МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ БИЗНЕС-ПЛАНА ПРОЕКТА
1. Бизнес-план проекта должен включать в себя следующие разделы:
1) Краткое описание. В данном разделе необходимо отразить цели и миссию компании, ее место и текущее положение на рынке, суть и перспективы предлагаемой идеи.
2) Проблематика проекта. Описание существующей проблемы, решение которой подразумевает реализация проекта, а также то, каким образом она решается в настоящее время. Включается описание предлагаемого пути (путей) решения существующей проблемы, желательно - с демонстрацией конкретных примеров использования.
3) Рыночный сегмент. Описание потенциального потребителя предлагаемых товаров (работ, услуг) и характеристика рыночного сегмента с выделением тенденций, которые делают возможной реализацию решений, предлагаемых в рамках проекта.
4) Конкурентная среда. Описание конкурентов компании с перечислением их сильных сторон и выделение собственных конкурентных преимуществ.
5) Описание предлагаемого главного объекта данного проекта (товара, работы, услуги, построенного здания, и т.п.). Необходимо рассмотреть его форму, функциональность, отличительные особенности, соответствующую сырьевую или иную базу для его реализации, а также перспективы дальнейшего развития.
6) Бизнес-модель предлагаемого проекта. Бизнес-модель - это логическое схематическое описание деятельности компании с выделением основных аспектов бизнеса. Под основными аспектами, как правило, понимается инфраструктура компании, организационная структура, операционные процессы, источники дохода, маркетинг - то есть принципы ценообразования, направления сбыта и каналы продаж, группы потребителей. Помимо перечисленных положений, на усмотрение инициаторов, в данный раздел могут быть включены любые другие факторы, влияющие на успех компании.
7) Инициаторы проекта. Представление основателей и руководителей компании, выступающей инициатором и исполнителем предлагаемого проекта. Раздел может включать в себя биографию инициаторов проекта, сведения об их профессиональной деятельности и роли в реализации проекта.
8) Оценка рисков. Описание и оценка возможных рисков, возникающих при реализации проекта. При выборе методики оценки рисков предлагаем использовать следующие методики: анализ чувствительности к факторам риска и сценарный анализ рисков.
9) Стратегия реализации проекта, включающая в себя график мероприятий по реализации и программу предстоящих инвестиций - их величину, сроки и назначение.
10) Финансово-экономическая часть включает в себя:
- Стоимость и состояние ключевых активов компании;
- Анализ финансового состояния предприятия в динамике на основе ключевых форм отчетности - Отчета о прибылях и убытках, Бухгалтерского баланса предприятия, Отчета о движении денежных средств (обязательно наличие сводных таблиц в динамике 3 - 5 лет, на основании которых приводятся выводы о текущем финансовом состоянии компании). Приводится финансовый план и сравнительная характеристика текущего положения компании и положения компании в случае реализации проекта. Здесь же формируемся инвестиционное предложение;
- Анализ величины и характера существующих у компании обязательств (учитывается в анализе рисков проекта (пункт 8));
- Анализ затрат в рамках проекта с обоснованием стоимости материалов, оборудования, фонда оплаты труда (численность персонала с указанием должностей) и т.д.
- Расчет себестоимости единицы продукции (услуги, работы);
- Методику ценообразования (на основе приведенной себестоимости) компании;
- Метод начисления амортизации;
- Оценку эффективности проекта. При оценки эффективности проекта необходимо рассчитать следующие показатели: NPV - чистая приведенная стоимость, DPP - дисконтированный срок окупаемости, IRR - внутренняя норма доходности, PI - индекс рентабельности, точка безубыточности проекта.
11) Мониторинг. Приведение системы показателей, позволяющей отслеживать ход реализации проекта, в частности, соблюдение сроков выполнения работ, объемов производства (строительства), поставок и реализации, а также соответствие фактических показателей плановым данным.
12) Эффективность проекта: количество новых создаваемых рабочих мест, размер налоговых и других обязательных платежей в Консолидированный бюджет Республики и другая информация.
2. Требования к представляемой информации:
- Достоверность предоставляемой информации;
- Полнота предоставляемой информации;
- Полезность предоставляемой информации;
- Бизнес-план должен быть оформлен таким образом, чтобы содержащаяся в нем информация была представлена удобно и понятно, каждый раздел бизнес-плана, кроме разделов "Введение" и "Резюме", должен в конце иметь соответствующие выводы (или в начале - перечень основных положений раздела). Все разделы бизнес-плана, а также включенные в его состав иные объекты (таблицы, иллюстрации, графики, и т.п.) должны быть пронумерованы;