Действующий

О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ (ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ) ФИНАНСАМИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА


Развитие государственных (муниципальных) программ как основного инструмента повышения эффективности бюджетных расходов


В 2013 году на региональном уровне в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами были сформулированы, закреплены в нормативных правовых актах Калужской области и применены на практике основные методологические подходы к формированию государственных программ Калужской области и муниципальных программ.

Практика формирования государственных программ Калужской области и муниципальных программ выявила следующие проблемы и ограничения.

1. Отсутствие правовой основы для системной организации процесса стратегического планирования.

Государственные программы Калужской области и муниципальные программы разработаны в условиях, когда проводилась разработка проекта федерального закона "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и окончательно не были сформированы единые подходы к организации процесса стратегического планирования, предполагающие в том числе определение состава документов стратегического планирования как на федеральном, так и на региональном уровне, четкое определение последовательности их разработки и взаимосвязи на каждом уровне управления, а также финансового обеспечения их реализации.

Представляется целесообразным все направления государственной (муниципальной) политики реализовывать в рамках соответствующих государственных (муниципальных) программ, выступающих в качестве программно-целевых инструментов, в том числе бюджетного планирования.

2. Отсутствие долгосрочного прогноза социально-экономического развития и Бюджетной стратегии, утвержденных Правительством Калужской области, методических рекомендаций о разработке регионального долгосрочного прогноза социально-экономического развития и Бюджетной стратегии.

Разработка и утверждение государственных программ Калужской области и муниципальных программ осуществлялись в условиях, когда среднесрочный прогноз социально-экономического развития Калужской области и трехлетний областной и местные бюджеты не позволяли располагать информацией о ресурсных возможностях региональной бюджетной системы за пределами среднесрочного периода.

В этой связи разработка Бюджетной стратегии Калужской области на период до 2020 года, определяющей предельные расходы областного бюджета на реализацию государственных программ Калужской области на основе прогноза основных бюджетных параметров, становится актуальной задачей по переходу к долгосрочному бюджетному планированию.

Разработка долгосрочного прогноза социально-экономического развития и долгосрочной Бюджетной стратегии затрудняется во многом из-за методологической зависимости от решений, принятых на федеральном уровне, связанной в том числе с отсутствием рекомендаций по разработке таких документов.

3. Не до конца проработаны вопросы "встраивания" в государственные программы уже существующих инструментов программно-целевого планирования ("дорожных карт"), а также соотношения государственных программ с отраслевыми, межотраслевыми и территориальными документами стратегического планирования.

Решение проблем и снятие сложившихся ограничений на всех уровнях управления предполагается осуществить путем реализации следующих предложений.

1. Осуществление на региональном уровне долгосрочного бюджетного планирования. Для этого необходимо на основании соответствующих рекомендаций федерального уровня с учетом долгосрочного прогноза социально-экономического развития Калужской области разработать Бюджетную стратегию с определением предельных объемов расходов по каждой государственной программе на весь срок реализации. Объем бюджетных ассигнований по государственным (муниципальным) программам должен определяться в рамках объективных возможностей соответствующего бюджета с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов их реализации.

2. В целях повышения финансовой самостоятельности ответственных исполнителей государственных (муниципальных) программ представляется оправданным расширение их прав в распределении общего (доведенного) объема бюджетных ассигнований по подпрограммам, основным мероприятиям, ведомственным целевым программам и соисполнителям, участникам государственных (муниципальных) программ. Ответственные исполнители должны иметь возможность влияния на объемы финансового обеспечения реализации тех или иных мероприятий, в том числе перераспределения бюджетных средств между мероприятиями (соисполнителями, участниками), с определенными ограничениями.

Для реализации данного направления необходимо использовать существующие юридические возможности закрепления полномочий ответственных исполнителей государственных (муниципальных) программ в рамках бюджетного процесса как на стадии формирования проекта закона (решения) о бюджете, так и на стадии исполнения бюджета.