,2 млн. руб.
В сфере торговли доминируют физические лица без образования юридического лица - на их долю приходится 57,6% оборота, на долю крупных и средних предприятий - 23,5% и 18% - приходится на субъекты малого бизнеса (юридические лица).
По сравнению с 1998 годом объем продаж увеличился на 145,0%, в сопоставимых ценах он снизился - темп снижения составил 75,4%. Рост объемов достигнут за счет ценового фактора. В общем объеме продаж в 1999 году доля продовольственных товаров составила 59,7%, без алкогольных напитков - 39,8%.
Количество торговых точек предприятий уменьшилось на 40 единиц. Объем продаж на одну торговую точку составил 573,8 тыс. руб. (в 1998 г. 348,0 тыс. руб.).
Оборот общественного питания за 1999 год составил 6,7 млн. руб. (крупные и средние предприятия). Количество кафе, столовых и т.п. увеличилось с 30 в 1998 г. до 38 в 1999 г. Наблюдается и рост объемов продаж. Однако, если определить сумму объемов продаж в расчете на 1 человека, то она остался низкой и составляет 131 руб.
Значительно возрос в 1999 году по сравнению с 1998 г. оборот рынков, так, если в 1998 г. он был равен 122,2 млн. руб. то в 1999 г. его рост составил 105 млн. руб. и достиг 227,2 млн. руб., однако, если судить по товарной массе, то произошло снижение продаж на 3,2% (или темп снижения составил 96,8%).
Особенностью современного развития торговли является то, что продажей товаров населению занимаются предприятия практически всех отраслей народного хозяйства города.
В этом проявляются позитивные и негативные стороны происходящих перемен. Позитивным являются возможность организаций продавать без посредников свою продукцию и товары населению, быть участником рыночных отношений. Негативным моментом можно назвать прекращение выпуска продукции, снижение объемов производства по основному виду деятельности и переход на торговую деятельность, плохое знание или незнание торгового дела.
Характерной чертой торговли города является увеличение розничного оборота промышленных предприятий, так если в 1998 году удельный вес этих предприятий в общем объеме товарооборота был равен 9,48% (или 6349,9 т. р.), то в 1999 году он составил 12,09% (или 11212,7 т. р.).
Значительный рост оборота розничной торговли произошел на сельскохозяйственных предприятиях, если в 1998 году удельный вес этих предприятий в общем объеме товарооборота был равен 28,08% или 18794,3 т. р., то в 1999 г. он достиг 37,07% или 34369,1 т. р.
Особенностью деятельности предприятий торговли и общественного питания оказалось сокращение их доли в общегородском объеме оборота розничной торговли, если в 1998 г. удельный вес оборота указанных организаций был равен 52,84%, то в 1999 году он снизился до 39,67%.
Происходят изменения в структуре продаж крупных и средних предприятий. Так, удельный вес алкогольных напитков в общем обороте розничной торговли увеличился на 3,89% и достиг 19,9%. Рост наблюдается в ОАО с/з "Подгорный" (на 8,3%), в Респотребсоюзе (на 5,1%), ТОО "Алтаюшка" (на 5,1%), ГУП Республиканского жилкомхоза (на 7,5%). В 1999 году торговлей алкогольными напитками стали заниматься ГУП "Алтайский самовар" и ОАО "Горно-Алтайгаз".
Большое значение в торговле имеет фактор сезонности. Более высокие объемы продаж отмечаются в четвертом квартале, а самый низкий - в первом квартале. Резкое увеличение объемов продаж в IV квартале 1999 года можно объяснить выплатой заработной платы работникам бюджетной сферы, в связи с чем возрастает их покупательная способность, традиционными праздниками, приобретением подарков.
Интересна информация по торговой деятельности субъектов малого предпринимательства (юридических лиц) в 1999 году.