Действующий

О ПРОГРАММЕ "СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОШ-АГАЧСКОГО РАЙОНА НА ПЕРИОД 2001 - 2005 ГГ."


 Перспективы развития района


Основные сильные и слабые стороны района

 Сильные стороны       

 Слабые стороны          

Уникальное географическое

положение                     

Транспортная отдаленность района

Приравнивание к северным

территориям                   

Слабый налоговый потенциал района

Развитие приграничной торговли

Удаленность от рынка сбыта       

Наличие дороги федерального

значения - Чуйского тракта    

Неконкурентоспособность продукции

из-за высоких транспортных затрат

Возможность лоббирования в

республиканской администрации

интересов района              

Низкая энергообеспеченность      

Наличие прямых связей с

администрацией Кемеровской

области                       

Тяжелые климатические условия    

Участие в Семипалатинской

программе                     

Слабый менеджмент                

Наличие полезных ископаемых   

Низкий образовательный уровень

населения                        

Многонациональный состав

населения                     

Бедность населения               

Малозатратное животноводство  

Наличие полезных ископаемых   


Оценка сильных и слабых сторон района позволяет дать прогнозные сценарии развития района.

Их основу составляют мероприятия трех типов: неизбежные, вероятные, проблемные.

Неизбежные мероприятия: они будут обязательны при любых вариантах развития. К числу таких можно отнести мероприятия по поддержке сельского хозяйства, связь, образование.

Вероятные. Эти направления получат развитие только в случае поддержки республиканской администрации.

Проблемные. Масштабное развитие ряда направлений может осуществляться только в едином комплексе, путем объединения усилий и средств местного, регионального и федерального уровня.

Первый сценарий - оптимистический. Этот сценарий связан с реализацией проектов федерального масштаба, мероприятий, включенных в Федеральную целевую программу. Данный вариант развития реален, так как в последнее время район стал объектом внимания многих республиканских и федеральных государственных органов. Причина заключается в уникальном географическом положении района, и этот сценарий возможен при реализации так называемых проблемных мероприятий. При этом варианте реализуются такие мега - проекты, как дорога на Китай, строительство МАПП, строительство газопровода, создание зоны приграничной торговли. Это вызовет коренные изменения в укладе жизни населения, экономике и социальной сфере. Реализация этих проектов кардинально изменит социально - экономическое положение района, его роль и место не только в республике, но и в целом в Западно - Сибирском регионе, а может быть и России. Позитивные изменения будут связаны с тем, что повысится уровень жизни населения, сократится безработица, увеличится доходная часть бюджета. Произойдет восстановление сельского хозяйства, так как увеличится спрос на ее продукцию. Рост населения будет связан не только естественным приростом, но и увеличением внешней миграции населения из других регионов России, зарубежных стран. Будут динамично развиваться торговля, гостиничный бизнес, связь, общественное питание. Объем поступающих ресурсов оценивается в сумме 2255,59 млн. руб. (согласно проектам, включенным в федеральную целевую программу).

Одним из самых широко обсуждаемых проектов является проект "Строительство дороги на Китай". Суть его связана с тем, что в настоящее время Россия придает большое значение активизации своей внешнеэкономической политики на азиатско - тихоокеанском направлении: подключается к проектам многостороннего инвестиционного сотрудничества в Северо - Восточной Азии, устанавливает более тесные связи с Ассоциацией государств Юго - Восточной Азии (АСЕАН).

В этой связи большие перспективы открываются для сотрудничества с Китаем, который проявляет значительный интерес к поставке из России оборудования для модернизации ранее построенных и строительства новых промышленных объектов. Но сдерживающим фактором является слабость транспортной и информационных инфраструктур. На сегодняшний день имеющиеся транспортные переходы в Китай сосредоточены в восточной части России (Приморье, Забайкалье), а западный транспортный коридор проходит через территорию Казахстана.

Как уже отмечалось, общая граница России и Китая составляет участок протяженностью 54 км, и находится этот участок в Кош-Агаче.

Реализация проектов в сфере туризма, добычи полезных ископаемых, строительства дороги на Китай вызывает резкое неприятие, саботаж со стороны местного населения, так на самом деле их осуществление вызовет самые кардинальные изменения в жизни местного населения.

Для нейтрализации такого сопротивления необходимо:

1. Создавать особые структуры управления природными ресурсами - советы. В эти советы войдут все категории пользователей (аборигенные группы, фирмы и др.), государственные ресурсные агентства, научные работники - координаторы. Советы смогут реализовать на практике режим совместного управления природными ресурсами, коллективного принятия решений (экоменеджмент) в результате добровольного соглашения между государственными ресурсными агентствами (которые имеют реальные полномочия в распоряжении природными ресурсами) и аборигенными группами пользователей - по поводу прав и обязанностей в распределении и управлении природными ресурсами, землеустройстве в конкретном ареале.

2. Привлекать к созданию и управлению такими территориями общины коренных малочисленных народов - теленгитов, других народов. Это позволит создать новые рабочие места в службах охраны, гидов и других, сочетать развитие традиционного жизнеобеспечения коренного населения и платного экотуризма, при котором эстетические свойства природной среды используются как возобновимый ресурс.

Пессимистичный сценарий. По этому варианту в районе не произойдет никаких изменений, что вызовет дальнейшее ухудшение социально - экономической обстановки.

Реалистичный сценарий. Этот сценарий рассматривается как наиболее вероятный и реализуемый, поскольку упор делается на собственные ресурсы из Внебюджетного фонда развития РА. Все мероприятия, предложенные районной администрацией, предусматривают выполнение реалистичного сценария. Согласно этому варианту общий объем инвестиционных ресурсов составит 187408 тыс. руб. Будет создано 403 новых рабочих мест, доля собственных доходов в бюджете района достигнет к 2005 году 30%. Рассмотрим факторы развития основных отраслей района.