Действующий

О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА ПЕРИОД ДО 2003 ГОДА (с изменениями на: 19.06.2003)


 2. Анализ развития малого предпринимательства


В настоящее время малый бизнес играет заметную роль в экономике республики. Вклад малых предприятий в экономику республики определяют следующие показатели: доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме промышленной продукции - 35,7%; доля строительных работ, выполненных малыми предприятиями, в общем объеме подрядных работ, выполненных строительно-монтажными организациями, - 18%; доля розничного товарооборота малых предприятий в объеме товарооборота - 77%.

Деятельность малых предприятий носит более эффективный характер, чем у остальных предприятий. Доля прибыльных предприятий по итогам 2000 года составила 38,6%, малыми предприятиями получена прибыль в сумме 55,776 млн. руб.

В периоды кризиса малое предпринимательство снижает социально - экономическую напряженность в обществе. Это влияние весьма ощутимо в сфере занятости. Малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость части высвобожденных работников из государственных предприятий и неработающего населения. Численность постоянно работающих на учтенных малых предприятиях в 2000 году составила 10,5 тыс. человек, что составляет около 14,6% от общего числа занятых в экономике республики.

Пространственный аспект анализа развития малого предпринимательства показал, что малые предприятия, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица сосредоточены в основной своей массе в Горно-Алтайске, Турочакском и Онгудайском районах. Удельный вес численности этих районов составил 52%, в то же время здесь сосредоточены 89,8% малых предприятий и 65,2% индивидуальных предпринимателей.

Следовательно, целевым критерием развития малого предпринимательства может быть территориально равномерное его размещение.

Развитие фермерства зависит от многих условий. По сути, должен существовать замкнутый цикл воспроизводства в сельском хозяйстве. Однако в настоящее время такой системы не существует. Финансирование отдельных фрагментов этого цикла успеха не приносит, так как необходим системный подход, чтобы сельскохозяйственное производство носило эффективный характер.

Реорганизация колхозов, развитие фермерства по новому поставило вопрос об инфраструктурных услугах на селе.

Должна развиваться система материально-технического обеспечения, заготовок, хранения, сбыта, переработки, реализации.

Такую систему не нужно создавать заново, ее необходимо реанимировать, совершенствуя, включая заготовительную отрасль потребительской кооперации.

Предлагается изменение стратегии финансирования в сельском хозяйстве республики, то есть перенос центра тяжести с финансирования отдельного фермера на развитие инфраструктуры: переработки, заготовки, хранения, сбыта.

Приоритетное развитие малого предпринимательства для экономики республики исключительно важно, практически безальтернативно. Однако при этом малый бизнес испытывает значительные трудности в своей деятельности, связанные с:

- незавершенностью законодательной базы;

- жестким налоговым прессингом;

- трудностями с получением банковских кредитов;

- высокой арендной платой;

- неурегулированностью по взаиморасчетам и т.д.

Кроме того, указы Президента, постановления Правительства России и законы Российской Федерации о развитии новых форм экономики фактически не реализуются.

В связи с этим сложившаяся ситуация привела к деформации предпринимательской деятельности, привлекательность сохраняют только виды деятельности с быстрым оборотом капитала.

В результате в Республике Алтай сложилась ситуация, при которой развитие малого предпринимательства, особенно в сфере производства, имея значительный потенциал, может происходить лишь при условии получения целенаправленной поддержки со стороны государственных структур.

В связи с этим предполагается осуществление комплекса мер, направленных на:

- увеличение числа малых предприятий;

- создание общих благоприятных условий предпринимательской деятельности;

- развитие системы государственной поддержки малого предпринимательства.

Государственная поддержка субъектов предпринимательства производится с учетом следующих принципов:

- средства выделяются под "точки роста" экономики, под объекты, которые после соответствующего финансирования смогут сразу производить продукцию или оказывать услуги;

- конкурсный отбор предпринимательских проектов;

- возвратность средств;

- контроль над использованием средств и сроками реализации проектов;