ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 декабря 2001 года N 355
О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА ПЕРИОД ДО 2003 ГОДА
(в редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 19.06.2003 N 177)
В целях ускорения развития малого предпринимательства в республике, обеспечения его государственной поддержки, Правительство Республики Алтай постановляет:
1. Утвердить прилагаемую комплексную программу развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Алтай на период до 2003 года.
2. Министерству финансов Республики Алтай (Альпимов У.) предусмотреть в республиканском бюджете на 2003 год средства в сумме 9,5 млн. рублей на реализацию Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства Республики Алтай.
(п. 2 в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 19.06.2003 N 177)
3. Контроль за выполнением настоящего постановления оставляю за собой.
И.о. Председателя Правительства
Республики Алтай
А.Н.АЛЧУБАЕВ
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ АЛТАЙ НА ПЕРИОД ДО 2003 ГОДА
(в редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 19.06.2003 N 177)
Наименование программы Комплексная программа поддержки
малого предпринимательства в
Республике Алтай
Дата принятия решения о
разработке программы
Дата утверждения программы
Заказчик программы Фонд развития и поддержки малого
предпринимательства РА
Разработчики ООО "Научно-технический центр"
Фонд развития и поддержки малого
предпринимательства РА
Цели и задачи программы Цель - обеспечить устойчивое
развитие малого предпринимательства
в регионе
Задачи:
- создание условий для устойчивого
развития малого
предпринимательства;
- развитие конкуренции на рынке
товаров и услуг;
- создание 600 - 700 новых рабочих
мест
Сроки и этапы реализации Срок до 2003 года.
программы Первый этап: 2002 г.
Второй этап: 2003 г.
Исполнитель программы Фонд развития и поддержки малого
предпринимательства
Министерство экономики РА
Министерство финансов РА
Департамент федеральной
государственной службы занятости
населения по РА
Объемы и источники Бюджет Республики Алтай - 8,1 - 9,6
финансирования, необходимые Средства Фонда развития и
для реализации программы поддержки малого
(млн. руб.) предпринимательства Республики
Алтай - 0,9 - 1,5
Средства Федерального фонда
поддержки малого
предпринимательства - 4,5 - 6,0
Средства, направляемые через
Департамент федеральной
государственной службы занятости
населения по РА - 5,3
Всего - 15,2 - 18,8
(в ред. Постановления Правительства Республики Алтай от 19.06.2003
N 177)
Ожидаемые конечные результаты Создание новых рабочих мест 600 -
реализации программы 700
Довести долю малых предприятий в
доходной части бюджета Республики
Алтай до 40%.
Формирование и развитие
инфраструктуры поддержки малого
предпринимательства
Система организации контроля Министерство экономики РА
над исполнением программы
Республиканская целевая "Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства Республики Алтай до 2003 года" направлена на создание экономических, правовых, организационных условий и системы государственной и общественной поддержки приоритетных направлений развития малого предпринимательства в республике.
Реализация Программы поможет в достижении цели - улучшить экономическую ситуацию и обеспечить стабилизацию и развитие экономики Республики Алтай.
Крупномасштабные рыночные преобразования затронули каждый регион России, вне зависимости от степени развитости экономического потенциала. Различаются только формы и интенсивность проявления кризисных явлений. В соответствии с этим стратегия выхода из кризисного состояния каждого региона должна быть различна.
Особая роль в стратегии преодоления кризиса и перспективного развития экономики Республики Алтай должна быть отведена малому бизнесу. Это можно подкрепить следующими доводами.
В Республике Алтай отсутствуют крупные предприятия. Создание новых крупных предприятий оправдано в случае использования передовых технологий, что требует огромных инвестиций.
Чрезвычайная хрупкость экологического равновесия в регионе не позволяет реализацию крупных проектов. Усиление антропогенного воздействия негативно скажется на хрупкой природной среде Республики Алтай.
В условиях жесткого дефицита финансовых ресурсов оправдано вложение средств в эффективные, коммерческие проекты с быстрой окупаемостью, которые предлагаются малыми предприятиями.
Кроме того, небольшая населенность и отдаленность региона от емких рынков сбыта не позволяет развивать предприятия, продукция которых рассчитана на массовый спрос.
Малое предпринимательство является мощным рычагом для решения комплекса политических и социальных проблем:
- создание прогрессивной структуры экономики и конкурентной среды;
- расширение налогооблагаемой базы для бюджетов всех уровней;
- снижение остроты безработицы, обеспечения занятости населения путем создания новых предприятий и рабочих мест;
- насыщение рынка разнообразными товарами и услугами.
По объемам производства и реализации, прибыли, уровню доходов работников, платежеспособности, уплате налогов малые предприятия имеют более высокие потенциальные возможности по сравнению с крупными производствами.
По всем этим признакам Республику Алтай по возможностям развития можно отнести к депрессивным территориям.
Ключевыми проблемами являются сельскохозяйственная специализация региона, горный рельеф, игнорирование интересов региона в дореформенный период.
┌════════════════‰ ┌═══════════════════════‰ ┌═════════════‰
│ Дотационный │ │Сельхоз. специализация │ │Неконкурен- │
│ бюджет │<═══┤ Горный рельеф ├══>│тоспособность│
│ │ │Игнорирование интересов│ │ │
│ │ │ республики │ │ │
└════════════════… └══┬══════┬═┬═════════┬═… └═════════════…
┌═════… │ │ └═════‰
│ │ │ │
┌════════════════‰ │ ┌════════‰ │ │ ┌═══════════‰ │ ┌══════════‰
│ Неразвитая │<… │ Кадры │<… └>│Безработица│ └>│Энергоза- │
│ инфраструктура │ │ │ │ │ │висимость │
└════════════════… └════════… └═══════════… └══════════…
Рис. 1 Ключевые проблемы Республики Алтай
Неконкурентоспособность.
Объективно неконкурентоспособность региональной экономики связана с ее сельскохозяйственной специализацией, так как сельское хозяйство по многим параметрам проигрывает промышленности, а именно, в следующем:
1) медленный кругооборот и оборот капитала;
2) потребность в относительно более объемном авансировании производственных затрат;
3) неравномерная реализация произведенной продукции;
4) преобладание скоропортящейся и малотранспортабельной продукции;
5) территориальная удаленность от конечного потребления.
Энергозависимость.
Уровень энергопотребления один из самых низких по России и Сибири. Потребление энергии на душу населения составляет 2000 кВт час в год, что ниже уровня Алтайского края в 2,5 раза, Западной Сибири - в 4 раза.