Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2017 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2018 И 2019 ГОДОВ

Глава 2. ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В 2014 - 2016 ГОДАХ


4. Рост государственного долга Иркутской области в 2014 - 2015 годах связан с замедлением темпов роста экономики и увеличением расходных обязательств областного бюджета, в том числе в рамках исполнения указов Президента Российской Федерации, принятых в мае 2012 года.

В Иркутской области с 2014 года в целях сдерживания показателей долговой устойчивости разработан комплекс мер по совершенствованию долговой политики Иркутской области в 2014 - 2016 годах (далее - Комплекс мер), в составе которого установлены целевые показатели, предусматривающие более жесткие ограничения по отношению к принятым Бюджетным кодексом Российской Федерации, а именно:

поддержание уровня государственного долга Иркутской области в пределах, не превышающих 50 процентов общего объема доходов без учета безвозмездных поступлений;

поддержание расходов на обслуживание - не более 5 процентов общего объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С 2016 года в рамках реализации долговой политики Иркутской области за основу ограничений по уровню государственного долга Иркутской области, расходов на его обслуживание, а также размеру дефицита областного бюджета взяты целевые показатели, установленные соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов, заключенными уполномоченным органом исполнительной власти Иркутской области с Министерством финансов Российской Федерации (далее - Соглашения).

Значения целевых показателей уровня долговой устойчивости Иркутской области в период 2014 - 2016 годов представлены в таблице:

N п/п

Наименование показателя

В соответствии с Комплексом мер

В соответствии с Соглашениями

на 01.01.2015

на 01.01.2016

на 01.01.2017

Плановое значение

Фактическое значение

Плановое значение

Фактическое значение

Плановое значение

Фактическое значение

1

Отношение объема государственного долга Иркутской области к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %

<= 50

14,4

<= 50

25,3

<= 32

17,7

2

Отношение расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области к расходам областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, %

<= 5

0,2

<= 5

0,7

<= 5

0,7

3

Отношение дефицита областного бюджета к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, %

<= 15

13,3

<= 15

10,6

<= 10

- <1>

     ________________

<1> По итогам исполнения областного бюджета за 2016 год сложился профицит областного бюджета в объеме 2079,2 млн. рублей.

5. Одной из основных задач в период 2014 - 2016 годов являлось использование долговых инструментов, отвечающих требованиям оптимизации структуры государственного долга, в целях минимизации стоимости его обслуживания.

Активно использовался новый инструмент заимствования, позволяющий поддерживать ликвидность областного бюджета, краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах областного бюджета через территориальные органы Федерального казначейства по ставке 0,1 процента годовых.

В целях покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении областного бюджета, применялся механизм временного заимствования средств со счетов бюджетных и автономных учреждений Иркутской области.

В целях замещения части государственного долга по кредитам кредитных организаций в период 2015 - 2016 годов Иркутской области были предоставлены бюджетные кредиты по ставке 0,1 процента годовых сроком кредитования до 3 лет в общем объеме 6,8 млрд. рублей.

В 2016 году, впервые за последние 7 лет, осуществлен выпуск государственных облигаций Иркутской области в объеме 5,0 млрд. рублей по ставке купонного дохода 9,25% годовых сроком обращения 5 лет, что позволило помимо решения задачи минимизации расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области включить в состав кредитного портфеля региона долгосрочный инструмент заимствования и привлечь широкий круг инвесторов.

Экономия расходов на обслуживание государственного долга в результате проведенных мероприятий по минимизации стоимости обслуживания долговых обязательств по отношению к первоначально планируемым значениям в областном бюджете в 2014 и 2015 годах составила 831,7 млн. рублей и 580,9 млн. рублей соответственно.

В 2016 году сложившаяся благоприятная конъюнктура на рынке финансовых услуг и снижение государственного долга Иркутской области по сравнению с 2015 годом (- 2331,1 млн. рублей) позволили достичь экономии бюджетных средств в сумме 993,6 млн. рублей.

6. Наличие кредитного рейтинга, присвоенного международным агентством, позволяет осуществлять государственные заимствования на более выгодных условиях, а также является существенным фактором, влияющим на стоимость их обслуживания.

В 2016 году кредитный рейтинг Иркутской области подтвержден на уровне "ВВ", прогноз по рейтингу пересмотрен с "Негативного" на "Стабильный", чему послужило улучшение ситуации с наполняемостью областного бюджета собственными доходными источниками и, как следствие, снижение размера дефицита областного бюджета, объема государственного долга Иркутской области и расходов на его обслуживание.