Недействующий

О государственной программе Тверской области "Государственная охрана объектов культурного наследия Тверской области" на 2017 - 2022 годы (с изменениями на 29 декабря 2017 года)



Подраздел I Общая характеристика сферы реализации государственной программы, в том числе основные проблемы и приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы и прогноз ее развития


1. Государственная программа Тверской области "Государственная охрана объектов культурного наследия Тверской области" на 2017 - 2022 годы (далее - Программа) определяет основные направления деятельности, призванной максимально защитить объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) от разрушения и видоизменения под воздействием различных антропогенных факторов.


Тверская область, расположенная в центре России, между двух исторических столиц, насчитывает более 10000 объектов историко-культурного наследия. На государственной охране состоит 7735 объектов культурного наследия, на государственном учете - 2854 выявленных объекта культурного наследия, 14 исторических городов и около 2000 исторически ценных градоформирующих объектов. Количество объектов культурного наследия в Тверской области значительно больше, чем в других регионах России.


Особенностью Тверской области является большое количество памятников археологии, которое составляет 53% от общего количества объектов культурного наследия.


Современная ситуация в сфере охраны культурного наследия характеризуется общим неудовлетворительным состоянием объектов культурного наследия. Только 30% от общего количества объектов культурного наследия находятся в относительно хорошем техническом состоянии. В таких условиях существует реальная опасность, что в ближайшее время могут быть безвозвратно утрачены многие историко-культурные ценности. Основными причинами резкого ухудшения технического состояния объектов культурного наследия являются резкое сокращение государственного финансирования в 90-е годы XX века, отсутствие целевых ассигнований на мероприятия по сохранению объектов культурного наследия в бюджетах муниципальных образований, нерешенность вопроса разграничения собственности на объекты культурного наследия.


2. Программа направлена на создание действенных механизмов системы государственной охраны объектов культурного наследия, что позволит сохранить для будущих поколений большее количество объектов культурного наследия, расположенных на территории Тверской области.


Большая часть объектов культурного наследия не имеет утвержденных в установленном порядке предметов охраны, границ территорий, а также границ зон охраны, что приводит к нарушениям при использовании объектов культурного наследия.


3. С 2010 года Главное управление активизировало работу по обеспечению объектов культурного наследия документацией, содержащей сведения об объектах культурного наследия, согласно положениям Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ).


В период с 2010 по 2012 годы проведена инвентаризация 11% объектов культурного наследия.


Получение актуальной информации по объектам культурного наследия позволяет более предметно анализировать характер использования объектов культурного наследия, более оперативно реагировать на нарушения и привлекать к ответственности лиц, причинивших вред объекту культурного наследия. Проведенная инвентаризация создала необходимые условия для повышения эффективности государственной охраны объектов культурного наследия.


4. Государственная охрана объектов культурного наследия - это одно из приоритетных направлений в деятельности Правительства Тверской области. Основными тенденциями реализации Программы являются:


а) активизация работ по государственной охране и государственному надзору за использованием объектов культурного наследия;


б) сокращение отрицательной динамики состояния объектов культурного наследия, претерпевающих изменения под воздействием антропогенных факторов;


в) обеспечение вовлечения большего количества объектов культурного наследия в экономический оборот.


5. В сфере реализации Программы имеются проблемы, которые в среднесрочной перспективе способны оказать негативное влияние на достижение целей Программы. В частности, это может привести к следующему: