Показатели работы предприятий, финансируемых из муниципального бюджета
Наименование предприятия | 1997 год | 1998 год | 1999 год | |||||||||
Дотации | При- быль | Абсол. откл. | Дотации | При- быль | Абсол. откл. | Дотации | При- быль | Абсол. откл. | ||||
Сумма | Уд. вес | Сумма | Уд. вес | Факт | Уд. вес | |||||||
Г-А предприятие по сбыту топлива | 378 | 55% | -373 | -751 | 1320 | 72% | -529 | -1849 | 1189 | 66% | 595 | -594 |
Комбинат коммунальных предприятий | 242 | 35% | 457 | 215 | 460 | 25% | 4 | -456 | 492 | 27% | 469 | -23 |
Г-А городская киновидеофирма | 70 | 10% | -29,6 | -99,6 | 53 | 3% | -75 | -128 | 131 | 7% | -45 | -176 |
Итого | 690 | 100% | 1833 | 100% | 1812 | 100% |
Анализ данной таблицы показывает, что наибольший удельный вес муниципального финансирования приходится на Г-А предприятие по сбыту топлива, которое является убыточным. Несмотря на то, что в 1999 году предприятие получило прибыль в размере 595 тыс. руб., дотации вдвое превышали эту сумму.
Комбинат коммунальных предприятий получает прибыль, но как было сказано выше, дотации превышают эту сумму. Рекомендуем провести независимую экспертизу бухгалтерской отчетности ККП и анализ себестоимости услуг. В частном бизнесе данная деятельность является рентабельной. После аудиторской проверки возможно разгосударствление данного предприятия с передачей части акции частному бизнесу.
Г-А городская киновидеофирма и МУП "Городской парк" также не приносят доходов в бюджет. Деятельность этих предприятий также необходимо подвергнуть аудиту с целью возможной передачи в частные руки.
Одной из причин экономического положения вышеназванных предприятий является неэффективное в сравнении с частным сектором руководство МУП. Большинство руководителей госпредприятий не готовы работать в рыночных условиях. На федеральном уровне для усиления ответственности руководителей за эффективность работы государственных предприятий утвержден типовой устав для унитарных предприятий и образец примерного контракта с их руководителями.
Комитет по государственному имуществу РА готовит проект положения об инвентаризации государственной собственности в Республике Алтай, это положение позволит выявить неучтенные объекты (особенно это касается пользователей неучтенных земельных участков). В результате проведения инвентаризации и переоценки объектов основных средств унитарных предприятий будет приведена в соответствие балансовая стоимость, что позволит увеличить платежи в бюджет. В настоящий момент Комитет по управлению имуществом приводит в соответствие с нормативными актами документы по регистрации муниципальной собственности.
Значительную часть доходов от муниципальной собственности составляют арендные платежи. В 1999 году была введена новая методика определения арендной платы, которая позволила увеличить сумму арендных платежей на 40%.
Фактические арендные платежи за период с 1997 - 1999 годы возросли на 64%, в то время как недоимка и пеня сократились на 10%. Крупнейшими должниками являются ОАО "Синегорье" и ГУП "Алтайпроект". С большинством должников договора расторгнуты.
Закон РФ от 11.11.91 "О плате за землю" ввел платное землепользование, элементами которого являются земельный налог и арендная плата.
При исчисление сумм платы за землю вводятся коррективы на местоположение, в соответствии с картой зон градостроительной ценности. В соответствии с этой картой город поделен на четыре зоны. Первая зона занимает 24% территории, что составляет 2175 га, вторая зона - 14% территории, то есть 1279 га, третья зона - 47%, то есть 4217 га, оставшиеся 1379 га или 15% территории приходятся на четвертую зону. Такое зонирование не рационально, так как не отражает функциональные особенности территорий.
Так, первая зона включает в себя функционально развитый центр: район улиц Кучияк и Колхозная, район объездной дороги, где слабо развита транспортная, торговая и социально-бытовая инфраструктура.
Вторая зона состоит из разнофункциональных районов: промышленный, жилой, социальный, которые возможно объединить в подзоны.
Нерациональность деления подтверждает средняя доходность каждой зоны. Например, в 2000 году планируется, что средняя доходность первой зоны составит 1,37 рублей за 1 кв. м, в то время как второй - 2,04 рубля за 1 кв. м, хотя ставки платы за землю дифференцируются 1,5:1 соответственно. Для определения арендной платы за землю используется введенная в 1999 году сетка, которая делит землепользователей на 12 видов (в отличие от 5 категорий в 1999 г.).
Новая сетка более рационально отражает структуру рентабельности различных отраслей экономики и размеры участков, используемых для хозяйственных целей. Если средний размер торгового киоска составляет 20 кв. м, а средняя рентабельность торговли в несколько раз превышает рентабельность промышленности, то к торговому киоску применяется более высокий коэффициент дифференциации базовой ставки (25).
Для одного киоска это малоощутимая сумма, порядка 1580 руб. в год по 1-й зоне. Но в то же время торговые павильоны могут занимать и до 500 кв. м, при этом арендная плата составит 39500 руб. в год по 1-й зоне, и наоборот, помещение, арендуемое под магазин, в жилищном фонде может занимать лишь 20 кв. м, и арендная плата будет составлять всего 158 руб. в год по 1-й зоне.
Таким образом, необходимо ввести единую сетку для предприятий торговли и летних кафе, но дифференцированную по занимаемой площади.
Величина платы за землю пока не велика - 1% доходной части городского бюджета. Средняя ставка земельного налога по городу 0,5 руб. за 1 кв. м при минимальной 0,06 и максимальной 8 руб. Средняя ставка арендной платы составила в 1999 году порядка 2,74 руб. за 1 кв. м при минимальной 1,58 руб. и максимальной 79 руб. Средняя ставка арендной платы за нежилые помещения 7,79 руб. при минимальной величине 9 руб. за кв. м и максимальной - 35 руб. На коммерческом рынке арендная плата значительно выше - от 25 руб. до 300 руб. за 1 кв. м.
Создание бездефицитного бюджета города, проведение земельной и коммунальной реформы могут осуществляться различными путями, выбор которой не возможен без кадастровой оценки городских земель. Кадастровая оценка позволит создать систему регистрации и учета и систему оценки землевладений. Городские власти могут столкнуться с проблемой в проведении этой оценки, поскольку эта процедура трудоемка и требует больших финансовых ресурсов.
С нашей точки зрения, администрации г. Горно-Алтайска необходимо учесть следующее:
- ввести обязательное предоставление справок об оплате налога на имущество при продаже недвижимости юридическими лицами;
- для осуществления рационального управления государственной собственностью установить независимый контроль за ведением бухгалтерского учета государственных предприятий, т.е. внести обязательный аудит для предприятий муниципальной собственности. В настоящее время разрабатывается такое положение на федеральном уровне;
- проведение инвентаризации муниципальной собственности и земельных ресурсов. При проведении инвентаризации необходимо привлечение независимых профессиональных оценщиков. Инвентаризация позволит выяснить, какие из предприятий действительно представляют ценность для города, а от каких можно и отказаться;
- создать кадастр земельной собственности с рыночной оценкой;
- продать право пользования земельными участками, находящимися под жилищным строительством;
- ввести обязательную аттестацию директоров госпредприятий. В каждом третьем регионе России созданы такие комиссии. Чтобы исключить возможность злоупотреблений, в состав комиссии разумно ввести представителей того ведомства, к которому они в дальнейшем будут подчинены;
- произвести новое зонирование территорий г. Горно-Алтайска;