Недействующий

О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Г. ГОРНО-АЛТАЙСКА ДО 2005 ГОДА"

Таблица 28


 Показатели работы предприятий, финансируемых из муниципального бюджета

 Наименование

 предприятия  

 1997 год         

 1998 год       

 1999 год       

 Дотации  

При-

быль  

Абсол.

 откл.

 Дотации  

При-

быль

Абсол.

откл.

 Дотации

При-

быль

Абсол.

откл.

Сумма

Уд.

вес

Сумма

Уд.

вес

Факт

Уд.

вес

Г-А

предприятие

по сбыту

топлива       

 378

 55%

-373  

 -751  

 1320

 72%

-529

 -1849

1189

 66%

 595

 -594

Комбинат

коммунальных

предприятий   

 242

 35%

 457  

 215  

 460

 25%

 4

 -456

 492

 27%

 469

 -23

Г-А

городская

киновидеофирма

 70

 10%

 -29,6

 -99,6

 53

 3%

 -75

 -128

 131

 7%

 -45

 -176

Итого         

 690

100%

 1833

100%

1812

100%


Анализ данной таблицы показывает, что наибольший удельный вес муниципального финансирования приходится на Г-А предприятие по сбыту топлива, которое является убыточным. Несмотря на то, что в 1999 году предприятие получило прибыль в размере 595 тыс. руб., дотации вдвое превышали эту сумму.

Комбинат коммунальных предприятий получает прибыль, но как было сказано выше, дотации превышают эту сумму. Рекомендуем провести независимую экспертизу бухгалтерской отчетности ККП и анализ себестоимости услуг. В частном бизнесе данная деятельность является рентабельной. После аудиторской проверки возможно разгосударствление данного предприятия с передачей части акции частному бизнесу.

Г-А городская киновидеофирма и МУП "Городской парк" также не приносят доходов в бюджет. Деятельность этих предприятий также необходимо подвергнуть аудиту с целью возможной передачи в частные руки.

Одной из причин экономического положения вышеназванных предприятий является неэффективное в сравнении с частным сектором руководство МУП. Большинство руководителей госпредприятий не готовы работать в рыночных условиях. На федеральном уровне для усиления ответственности руководителей за эффективность работы государственных предприятий утвержден типовой устав для унитарных предприятий и образец примерного контракта с их руководителями.

Комитет по государственному имуществу РА готовит проект положения об инвентаризации государственной собственности в Республике Алтай, это положение позволит выявить неучтенные объекты (особенно это касается пользователей неучтенных земельных участков). В результате проведения инвентаризации и переоценки объектов основных средств унитарных предприятий будет приведена в соответствие балансовая стоимость, что позволит увеличить платежи в бюджет. В настоящий момент Комитет по управлению имуществом приводит в соответствие с нормативными актами документы по регистрации муниципальной собственности.

Значительную часть доходов от муниципальной собственности составляют арендные платежи. В 1999 году была введена новая методика определения арендной платы, которая позволила увеличить сумму арендных платежей на 40%.

Фактические арендные платежи за период с 1997 - 1999 годы возросли на 64%, в то время как недоимка и пеня сократились на 10%. Крупнейшими должниками являются ОАО "Синегорье" и ГУП "Алтайпроект". С большинством должников договора расторгнуты.

Закон РФ от 11.11.91 "О плате за землю" ввел платное землепользование, элементами которого являются земельный налог и арендная плата.

При исчисление сумм платы за землю вводятся коррективы на местоположение, в соответствии с картой зон градостроительной ценности. В соответствии с этой картой город поделен на четыре зоны. Первая зона занимает 24% территории, что составляет 2175 га, вторая зона - 14% территории, то есть 1279 га, третья зона - 47%, то есть 4217 га, оставшиеся 1379 га или 15% территории приходятся на четвертую зону. Такое зонирование не рационально, так как не отражает функциональные особенности территорий.

Так, первая зона включает в себя функционально развитый центр: район улиц Кучияк и Колхозная, район объездной дороги, где слабо развита транспортная, торговая и социально-бытовая инфраструктура.

Вторая зона состоит из разнофункциональных районов: промышленный, жилой, социальный, которые возможно объединить в подзоны.

Нерациональность деления подтверждает средняя доходность каждой зоны. Например, в 2000 году планируется, что средняя доходность первой зоны составит 1,37 рублей за 1 кв. м, в то время как второй - 2,04 рубля за 1 кв. м, хотя ставки платы за землю дифференцируются 1,5:1 соответственно. Для определения арендной платы за землю используется введенная в 1999 году сетка, которая делит землепользователей на 12 видов (в отличие от 5 категорий в 1999 г.).

Новая сетка более рационально отражает структуру рентабельности различных отраслей экономики и размеры участков, используемых для хозяйственных целей. Если средний размер торгового киоска составляет 20 кв. м, а средняя рентабельность торговли в несколько раз превышает рентабельность промышленности, то к торговому киоску применяется более высокий коэффициент дифференциации базовой ставки (25).

Для одного киоска это малоощутимая сумма, порядка 1580 руб. в год по 1-й зоне. Но в то же время торговые павильоны могут занимать и до 500 кв. м, при этом арендная плата составит 39500 руб. в год по 1-й зоне, и наоборот, помещение, арендуемое под магазин, в жилищном фонде может занимать лишь 20 кв. м, и арендная плата будет составлять всего 158 руб. в год по 1-й зоне.

Таким образом, необходимо ввести единую сетку для предприятий торговли и летних кафе, но дифференцированную по занимаемой площади.

Величина платы за землю пока не велика - 1% доходной части городского бюджета. Средняя ставка земельного налога по городу 0,5 руб. за 1 кв. м при минимальной 0,06 и максимальной 8 руб. Средняя ставка арендной платы составила в 1999 году порядка 2,74 руб. за 1 кв. м при минимальной 1,58 руб. и максимальной 79 руб. Средняя ставка арендной платы за нежилые помещения 7,79 руб. при минимальной величине 9 руб. за кв. м и максимальной - 35 руб. На коммерческом рынке арендная плата значительно выше - от 25 руб. до 300 руб. за 1 кв. м.

Создание бездефицитного бюджета города, проведение земельной и коммунальной реформы могут осуществляться различными путями, выбор которой не возможен без кадастровой оценки городских земель. Кадастровая оценка позволит создать систему регистрации и учета и систему оценки землевладений. Городские власти могут столкнуться с проблемой в проведении этой оценки, поскольку эта процедура трудоемка и требует больших финансовых ресурсов.

С нашей точки зрения, администрации г. Горно-Алтайска необходимо учесть следующее:

- ввести обязательное предоставление справок об оплате налога на имущество при продаже недвижимости юридическими лицами;

- для осуществления рационального управления государственной собственностью установить независимый контроль за ведением бухгалтерского учета государственных предприятий, т.е. внести обязательный аудит для предприятий муниципальной собственности. В настоящее время разрабатывается такое положение на федеральном уровне;

- проведение инвентаризации муниципальной собственности и земельных ресурсов. При проведении инвентаризации необходимо привлечение независимых профессиональных оценщиков. Инвентаризация позволит выяснить, какие из предприятий действительно представляют ценность для города, а от каких можно и отказаться;

- создать кадастр земельной собственности с рыночной оценкой;

- продать право пользования земельными участками, находящимися под жилищным строительством;

- ввести обязательную аттестацию директоров госпредприятий. В каждом третьем регионе России созданы такие комиссии. Чтобы исключить возможность злоупотреблений, в состав комиссии разумно ввести представителей того ведомства, к которому они в дальнейшем будут подчинены;

- произвести новое зонирование территорий г. Горно-Алтайска;