В последнее десятилетие существовал этап примитивного рыночного развития, в ходе которого в Российской Федерации накопилось множество острых проблем в охотничьем хозяйстве. Главными из них в Республике Алтай, требующими срочного решения, являются следующие:
- сокращение бюджетного финансирования регионального охотуправления;
- увеличение объемов браконьерского использования госохотфонда;
- повсеместное снижение численности основных видов охотничьих животных;
- ослабление государственной системы охраны и регулирования процессов охотпользования;
- почти полное прекращение научно - исследовательских работ;
- несовершенство системы платежей за пользование ресурсами;
- отсутствие интеграционных связей охотпредприятий со смежными и посредническими фирмами и финансовыми организациями.
Очень серьезной проблемой является несовершенство и слабость законодательных актов охотпользования - действующие законы и подзаконные акты не стали обеспечивать эффективной защиты охотничьих ресурсов от неорганизованного использования. В некоторых районах местные власти в нарушение законов начинают перераспределение охотничьих угодий.
Качество учетных работ охотпользователей примерно на 20% - 30% ниже уровня 80-х годов, что связано с отсутствием финансирования, транспортной техники, слабой профессиональной подготовкой работников охотхозяйств.
По мере развития рыночных отношений стремительно возрастает ажиотажный спрос на сырье для тибетской медицины. В последние годы в больших размерах развивается неограниченная скупка, кроме пушнины - медвежьей желчи, кабарговой струи, пантов, контрабанда соколов и вывоз шкур снежных барсов.
За эти годы аукционные цены на соболиные шкурки снизились почти в 2 раза, следовательно, и этот ресурс продается по заниженной цене, а эффективность организованной добычи соболей уменьшилась более чем в два раза, то же происходит с белкой.
В это же время неуклонно возрастали ценовые диспропорции на продукцию охотпредприятий и закупаемое сырье, материалы, машины. Это привело к острому дефициту оборотных средств, свертыванию производства охотничьей и другой продукции.
Подобное положение в Республике Алтай усугубилось тем, что в 1992 году на волне перестройки была незаконно упразднена Государственная охотничья инспекция, а ее функции переданы Госкомэкологии. Только в 1998 году Госохотнадзор был восстановлен и начал свою работу.
За этот период в республике охотничье хозяйство из-за непрофессионального руководства пришло в упадок. Достаточно сказать, что практически прекратилась охрана охотугодий и учет численности охотничьих животных, сокращены на полтора месяца сроки охоты, 22% территории, в том числе и государственные заказники Республики Алтай, были незаконно переведены в разряд особо охраняемых природных территорий (ООПТ).
Разрушена материально-техническая база охотничьего хозяйства, потеряны профессиональные кадры с большим производственным опытом работы.
В результате комплекса отрицательных факторов, а также из-за чрезмерного и нерационального использования ресурсов, численность основных охотничьих видов в районах Республики Алтай стала сокращаться, особенно это касается копытных животных и медведя.
Вместе с тем, на фоне снижения поголовья этих животных происходит резкое увеличение численности волка (см. таблицу 1).
Масса переплетенных проблем, противоречий и вопросов охотпользования сегодня реально создают предпосылки для быстрого развала охотничьего хозяйства Российской Федерации, а в частности и в Республике Алтай.