Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017-2019 ГОДЫ"

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ

9. В 2016 году система профессионального образования в Костромской области представлена 30 профессиональными образовательными организациями, из них 23 организации находятся в ведении департамента образования и науки Костромской области, и 4 образовательными организациями высшего образования, а также 3 филиалами образовательных организаций высшего образования (в том числе 1 - реализующий программы среднего профессионального образования - Красносельское училище художественной обработки металлов) и 8 обособленными структурными подразделениями профессиональных образовательных организаций.

10. Всего в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования обучается 26 277 человек, в том числе: в образовательных организациях высшего образования - 13 597 человек, обучающихся по 72 образовательным программам высшего образования (в т.ч. 49 направлениям подготовки бакалавриата, 20 - магистратуры и 3 специалитета); в профессиональных образовательных организациях - 12 680 человек, обучающихся по 68 образовательным программам среднего профессионального образования подготовки специалистов среднего звена, 23 образовательным программам среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также программам профессионального обучения.

11. Дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки) реализуют две государственные образовательные организации дополнительного профессионального образования, подведомственные департаменту образования и науки Костромской области: ОГБОУ ДПО "Костромской областной институт развития образования" и ОГБОУ ДПО "Центр профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников промышленности и жилищно-коммунального хозяйства".

Кроме того, все профессиональные образовательные организации реализуют программы профессионального обучения и дополнительные образовательные программы на платной основе - по договорам с юридическими и физическими лицами, по направлениям центров занятости населения. Ежегодно по всем формам обучения проходят подготовку около 7 тысяч человек из числа различных категорий взрослого населения.

12. С 2008 года сеть профессиональных образовательных организаций сократилась с 49 до 30 единиц (на 39 процентов).

Оптимизация сети проводилась в условиях передачи с федерального на региональный уровень 3 учреждений начального профессионального образования (с 1 января 2010 года) и 8 учреждений среднего профессионального образования (с 1 января 2012 года). Передача образовательных учреждений осуществлялась без достаточных вложений в развитие их инфраструктуры, а также без учета потребностей регионального рынка труда в подготовке кадров.

Сеть образовательных организаций высшего образования остается постоянной.

13. С 2008 года численность обучающихся в профессиональных образовательных организациях по программам начального и среднего профессионального образования сократилась на 30 процентов, студентов образовательных организаций высшего образования - на 34,5 процента.

14. Проблемами текущего состояния системы профессионального образования являются:

1) недостаточно точный перспективный прогноз потребности отраслей экономики Костромской области в кадрах рабочих и специалистов для установления объема и структуры приема в областные государственные организации профессионального образования в соответствии с потребностями регионального рынка труда;

2) отсутствие четкого заказа со стороны работодателей на подготовку кадров, низкая роль муниципальных организаций в формировании кадровой политики, в том числе в привлечении кадров на условиях целевой подготовки;

3) малоэффективные механизмы социального партнерства, недостаточное участие работодателей в организации образовательного процесса, совершенствовании содержания профессионального образования в соответствии с требованиями производства, развитии учебно-материальной базы образовательных организаций;

4) трудоустройство выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по полученной профессии (специальности), закрепляемость их на предприятиях Костромской области;

5) недостаточное взаимодействие образовательных организаций всех уровней профессионального образования в вопросах формирования системы непрерывной подготовки кадров;

6) не соответствующая новым федеральным государственным образовательным стандартам материально-техническая база организаций: износ основных фондов составляет 64 процента, а процент ежегодного обновления основных фондов - 14 процентов, что явно недостаточно для обеспечения реализации образовательных программ и технологий образования;

7) недостаточно результативная система профориентационной работы, обеспечивающая взаимодействие педагогических работников школ и профессиональных учебных заведений, работодателей, родителей.

Недостаточно эффективно организована система информирования населения о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях и специальностях;

8) необходимо повышение доступности профессионального образования для различных категорий населения, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья, граждан пожилого возраста;

9) система повышения квалификации педагогических кадров недостаточно сориентирована на задачи развития региональной системы профессионального образования, реализацию федеральных государственных стандартов нового поколения;

10) подготовка кадров в условиях реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов требует обеспечения выпускников не только профессиональными, но и базовыми социальными и культурными компетенциями и установками, включая организацию коллективной работы, межкультурную коммуникацию, в том числе через радикальное обновление системы практик, через вовлечение студенческой молодежи в позитивную социальную деятельность, включая занятия физкультурой и спортом;

11) недостаточное участие образовательных организаций высшего образования в инновационном развитии региона.

15. Перечисленные проблемы указывают на то, что существующая организация ресурсов профессионального образования недостаточно эффективна и слабо ориентирована на социально-экономическое развитие отдельных муниципальных образований и региона в целом. К настоящему времени не завершен поиск эффективной модели развития региональной системы профессионального образования Костромской области, медленно усиливается роль местных сообществ и работодателей в развитии этой системы. В связи с этим необходим программно-целевой подход к решению указанных проблем.

В свою очередь Программа является программно-целевым инструментом Государственной программы Костромской области "Развитие образования Костромской области на 2014-2020 годы" и направлена на достижение ее целевых показателей.