Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 2 июля 2014 года N П-05-49/87-ОД

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

от 2 июля 2014 года N П-05-49/87-ОД

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ, В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ КОТОРЫХ ДОЛЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПРЕВЫШАЕТ ПЯТЬДЕСЯТ ПРОЦЕНТОВ    

Зарегистрировано в Государственном комитете юстиции РС(Я) 22 июля 2014 года N RU140112014653


Во исполнение поручения Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчиковой Г.И. от 31 марта 2014 года N П1-2469 в целях совершенствования управления государственным сектором экономики Республики Саха (Якутия) приказываем:

1. Утвердить прилагаемые Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными унитарными предприятиями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов.

2. Департаменту доходов и сводно-аналитической работы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Государственный комитет юстиции Республики Саха (Якутия).

3. Опубликовать настоящий приказ на официальных сайтах Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и Министерства экономики Республики Саха (Якутия).

4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляем за собой.

Министр имущественных
и земельных отношений
Республики Саха (Якутия)
Е.В.ГРИГОРЬЕВА


Министр экономики
Республики Саха (Якутия)
В.И.МАКСИМОВ





Утверждены
приказом
Министерства имущественных
и земельных отношений
Республики Саха (Якутия)
от 2 июля 2014 года N П-05-49


Утверждены
приказом
Министерства экономики
Республики Саха (Якутия)
от 2 июля 2014 года N 87-ОД

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ, В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ КОТОРЫХ ДОЛЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПРЕВЫШАЕТ ПЯТЬДЕСЯТ ПРОЦЕНТОВ


 1. Общие положения


1.1. Настоящие Методические указания разработаны во исполнение поручения Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчиковой Г.И. от 31 марта 2014 года N П1-2469.

1.2. Настоящие Методические указания:

1.2.1. Устанавливают основы системы ключевых показателей эффективности, определяют ее цели, задачи и предъявляемые к ней требования;

1.2.2. Определяют перечень основных ключевых показателей эффективности для различных госкомпаний, с учетом сегментации, а также особенности применения ключевых показателей эффективности.

1.2.3. Определяют алгоритм утверждения ключевых показателей эффективности, алгоритм мониторинга и контроля за исполнением ключевых показателей эффективности, а также основные положения о взаимосвязи ключевых показателей эффективности с мотивацией членов органов управления компаний с государственным участием.


2. Основные термины и определения


Абсолютный показатель - показатель в форме абсолютной величины, отражающий временные или стоимостные характеристики процессов.

Акционерное общество - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Бизнес-план - документ, описывающий бизнес-процессы и механизмы их реализации с целью достижения целей, заявленных менеджментом в стратегии развития госкомпании.

ГД - генеральный директор.

Госкомпания - исходя из целей настоящих Методических указаний под термином "госкомпания" понимаются следующие организации:

- акционерные общества с государственным участием, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного <1> участия Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов;

     ________________

<1> Определяется наличием доли (вклада) в уставном капитале каждого акционерного общества в цепочке владения вплоть до Республики Саха (Якутия) в размере более 50%

- общества с ограниченной ответственностью с государственным участием, в уставном капитале которых доля участия Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов;

- государственные унитарные предприятия Республики Саха (Якутия);

- иные хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов, а также созданные в соответствии с указами Главы Республики Саха (Якутия) компании, в уставном капитале которых доля участия Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов.

Государственное унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве Республики Саха (Якутия).

Долгосрочная программа развития - внутренний программный документ организации, содержащий перечни средств и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития организации, определенных стратегией ее развития, к поставленным срокам с указанием объема и источников их финансирования, включающий значения показателей текущих и ожидаемых результатов деятельности организации, ее дочерних и зависимых организаций, филиалов.

Исполнительный орган общества - орган, осуществляющий непосредственную оперативную деятельность по управлению обществом (единоличный исполнительный орган / коллегиальный исполнительный орган).

Ключевой показатель эффективности (КПЭ) - оценочный критерий достижения цели, используемый для определения эффективности деятельности, поддающийся количественному измерению и являющийся значимым с точки зрения долгосрочных и среднесрочных задач. Показатели КПЭ являются измерителями целей, определенных стратегией развития, и плановых значений, заложенных в долгосрочной программе развития госкомпании.

Комитет по стратегии - комитет, созданный при совете директоров (наблюдательном совете) госкомпании, для подготовки предложений совету директоров (наблюдательному совету) госкомпании по определению направления деятельности госкомпании и выработки стратегии развития госкомпании.

Матрица полномочий и ответственности - документ, отражающий распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями компании.

Менеджмент/руководители госкомпаний - высшие должностные лица компаний, которые определяют общую стратегию компании, принимают решения на высшем уровне, выполняют представительские обязанности.

МСФО - международные стандарты финансовой отчетности.

Общество с ограниченной ответственностью - общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.

ОСА - общее собрание акционеров.

Относительные показатели - экономические показатели, определяемые в виде отношения абсолютного показателя к базисному значению или в виде соотношения двух разнородных показателей.

Публичная компания - акционерное общество, акции которого обращаются на фондовом рынке свободно, без ограничений.

РСБУ - российские стандарты бухгалтерского учета.

СД / НС - совет директоров/наблюдательный совет (далее по тексту - СД).

Система ключевых показателей эффективности (система КПЭ) - совокупность взаимосвязанных индивидуальных численных показателей, сформированных на основе стратегии развития госкомпании, с помощью которых оценивается эффективность деятельности менеджмента госкомпании.

Стратегия развития - документ, утвержденный органами управления госкомпании или органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), в ведении которого находится ГУП, содержащий четко сформулированные и измеримые стратегические цели развития организации, информацию о ее текущем положении в отрасли, целевой финансовой бизнес-модели и стратегических инициативах, стоящих перед организацией, на период не менее 5 лет для госкомпаний и не менее 3-5 лет для ГУП.

Чистая прибыль - часть прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей (по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации).

Эффективность деятельности - это соотношение полученного результата, отражающего достижение поставленной цели, и использованных ресурсов.

CIR (Cost income ratio) - соотношение операционных расходов (включающих себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы) по отношению к выручке.

EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) - прибыль до вычета расходов по процентам, по налогу на прибыль (в том числе отложенного) и амортизационных отчислений. EBITDA служит для определения конкурентоспособности и эффективности деятельности компании вне зависимости от размера задолженности по кредитам, налогового режима и способа расчета амортизационных отчислений.

NetDebt - сумма долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов компании, за вычетом денежных средств. При этом, кредиты и займы должны быть в оценке согласно стандарту МСФО (1А8) 23.

NPL (Non-performing loan) - доля просроченной задолженности сроком 90 дней и более в кредитном портфеле общества финансового сектора.

ROE (Return on equity) - коэффициент рентабельности собственного капитала - отношение чистой прибыли компании к среднегодовой величине акционерного капитала.

ROIC (Return on Invested Capital) - коэффициент рентабельности инвестированного капитала - отношение чистой операционной прибыли компании к среднегодовой величине суммарного инвестированного капитала.

TSR (Total shareholders return) - совокупная акционерная доходность (обобщающий показатель для оценки годовых результатов создания благосостояния акционеров). Данный показатель представляет собой норму доходности акционеров в результате изменения биржевых котировок акций и начисления дивидендов.


3. Цели, задачи, принципы и структура системы КПЭ


3.1. Основные цели системы КПЭ.

3.1.1. Настоящие Методические указания определяют перечень основных требований к ключевым показателям эффективности (далее - КПЭ), необходимым к принятию действующими госкомпаниями.

3.1.2. Настоящие Методические указания разработаны с целью методической и консультационной поддержки госкомпаний при формировании и внедрении системы КПЭ.

3.1.3. Требования к системе КПЭ госкомпаний, указанные в настоящих Методических указаниях, предусматривают всесторонний анализ деятельности госкомпании и позволяют провести оценку работы менеджмента и сотрудников, которая должна учитываться при принятии решений об оплате труда, а также кадровых решениях.

3.1.4. Методические указания содержат типовую структуру системы КПЭ госкомпании, соответствующую целям госкомпании, стратегии и долгосрочной программе развития госкомпании, и предназначенную для регулярного планирования и контроля исполнения и достижения, определенных стратегией госкомпании, целей и реализации мероприятий, определенных долгосрочной программой развития.

3.1.5. Основной целью внедрения КПЭ является перевод стратегии и долгосрочной программы развития госкомпании в форму конкретных показателей оперативного управления, оценка текущего состояния их достижения и создание основы для принятия управленческих решений в долгосрочной и среднесрочной перспективе.

3.2. Основные задачи системы КПЭ:

3.2.1. Оценка достижения стратегических целей госкомпании;

3.2.2. Мониторинг и контроль реализации стратегии госкомпании;

3.2.3. Создание должной мотивации менеджмента госкомпании с учетом ориентации сотрудников на достижение приоритетных целей госкомпании.

3.3. Основными задачами для госкомпании в рамках разработки и внедрения системы КПЭ являются следующие:

3.3.1. Разработка перечня КПЭ в соответствии со стратегическими целями, определенными в стратегии развития госкомпании, а также методики расчета их значений;

3.3.2. Разработка механизма установления целевых значений КПЭ;

3.3.3. Разработка процедур, обеспечивающих реализацию процесса подготовки инициатив для достижения стратегических целей ("план стратегических инициатив");

3.3.4. Разработка матрицы полномочий и ответственности за реализацию КПЭ на уровне структурных подразделений (бизнес-единиц и бизнес-функций) и должностных лиц;

3.3.5. Разработка процедур, обеспечивающих мониторинг фактических значений КПЭ.

3.4. Система КПЭ госкомпании должна строиться на следующих принципах:

3.4.1. Прозрачность и измеримость КПЭ;

3.4.2. Минимальная достаточность КПЭ;

3.4.3. Комплексная характеристика деятельности госкомпании;

3.4.4. Наличие оперативных показателей длительности и стратегических показателей развития госкомпании (краткосрочные и долгосрочные цели);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»