Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РЫБОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КАМЧАТСКОГО КРАЯ ДО 2025 ГОДА

 1.1. История развития отрасли в регионе


Начиная с присоединения в 18 веке Камчатки к России и на всем протяжении ее дореволюционной истории, она оставалась наиболее отсталой из отдаленных окраин страны.

Несмотря на уже хорошо известные огромные рыбные богатства полуострова, которые хищнически эксплуатировались японскими и американскими промышленниками, русские промышленные круги, в связи с большой оторванностью края от центральных районов страны, не проявляли интереса к Камчатке.

После русско-японской войны государству в 1907 году была навязана рыболовная Конвенция, по которой Япония добивалась себе равных прав в эксплуатации рыбных ресурсов омываемых Камчатку морей. Царское правительство, обеспокоенное перспективой захвата полуострова Японией, стало поощрять русский промышленный капитал на Камчатке. Предполагалось, что отечественная рыбная промышленность сможет конкурировать с японским промыслом в конвенционных водах и впоследствии вытеснит оттуда японских рыбопромышленников.

В подавляющем большинстве русские промышленники не могли конкурировать с японскими на морских участках и зачастую перепродавали их японцам: широкое распространение получила фиктивная аренда русскими участков (недоступных по Конвенции японцам), с передачей их японскому капиталу. С 1910 года на Камчатке началось интенсивное строительство японских рыбоперерабатывающих предприятий.

Первая мировая, а затем гражданская война способствовали окончательному захвату Японией рыбных ресурсов Камчатки.

В 1921 году Япония односторонне отменила Конвенцию 1907 года и декларировала "свободный лов" рыбы и крабов в водах Камчатки под охраной своего военного флота. Расхищение японцами рыбных ресурсов полуострова достигает в это время своего апогея.

Только в 1923 году после установления на Камчатке советской власти, японский промысел был введен в законные рамки и лишь после победы над Японией в Великой Отечественной войне была прекращена сдача в аренду прибрежных рыболовных участков японцам.

Однако, это ограничение японского рыболовного промысла в водах Камчатки практически коснулось только прибрежного пассивного промысла, удельный вес которого в послевоенный период сильно сократился. Только в 1977 году после принятия Указа Президиума Верховного Совета СССР "О временных мерах по сохранению живых ресурсов и регулированию рыболовства в морских районах, прилегающих к побережью СССР" сложились международно-правовые предпосылки для рационального использования биологических ресурсов Камчатского шельфа.

Пионером советской рыбной промышленности на Камчатке стало созданное в 1924 году государственное Охотско-Камчатское рыбопромышленное общество (далее - ОКАРО), которое получило в эксплуатацию 12 речных и 6 морских рыболовных участков.

В 1926 году на основе ОКАРО и Дальгосрыбтреста, осуществлявшего свою деятельность в Приморье, на Сахалине и Амуре, создается Дальневосточная рыбохозяйственная организация - Дальгосрыбтрест. Однако задача спасения столь огромного промыслового района оказалась непосильной для этой организации.

4-го июня 1927 года уполномоченными Наркомторга СССР, Наркомторга РСФСР, ВСНХ СССР, Госторга РСФСР, Далькрайисполкома и акционерного общества Совторгфлот был заключен договор о создании Акционерного Камчатского общества (далее - АКО) и этот момент принято считать началом становления социалистической рыбной промышленности Камчатки.

Первоначально АКО охватывало своей деятельностью весь Камчатский и Николаевский-на-Амуре округа, Ольский и Охотский районы и острова: Командорские, Карагинский и Врангеля.

Задачей АКО являлись активное хозяйственное освоение всех природных богатств, всестороннее развитие производительных сил в Охотско-Камчатском крае. Поэтому наряду с развитием основной отрасли хозяйства - рыбной и осуществлением торгово-снабженческих функций, общество проделало здесь большую работу по изучению и организации использования минеральных, лесных и пушных ресурсов, развитию сельского хозяйства, транспорта, связи, строительства, рыбохозяйственной науки и др. элементов производственной и социальной инфраструктуры.

Постепенно, по мере укрепления кооперации, АКО отходит от торговой деятельности и сосредотачивает усилия на хозяйственно-промышленной деятельности, и, прежде всего, на развитии рыбной промышленности.

К началу первой пятилетки рыбная отрасль АКО располагала 89 морскими и речными рыболовными участками, четырьмя рыбоконсервными и одним плавучим крабоконсервным заводами, двумя утилизационными заводами и одной жестянобаночной фабрикой общей стоимостью 2 млн. руб. (в ценах 1926-1927 годов).

На конец первой пятилетки основные промышленно-производственные фонды отрасли возросли до 38 млн. рублей. Количество береговых консервных и крабоконсервных заводов увеличилось до 8, утилизационных - до 7, а плавучих крабовых заводов до 10 единиц. Рыбопромышленный флот пополнился рефрижераторами, рыболовными траулерами, китобазой и китобойными судами.

Траловый флот АКО вырос настолько, что появилась возможность создать специальный трест - Тралтрест. Дальнейшее развитие зверобойного и китобойного промысла привело к организации Дальморзверопрома. В 1935 году из АКО выделяется Охотско-Аянский рыбопромышленный трест.

Таким образом, АКО способствовало созданию новых крупных хозяйственных организаций по эксплуатации морских биологических ресурсов и ускоренному развитию производительных сил не только на Камчатке, но и на всем Дальнем Востоке.

За первую пятилетку добыча рыбы АКО возросла с 11 до 91,2 тыс. тонн, 46 % рыбной продукции отправлено на экспорт. В народное хозяйство, в жилищное и культурно-бытовое строительство области вложено 16,2 млн. рублей, в том числе 5,6 млн. рублей - в рыбную отрасль.

Последние цифры наглядно демонстрируют специфическую роль рыбного хозяйства отрасли в пионерном освоении и создании всей производственной и социальной инфраструктуры полуострова. Это на многие годы определило своеобразие структуры основных фондов рыбопромышленного комплекса, в котором значительное место занимала непроизводственная часть и производственные фонды других отраслей.

Другой характерной чертой структуры производственных фондов рыбной отрасли в этом периоде являлся значительный удельный вес их пассивной части, что определялось прибрежным, в основном, пассивным характером промысла и преобладанием посола в обработке рыбы. Традиционная ориентация рыбного хозяйства области на лососевые породы определила и размещение отрасли, разбросанной на огромном побережье полуострова вблизи устьев нерестовых рек, и неизбежную при этом сезонность производства. Однако АКО уже в то время заняло прогрессивную позицию относительно расширения сырьевой базы и будущих направлений развития отрасли.

В первые же годы организованы научные и научно-прикладные исследования сырьевой базы рыбной и других добывающих отраслей. Сначала это были разрозненные работы, выполняемые по инициативе различных отделов управления, а с 1930 года в составе АКО образовано специальное бюро исследований. Получили распространение активные способы добычи рыбы, быстрыми темпами строились консервные заводы, которые оснащались самым совершенным по тому времени оборудованием, был взят курс на внедрение холода.

Все эти меры позволили уже в 1-ой пятилетке повысить производительность труда в отрасли на 55,7 % и снизить себестоимость продукции на 21 %.

Специфическим условием развития социалистического рыбного хозяйства области в период первых пятилеток являлось его сосуществование и борьба с частнокапиталистическим сектором и иностранным капиталом. Так, фирма Люри эксплуатировала 52 морских и 4 речных рыболовных участка вплоть до 1935 года и лишь в путину 1935 года основные рыболовные угодья частного сектора передаются АКО.

Большой удельный вес в использовании ресурсов камчатских вод имеет в это время японский капитал. В 1932 году добыча японского сектора в конвенционных водах составляла 56 % от общих уловов рыбы.

По конвенции 1928 года доля уловов советского государственного сектора в конвенционных водах не должна была превышать 20 % (в 1932 году эта квота была увеличена до 37 %). Поэтому здесь особенно необходимо было развитие рыболовецкой кооперации. Последняя, пройдя через разные формы, к концу второй пятилетки выросла в современную систему рыболовецких колхозов.

К концу второй пятилетки (1936 г.) рыбное хозяйство Камчатки имело в своем составе 17 рыбокомбинатов, включавших 65 рыбозаводов и баз. В составе последних насчитывалось 15 консервных заводов с 47 линиями и 5 утилизационных заводов.

За счет сокращения частного сектора количество эксплуатируемых АКО рыболовецких участков возросло до 174 в конвенционных водах и до 10 в неконвенционных водах. Численность рабочих на предприятиях отрасли достигла 8,5 тыс. человек, а общая добыча рыбы на Камчатке составила в 1938 году 88 тыс. тонн, при этом 73 % улова составляли лососевые, и более 80 % добычи осуществлялось пассивными орудиями лова.