В ведении министерства по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области находятся 47 учреждений, среди которых: 21 стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, в которых проживают 2383 человека; 20 учреждений социального обслуживания семьи и детей, в которых проживают 420 человек; 6 образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых проживают 407 воспитанников (далее - социальные учреждения).
Обеспечение безопасности - это создание условий для сохранения жизни и здоровья проживающих и работников, а также материальных ценностей государственного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Безопасность характеризуется состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз и достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, организационного и иного характера.
Безопасность государственных социальных учреждений подлежит обеспечению по всем направлениям безопасности, предусмотренным Федеральным законом от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Среди различных видов безопасности приоритетными для социальных учреждений являются пожарная, электрическая, техническая и антитеррористическая безопасность. Все они являются взаимозависимыми, и их обеспечение должно решаться во взаимосвязи.
Вопросы комплексной безопасности социальных учреждений находятся на контроле Президента Российской Федерации. Согласно перечням поручений Президента Российской Федерации от 12 марта 2009 года N Пр-567, от 13 ноября 2009 года N Пр-3021 субъекты Российской Федерации обязаны принять безотлагательные меры по обеспечению пожарной безопасности социальных учреждений, их материально-технического снабжения и сбалансированного финансирования, выполнить неотложные работы по ремонту и обустройству зданий и помещений.
В Калужской области все социальные учреждения включены в единую общероссийскую автоматизированную систему сбора сведений об оценке текущего состояния комплексной безопасности и своевременно обновляют представленную информацию в данной системе. В учреждениях предусмотрена охрана периметра территорий, круглосуточно действуют медицинские посты, в выходные и праздничные дни организовано дежурство руководящего состава. Разработаны инструкции о порядке действия в случаях угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, налажено оперативное взаимодействие с правоохранительными органами.
Приняты необходимые меры по приведению социальных учреждений в надлежащее противопожарное состояние. В соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" учреждениями проведена работа по составлению деклараций пожарной безопасности. С участием подразделений Главного управления МЧС России по Калужской области в социальных учреждениях ежеквартально проводятся инструктажи по пожарной безопасности, практические тренировки по эвакуации персонала и проживающих в них граждан, а также по тушению условных пожаров. Во всех учреждениях осуществлены работы по ремонту имеющихся установок автоматической пожарной сигнализации и монтажу новых систем, установлен дистанционный мониторинг пожарной автоматики для осуществления постоянного контроля за работой автоматической противопожарной защиты объектов непосредственно с пульта Единой службы спасения ГУ МЧС России по Калужской области, произведен ремонт водоисточников, электрооборудования, выполнена огнезащитная обработка сгораемых конструкций зданий, дополнительно приобретены средства пожаротушения. Проведение мероприятий, связанных с пожарной безопасностью социальных учреждений, предусмотрено в областной целевой программе "Пожарная безопасность в Калужской области на 2008-2012 годы".
Текущее состояние зданий и сооружений социальных учреждений Калужской области не позволяет в полном объеме решать задачи, связанные с обеспечением безопасного проживания граждан, сохранением их здоровья и жизни, а также государственного имущества.
Материально-техническое оснащение социальных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности основных фондов (зданий, сооружений, оборудования и инженерных коммуникаций). Более половины учреждений расположены в типовых зданиях, построенных в 50-60 годы прошлого века, и не соответствуют современным нормам и требованиям по их содержанию. Помещения различного функционального назначения не имеют требуемого количества обособленных выходов, разделены между собой перегородками, не обеспечивающими требуемого предела огнестойкости. Системы канализации, отопления, электро- и водоснабжения в ряде социальных учреждений требуют капитального ремонта. Необходимо переоборудование и реконструкция банно-прачечных блоков, пищеблоков.
Решение проблем, связанных с обеспечением комплексной безопасности социальных учреждений, возможно только за счет дополнительного целевого финансирования мероприятий по обеспечению безопасности в рамках ВЦП.
Необходимость разработки ВЦП обусловлена также требованиями предписаний Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которые на протяжении ряда последних лет осуществляли комплексные проверки за соблюдением государственных гарантий и стандартов в сфере социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Принятие ВЦП позволит:
- уменьшить вероятность травмирования и гибели людей от возможных аварий и других опасностей в социальных учреждениях;
- снизить риск возникновения ситуаций, негативно влияющих на пребывание граждан в социальных учреждениях;
- создать безопасные условия пребывания граждан в социальных учреждениях.