Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВОГО И ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЗДАНИЯ СВОБОДНОЙ ТАМОЖЕННОЙ ЗОНЫ "ГОРНЫЙ АЛТАЙ"

1. Обоснование Программы


Социально - экономическое положение Республики Алтай определяется аграрно - ориентированным характером экономики региона и последствиями экономических реформ 90-х годов XX столетия, в результате которых социально - экономический комплекс республики стал глубоко депрессивным. Следствием депрессивности экономики являются негативные процессы в социальной сфере, которые выражаются не только в ухудшении материально - технической базы учреждений образования, культуры, здравоохранения, но и в ухудшении уровня и качества жизни населения республики. Например, сократилась продолжительность жизни населения, повысилась заболеваемость и смертность, в том числе и по социальным причинам. Более 40% населения республики - это не занятое население, что сказывается на уровне доходов семей.

Актуальной задачей настоящего времени является определение и использование факторов, способных изменить социально - экономическую ситуацию в Республике Алтай.

Одним из таких факторов является преимущество геополитического (географического) положения Республики Алтай, граничащей с тремя иностранными государствами: Китайская Народная Республика, Монгольская Народная Республика, Республика Казахстан. С двумя из последних через территорию Республики Алтай осуществляются торгово - экономические связи Российской Федерации. В связи с этим существует ряд благоприятных предпосылок, влияние которых может быть использовано для создания условий экономического роста в республике:

1. Наличие Чуйского тракта - основной транспортной магистрали Республики Алтай, связывающей регионы Российской с Монгольской Народной Республикой.

2. Строящиеся дороги Горно-Алтайск - Таштагол (Кемеровская область) и Талда - граница с Восточно - Казахстанской областью Казахстана открывают выход республики на соседние государства и регионы, способствующие развитию межрегиональных экономических связей.

Строительство этих направлений дорог определено в договорах, соглашениях, протоколах намерений о развитии взаимовыгодного, социально - экономического, культурного сотрудничества между Республикой Алтай, администрацией Кемеровской области и Восточно - Казахстанской областью Казахстана.

3. Уже существующие торгово - экономические отношения между Россией, Монголией и Казахстаном.

В настоящее время во внешнеэкономические связи с Монголией вовлечены практически все регионы Западной Сибири: Алтайский край, Новосибирская, Кемеровская, Омская, Тюменская, а также Самарская, Екатеринбургская области и др. Из указанных регионов в Монголию поставляются продовольственные товары, нефтепродукты, автотранспорт, машины, оборудование и т.д.

Из Монголии на российский рынок через Ташантинский таможенный пункт пропуска поставляются: мясо, шерсть, а также товары народного потребления монгольского и китайского производства и т.п.

4. Российской Федерацией подписан ряд договоров о торгово - экономическом и приграничном сотрудничестве с сопредельными с Республикой Алтай государствами, что позволило Республике Алтай, в свою очередь, заключить соответствующие соглашения с сопредельными районами Монголии, Китая и Казахстана, предусматривающие развитие взаимовыгодной торговли, совместное освоение природных ресурсов, совместное осуществление ряда проектов, в том числе, строительство дорог, например, "дороги тысячелетия" в Монголии, связывающей Ташантинский таможенный пункт пропуска на российско - монгольской границе с таможенным пунктом пропуска Булган (Тайкешкен) на монголо - китайской границе; строительство дороги Талда - Риддер (Восточный Казахстан).

5. Возможность использования выгодного геополитического положения обусловлено также такими правовыми актами Российской Федерации, как Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Алтай, Таможенный кодекс Российской Федерации, Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации и т.д.

Дополнительным аргументом (неофициального характера) является тенденция некоторого экономического роста в Кош-Агачском районе в период с 1998 года по 2001 год, связанный с активным развитием торговли товарами народного потребления гражданами МНР. По оценкам экспертов, развитие монгольского рынка в с. Кош-Агач обусловило: увеличение занятости населения на 16%, увеличение доходов населения, увеличение собственных доходов районного бюджета, относительную стабилизацию стоимости жизни в районе за счет низких цен на монгольские и китайские товары, активизацию предпринимательства в сфере торговли и сервиса.

Кроме того, именно в эти годы несколько оживилось движение товарных потоков в Монголию и из Монголии через Республику Алтай, что способствовало развитию инфраструктуры (магазины, кафе, гостиницы) не только в с. Кош-Агач, но и в других крупных селах, расположенных по Чуйскому тракту.

Указанные выше преимущества и предпосылки обуславливают возможность создания на территории Республики Алтай свободной таможенной зоны "Горный Алтай".

Реализация комплекса мероприятий по созданию свободной таможенной зоны "Горный Алтай" обуславливает необходимость принятия региональной целевой программы по организационно - правовому и финансовому обеспечению создания свободной таможенной зоны "Горный Алтай".