Виды социального обслуживания | Воспользовались услугами (чел.) | ||
2010 (факт) | 2011 (факт) | 2012 (оценка) | |
* Нестационарное социальное обслуживание, в том числе | 98734 | 122155 | 123604 |
- социальное обслуживание на дому | 8138 | 8100 | 8098 |
- срочное социальное обслуживание | 44520 | 47167 | 49236 |
- служба "Социальное такси" | 4091 | 5087 | 6096 |
- другие отделения и службы | 41985 | 61801 | 60174 |
* Полустационарное социальное обслуживание, в том числе | 1569 | 1876 | 3178 |
- лиц без определенного места жительства | 346 | 345 | 340 |
* Стационарное социальное обслуживание (за исключением детей-инвалидов) | 2098 | 1934 | 1937 |
Несмотря на суммарное увеличение числа получателей социальных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания и социальными службами, вопрос об их доступности и качестве решен не в полной мере.
Действующая в Калужской области система социального обслуживания пожилых людей и инвалидов в настоящее время не может удовлетворить всех потенциальных клиентов качественными социальными услугами в соответствии с их нуждаемостью. Среди имеющихся проблем можно отметить следующие:
в сфере стационарного социального обслуживания.
Сохранение очередности среди граждан, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании.
Динамика очередности граждан для определения в ГСУ СО и численности функционирующих койко-мест представлена в таблице:
Год | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 |
Очередь на начало года | 100 | 80 | 26 | 60 | 64 | 68 | 62 | 40 | 66 |
Койко-места в ГСУ СО | 1870 | 1870 | 1995 | 1800 | 1725 | 1727 | 1762 | 1934 | 1937 |
Койко-места в МСУ СО | 216 | 241 | 306 | 306 | 310 | 304 | 336 | ||
Всего койко-мест | 2086 | 2111 | 2301 | 2106 | 2035 | 2031 | 2098 | 1934 | 1937 |
Обеспеченность койко-местами на 10 тысяч населения | 20,6 | 20,9 | 22,8 | 21,0 | 20,3 | 20,3 | 20,9 | 19,4 | 19,4 |
В течение 2010 года в соответствии с поручением Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе проводилась работа по передаче муниципальных стационарных учреждений социального обслуживания в собственность Калужской области. Из 12 учреждений на 336 мест было передано 9 учреждений с общим числом койко-мест - 257. Остальные учреждения не были приняты в собственность Калужской области, так как по структуре, организации деятельности, объему предоставляемых услуг не отвечали требованиям, предъявляемым к стационарному социальному обслуживанию. Проведенные мероприятия привели к снижению планового количества койко-мест.
Кроме того, в учреждениях здравоохранения функционирует 860 социальных коек, обеспечивающих функции по уходу и социально-бытовому обслуживанию граждан (из них 525 коек - для лиц, страдающих психическими заболеваниями).
Закрытие коек сестринского ухода в учреждениях здравоохранения может привести к резкому росту очередности граждан для определения в государственные стационарные учреждения социального обслуживания.
Несоблюдение нормативов жилой площади на 1 проживающего в стационарных учреждениях социального обслуживания.
Анализ соблюдения нормативов жилой площади на одного проживающего (7 кв. м) показал, что данный норматив соблюдаются только в семи государственных учреждениях из пятнадцати. Нарушение нормативов жилой площади ведет к резкому ухудшению качества жизни граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в домах-интернатах, психологической напряженности, риску развития инфекционных заболеваний, трудностям в организации ухода. Введенный с 01.03.2010 СанПиН 2.1.2.2564-09 "Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемиологическому режиму их работы" еще более ужесточил требования по нормативам жилой площади на 1 проживающего, дифференцировав их по площади жилых комнат (1-местная комната - 14 - 16 кв. метров, 2-местная комната - 16 - 18 кв. м, 3-местная комната 18 - 20 кв. м). Практически все ГСУ СО не соответствуют требованиям новых санитарных правил по площадям и набору помещений. В действующих учреждениях предусмотрены одноместные комнаты - 9 кв. м, двухместные - 13 - 14 кв. м. Для соблюдения вышеуказанного норматива жилой площади необходима полная реконструкция действующих ГСУ СО. Для обеспечения ранее установленного норматива 7 кв. метров жилой площади на 1 проживающего необходимо провести сокращение 240 койко-мест, не обеспеченных реальными площадями. В 2011 году плановое количество койко-мест было сокращено на 85, в 2012 году - на 57 койко-мест. Планируется проведение этой работы и в последующие годы.
Отсутствие в Калужской области стационарных учреждений социального обслуживания, построенных с учетом современных требований санитарного законодательства и противопожарной безопасности.
Для развития системы стационарного социального обслуживания в течение последних 30 лет использовались недействующие сельские школы, детские сады, участковые больницы, в которых проводился капитальный ремонт с частичной перепланировкой. В настоящее время остро стоит вопрос о несоответствии таких учреждений современным требованиям санитарного законодательства и противопожарной безопасности.
Проектирование и строительство новых стационарных учреждений в течение последних трех десятилетий не проводилось. Последнее здание, построенное по типовому проекту для проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, было сдано в эксплуатацию в 1980 году. Это 3-этажный жилой корпус N 2 ГБУ КО "Калужский дом-интернат для престарелых и инвалидов", рассчитанный на 300 мест. На сегодняшний день планировка этого здания также не отвечает современным требованиям, так как в нем предусмотрена коридорная система и 1 туалетная комната на 10 жилых комнат (в соответствии с новыми санитарными правилами совмещенный санузел должен быть предусмотрен при каждой спальной комнате).
Удовлетворение потребности населения Калужской области в стационарном социальном обслуживании.
Для удовлетворения потребности населения Калужской области в стационарном социальном обслуживании и повышения качества обслуживания в действующих стационарных учреждениях социального обслуживания необходимо введение дополнительно не менее 430 койко-мест. Решение данной проблемы возможно только с вводом с эксплуатацию новых жилых корпусов и проведением реконструкции функционирующих зданий.
Основным мероприятием, направленным на решение существующей проблемы, является строительство нового жилого корпуса на 250 мест в ГБУ КО "Калужский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на месте здания, выведенного из эксплуатации в 2008 году. На разработку проектно-сметной документации жилого корпуса необходимо 10 млн. рублей. В соответствии с Перспективной схемой развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Калужской области до 2020 года, разработанной в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 25.10.2010 N Пр-3464ГС и Методическими рекомендациями Минздравсоцразвития России, начало строительства жилого корпуса в ГБУ КО "Калужский дом-интернат для престарелых и инвалидов" предусмотрено в 2014 году, ввод в эксплуатацию - в 2015 году. Ориентировочная стоимость строительства - 200 млн. рублей. При наличии разработанной проектно-сметной документации Министерство планирует привлечь средства Пенсионного фонда РФ либо средства из Резервного фонда Президента РФ для софинансирования работ по данному объекту.
Крайне слабой является материально-техническая база ГБУ КО "Русинский специальный дом-интернат". При этом потребность в стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов из числа лиц без определенного места жительства, ранее судимых граждан, лиц, нарушающих общественный порядок, остается на высоком уровне. В стадии решения вопрос о передаче в собственность Калужской области здания школы в п. Желябужском Ферзиковского района для создания на его базе отделения Русинского специального дома-интерната на 60 мест. В здании требуется проведение капитального ремонта с элементами перепланировки. Ориентировочные затраты - 500 тысяч рублей для разработки сметной документации.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания является одним из самых затратных видов социального обслуживания.
В 2012 году на финансовое обеспечение государственного задания по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарных учреждениях социального обслуживания предусмотрено 494 млн. рублей.
С целью оптимизации сети действующих стационарных учреждений в 4 квартале 2011 года проведена работа по реорганизации трех учреждений малой вместимости в филиалы, что привело к сокращению управленческого персонала.
Кроме того, проведен анализ затрат на 1 обслуживаемого гражданина в государственных стационарных учреждениях социального обслуживания. При этом установлен высокий уровень затрат по учреждениям малой вместимости с численностью до 25 койко-мест. В течение 2013 - 2015 годов планируется закрытие стационарных учреждений малой вместимости, не соответствующих стандартам социального обслуживания и имеющих высокий уровень затрат (ГБУ КО "Боровский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 15 мест, Павлиновский филиал ГБУ КО "Спас-Деменский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 25 мест, Людковский филиал ГБУ КО "Мосальский дом-интернат для престарелых и инвалидов" на 14 мест). Одновременно с этим планируется проработка вопроса с министерством здравоохранения Калужской области о передаче неэффективно используемых площадей учреждений здравоохранения, функционирующих в одном здании с учреждениями социального обслуживания ГБУ КО "Сухиничский дом-интернат для престарелых и инвалидов", ГБУ КО "Мосальский дом-интернат для престарелых и инвалидов", ГБУ КО "Еленский дом-интернат для престарелых и инвалидов". Это позволит увеличить мощность вышеуказанных учреждений, оптимизировать затраты на коммунальные услуги.
Слабая материально-техническая база действующих стационарных учреждений социального обслуживания, высокий уровень износа жилых корпусов, вспомогательных зданий и сооружений требует дополнительных затрат на проведение капитальных ремонтов. Объем выделенных средств в 2010 - 2012 годах не дал возможности поддерживать материально-техническую базу ГСУ СО на должном уровне, своевременно и в полном объеме проводить необходимые текущие и капитальные ремонты, а также работы, связанные с модернизацией действующих учреждений, осуществлять замену изношенного и устаревшего технологического и медицинского оборудования.