ПРАВИТЕЛЬСТВО КАМЧАТСКОГО КРАЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 24 июня 2011 года N 289-РП

[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ГАЗИФИКАЦИИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ]

Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам социально-экономического развития Камчатского края (Пр-1680 от 05.09.2007), в целях обеспечения развития системы газоснабжения в Камчатском крае

утвердить программу газификации Камчатского края согласно приложению.

Губернатор
Камчатского края
В.И.ИЛЮХИН






Приложение
к Распоряжению Правительства
Камчатского края
от 24.06.2011 N 289-РП

ПРОГРАММА ГАЗИФИКАЦИИ КАМЧАТСКОГО КРАЯ


 Этап 1. Формирование сценариев развития экономики Камчатского края


На первом этапе разработки было выполнено формирование сценариев развития экономики края, который включал:

- анализ существующих программ и проектов по развитию экономики края;

- разработку сценариев развития экономики, включая развитие отраслей промышленности на основе региональных ресурсов;

- разработку институциональных механизмов реализации стратегии развития экономики края.

Для выполнения указанных разделов было проведено дополнительно:

- анализ законодательства Российской Федерации и Камчатского края, регулирующего социально-экономическое развитие Камчатского края и даны предложения по его совершенствованию;

- анализ национального богатства недр Камчатского края и перспектив его освоения;

- оценка экономической эффективности проектов развития экономики Камчатского края.

Формирование сценариев развития экономики края производилось на основе анализа существующих программ по основным секторам экономики (рыбопромышленного комплекса; развития и использования минерально-сырьевой базы Камчатского края; развития судоремонтной отрасли; развития лесного хозяйства, лесной и деревообрабатывающей промышленности; сельского хозяйства; развития туризма; развития инновационной деятельности), анализа законодательства Российской Федерации и Камчатского края, а также анализа минерально-сырьевой базы и возможности использования местных природных ресурсов, в том числе топливных для перспектив развития края.

В представленных материалах дана оценка современному состоянию конкретных секторов экономики, выявлены "узкие" места их развития, определены приоритетные цели и задачи, которые надо реализовать, чтобы достичь стратегических целей, разработаны институциональные механизмы реализации стратегий (программ).

Выполненный ОАО "Газпром промгаз" прогноз развития экономики края на среднесрочную перспективу по основным макроэкономическим параметрам близок к параметрам прогноза производства ВРП края, разработанному Минэкономразвития Камчатского края 1 ноября 2010 г. и отражал наиболее взвешенный подход к оценке текущего состояния экономики края и перспективы его развития на среднесрочный период.

После произведенной корректировки по последним данным статотчетности Камчатского края и данных Минэкономразвития, уточненный прогноз был принят в ОАО "Газпром промгаз" за основу при составлении долгосрочного прогноза на перспективу до 2025 года. Были разработаны два сценария развития экономики: инерционный и энерго-сырьевой варианты, в которых учтены заданные темпы развития экономики, обеспечивающие решение стратегических задач по повышению энергоэффективности экономики края с учетом газификации региона, вовлечения в оборот местных ресурсов, потенциала энергосбережения и реализации комплекса мер по внедрению современных энергосберегающих технологий.


Этап 2. Оценка современного состояния и перспективы развития отраслей топливно-энергетического комплекса Камчатского края

Оценка состояния ТЭК


Потребление всех видов топлива по краю в 2009 г. составило 1390,7 тыс. т у.т. Все нефтепродукты и 84 % углей - привозные. В общем потреблении доля привозных топливных ресурсов составляет 96 %, что определяет высокие цены на котельно-печное топливо. Цена потребления угля в регионе в 2,5 раза превышала среднюю по стране, для мазута - 1,4 раза, для дизельного топлива - 1,3 раза. Как следствие, средний тариф на электроэнергию в Камчатском крае выше среднего по стране почти в 2 раза, на тепловую энергию - почти в 3 раза.

Газ добывается с 1999 года на Кшукском газоконденсатном месторождении в Соболевского района в объеме 8-11 млн. м3 в год и до 2010 г. поставлялся в с. Соболево и п. Крутогоровский. С сентября 2010 г. газ поставляется на ТЭЦ-2 ОАО "Камчатскэнерго".

Выработка электроэнергии по краю в 2009 году составила 1,68 млрд. кВт*час (тепловые электростанции - 69,7 %; геотермальные электростанции - 27,9 %; гидро- и ветро- и прочие - 2,4 %).

Основу электроэнергетики края составляют генерирующие мощности Центрального энергетического узла (ЦЭУ) - ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 ОАО "Камчатскэнерго" (235 и 160 МВт), Мутновские ГеоЭС (62 МВт), ГЭС Толмачевского каскада (20,4 МВт). Доля установленной мощности и выработки электроэнергии электростанциями ЦЭУ составляют 80 % и 85 %, соответственно, от показателей по краю. ЦЭУ является избыточным по электрической мощности при максимуме нагрузки 252 МВт, резерв составляет около 50 %.

Более 300 дизельных электростанций обеспечивают электроснабжение в 14 изолированных энергоузлах, удаленных от краевого центра.

Теплоснабжение потребителей края осуществляется от ТЭЦ ОАО "Камчатскэнерго" и более 300 котельных с общей установленной мощностью 1582,1 Гкал/ч и годовым отпуском в 2009 году 3297,3 тыс. Гкал (без учета отдельных ведомственных котельных). Теплоснабжение сел Эссо, Анавгай, поселка "Горный ключ" Быстринского района и ряда других осуществляется термальной водой.

Муниципальные системы теплоснабжения имеют низкую эффективность.

Складывающийся уровень тарифов сдерживает развитие экономики края, крайне обременителен для населения, социальной сферы и бюджетов. Тарифы для всех групп потребителей в крае остаются самыми высокими в Российской Федерации, при этом из-за низкой платежеспособности для обеспечения устойчивого энергоснабжения края необходимы бюджетные субсидии для снижения уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Развитие ТЭК


В качестве базового варианта для прогнозирования энергопотребления на перспективу принят умеренно-оптимистический сценарий.

Суммарное потребление электрической энергии в 2025 году прогнозируется в объеме 1920,2 млн. кВт.ч по консервативному сценарию и 2110,8 по умеренному сценарию развития.

В итоге среднегодовые темпы роста общего потребления электроэнергии в Камчатском крае в период 2009-2025 гг. (с учетом потерь электроэнергии в сетях общего пользования) составят 0,9 % и 1,6 % соответственно для консервативного и умеренно-оптимистического сценариев развития.

Суммарная потребность в тепле (с учетом нужд коммунально-бытового хозяйства) по Камчатскому краю по умеренно оптимистичному сценарию вырастет с 3300 тыс. Гкал в 2009 году до 4040 тыс. Гкал в 2025 году.

Перспективный топливно-энергетический баланс предусматривает использование местных природного газа и угля, а также возобновляемых источников энергии (гидроэнергия, геотермальная и ветровая энергии). Установленная мощность электростанций в 2025 г. составит 648,7 МВт (с учетом выбытия), доля выработки электроэнергии на возобновляемых ресурсах достигнет 34,9 %, потребление топочного мазута сократится с 732,1 тыс. т у.т. до 37,9 тыс. т у.т. (или в 19,3 раза), а доля природного достигнет 75,9 % (порядка 723,4 млн. м3 в год).

Энергоемкость ВРП Камчатского края за период 2009-2025 гг. снижается с 21,5 кг у.т./тыс. руб. до 13,6 кг у.т./тыс. руб. (снизится на 36,6 % к 2009 г.).

Строительство ПАТЭС не целесообразно, т.к.:

а) за межремонтный период (10-лет) ПАТЭС приводит к росту дополнительных затрат для потребителей электрической, тепловой энергии и газа на 36559,8 млн.руб. (без учета инфляции, в ценах 2010 г.), что превышает стоимость строительства ПАТЭС в 3,5 раза. Дополнительные затраты должны быть возмещены либо потребителями края через тарифы на электрическую и тепловую энергию, либо субвенциями из федерального бюджета;

б) возможность работы ПАТЭС в режиме суточного регулирования нагрузки с загрузкой от 2-3 МВт до 50-55 МВт и выработкой тепловой энергии проблематична.

Угольные мини-ТЭЦ


Представляется целесообразным принятие следующих решений по строительству угольных мини-ТЭЦ:

- по мини-ТЭЦ "Палана" завершить строительство с последующим проведением пуско-наладочных работ;

- по мини-ТЭЦ "Усть-Хайрюзово" и "Пахачи" - строительство не начинать;

- по мини-ТЭЦ "Оссора" - не приступать к реализации проекта до проработки альтернативных вариантов энергоснабжения;

- по мини-ТЭЦ "Манилы", "Тиличики" и "Тигиль" - приостановить строительство.

Использование торфа


Возможность освоения месторождений торфа Западно-Камчатской низменности ограничивается отсутствием дорог. Учитывая высокую зольность и примеси вулканического пепла (30-40 % на абсолютно сухое топливо), использование торфа целесообразно на нужды местных населенных пунктов.

Эффективные направления использования газа


Развитие систем газификации и газоснабжения края в ближайшие годы является первоочередной задачей освоения местных топливно-энергетических ресурсов.

В последующие годы необходимо стремиться к более рациональному использованию ТЭР, особенно - природного газа.

Анализ приоритетных направлений технической политики в электроэнергетике и теплоснабжении свидетельствует о безусловном прогрессе в области использования ГТУ и ПГУ для производства электроэнергии и тепла:

- Современные парогазовые блоки имеют КПД производства электроэнергии более 55 %.

- КПД современных газовых котельных блочно-модульного типа или заводского изготовления достигает 90-92 %.

ДЭС на базе когенерационных установок


Для модернизации электрогенерирующего оборудования в изолированных и труднодоступных районах предлагается использовать современные дизельные электростанции (ДЭС) мощностью от 100 кВт до 1200 кВт на базе когенерационных установок, обеспечивающего совместную выработку электрической и тепловой энергии.

Тепловые насосы


В настоящее время создаются благоприятные условия для массового внедрения тепловых насосов в гражданское и, в первую очередь, в индивидуальное строительство Камчатского края.

Ветроэнергетические ресурсы


Ветродизельный комплекс позволяет экономить в среднем 40-70 % дизельного топлива.

Энергосбережение в коммунально-бытовом секторе


Основными составляющими потенциала энергосбережения в коммунально-бытовом секторе являются экономия тепла и топлива, получаемые путем:

- оснащения систем теплоснабжения приборами автоматического регулирования и измерений;

- улучшения изоляции существующих зданий и снижении их теплопотерь;

- исключения сверхнормативных потерь в тепловых сетях;

- модернизации низко экономичных котельных.

Основные направления использования газа на объектах теплоэнергетики


Использование природного газа для топливоснабжения ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 г. Петропавловска-Камчатского, а также районных промышленных и ведомственных котельных и дизельных электростанций в населенных пунктах, расположенных вдоль трассы газопровода:

- Перевод ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 с мазута на природный газ потребует 420 млн. м газа к 2015 г.

- Перевод мазутных и угольных котельных в г. Петропавловске-Камчатском требует порядка 113,7 млн. м3 газа.

Перспективный объем потребления газа Вилючинским ГО составляет 40,5 млн. м. В качестве перспективного варианта повышения эффективности использования газа в г. Вилючинске можно рассматривать строительство мини-ТЭЦ на базе крупных котельных.

Перспективная потребность г. Елизово в природном газе составляет 29,1 млн. м3, а Елизовского района - 30,4 млн. м3.

Объединение тепловых сетей нескольких мелких котельных с их заменой на один более крупный теплоисточник повысит надежность систем теплоснабжения за счет применения современного котельного оборудования с высоким КПД, снижения расхода топлива и уменьшению вредных выбросов в атмосферу.

Перевод котельных на газ и оценка экономии затрат в тарифах на тепловую энергию


При переводе на газ 111 котельных, расположенных вдоль трассы магистрального газопровода, за счет повышения КПД обеспечивается снижение суммарного расхода топлива на 62 281,4 тыс. т у.т. или на 20 %. В общей экономии условного топлива доля котельных на угле составляет 59 %, на мазуте - 41 %, на дизельном топливе - менее 0,1 %.

При переводе котельных на газ снижение стоимости топлива зависит от соотношения уровня цены на газа, а суммарных затрат в тарифе еще и от сокращения условно-постоянных расходов при реконструкции угольных котельных:

- при цене газа 10940 руб./тыс. м оценка снижения стоимости топлива по 111 котельным составит 358 млн. руб. или 13 %, а затрат в тарифе - 558 млн. руб. или на 21 %. Такая экономия может рассматриваться в качестве источника возврата инвестиций на реконструкцию котельных;

- при расчетной цене газа 4500 руб./тыс. м3 снижение суммарных затрат на топливо составит 1745 млн. руб. или 64 %, а затрат в тарифе - 1945 млн. руб. 72 %, которые могут рассматриваться как источник возврата инвестиций.

Сопоставление эффективности перевода котельных на газ и оценка сроков окупаемости инвестиций


По котельным, расположенным в населенных пунктах вдоль трассы магистрального газопровода выполнены сопоставления экономии затрат в тарифах на тепловую энергию по отношению к инвестициям на подготовку газовых котельных (стоимость БМК, внутригородских и поселковых сетей) и сроков окупаемости для 2-х уровней цен на газ:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»