МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
от 2 июля 2014 года N П-05-49/87-ОД
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
от 2 июля 2014 года N П-05-49/87-ОД
ПРИКАЗ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ, В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ КОТОРЫХ ДОЛЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПРЕВЫШАЕТ ПЯТЬДЕСЯТ ПРОЦЕНТОВ
Зарегистрировано в Государственном комитете юстиции РС(Я) 22 июля 2014 года N RU140112014653
Во исполнение поручения Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчиковой Г.И. от 31 марта 2014 года N П1-2469 в целях совершенствования управления государственным сектором экономики Республики Саха (Якутия) приказываем:
1. Утвердить прилагаемые Методические указания по применению ключевых показателей эффективности государственными унитарными предприятиями, хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов.
2. Департаменту доходов и сводно-аналитической работы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Государственный комитет юстиции Республики Саха (Якутия).
3. Опубликовать настоящий приказ на официальных сайтах Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) и Министерства экономики Республики Саха (Якутия).
4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляем за собой.
Министр имущественных
и земельных отношений
Республики Саха (Якутия)
Е.В.ГРИГОРЬЕВА
Министр экономики
Республики Саха (Якутия)
В.И.МАКСИМОВ
Утверждены
приказом
Министерства экономики
Республики Саха (Якутия)
от 2 июля 2014 года N 87-ОД
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УНИТАРНЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, ХОЗЯЙСТВЕННЫМИ ОБЩЕСТВАМИ, В УСТАВНОМ КАПИТАЛЕ КОТОРЫХ ДОЛЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) ПРЕВЫШАЕТ ПЯТЬДЕСЯТ ПРОЦЕНТОВ
1.1. Настоящие Методические указания разработаны во исполнение поручения Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Данчиковой Г.И. от 31 марта 2014 года N П1-2469.
1.2. Настоящие Методические указания:
1.2.1. Устанавливают основы системы ключевых показателей эффективности, определяют ее цели, задачи и предъявляемые к ней требования;
1.2.2. Определяют перечень основных ключевых показателей эффективности для различных госкомпаний, с учетом сегментации, а также особенности применения ключевых показателей эффективности.
1.2.3. Определяют алгоритм утверждения ключевых показателей эффективности, алгоритм мониторинга и контроля за исполнением ключевых показателей эффективности, а также основные положения о взаимосвязи ключевых показателей эффективности с мотивацией членов органов управления компаний с государственным участием.
Абсолютный показатель - показатель в форме абсолютной величины, отражающий временные или стоимостные характеристики процессов.
Акционерное общество - общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Бизнес-план - документ, описывающий бизнес-процессы и механизмы их реализации с целью достижения целей, заявленных менеджментом в стратегии развития госкомпании.
ГД - генеральный директор.
Госкомпания - исходя из целей настоящих Методических указаний под термином "госкомпания" понимаются следующие организации:
- акционерные общества с государственным участием, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного <1> участия Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов;
________________
<1> Определяется наличием доли (вклада) в уставном капитале каждого акционерного общества в цепочке владения вплоть до Республики Саха (Якутия) в размере более 50%
- общества с ограниченной ответственностью с государственным участием, в уставном капитале которых доля участия Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов;
- государственные унитарные предприятия Республики Саха (Якутия);
- иные хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов, а также созданные в соответствии с указами Главы Республики Саха (Якутия) компании, в уставном капитале которых доля участия Республики Саха (Якутия) превышает пятьдесят процентов.
Государственное унитарное предприятие - коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве Республики Саха (Якутия).
Долгосрочная программа развития - внутренний программный документ организации, содержащий перечни средств и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение стратегических целей развития организации, определенных стратегией ее развития, к поставленным срокам с указанием объема и источников их финансирования, включающий значения показателей текущих и ожидаемых результатов деятельности организации, ее дочерних и зависимых организаций, филиалов.
Исполнительный орган общества - орган, осуществляющий непосредственную оперативную деятельность по управлению обществом (единоличный исполнительный орган / коллегиальный исполнительный орган).
Ключевой показатель эффективности (КПЭ) - оценочный критерий достижения цели, используемый для определения эффективности деятельности, поддающийся количественному измерению и являющийся значимым с точки зрения долгосрочных и среднесрочных задач. Показатели КПЭ являются измерителями целей, определенных стратегией развития, и плановых значений, заложенных в долгосрочной программе развития госкомпании.
Комитет по стратегии - комитет, созданный при совете директоров (наблюдательном совете) госкомпании, для подготовки предложений совету директоров (наблюдательному совету) госкомпании по определению направления деятельности госкомпании и выработки стратегии развития госкомпании.
Матрица полномочий и ответственности - документ, отражающий распределение полномочий и ответственности между структурными подразделениями компании.
Менеджмент/руководители госкомпаний - высшие должностные лица компаний, которые определяют общую стратегию компании, принимают решения на высшем уровне, выполняют представительские обязанности.
МСФО - международные стандарты финансовой отчетности.
Общество с ограниченной ответственностью - общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей.
ОСА - общее собрание акционеров.
Относительные показатели - экономические показатели, определяемые в виде отношения абсолютного показателя к базисному значению или в виде соотношения двух разнородных показателей.
Публичная компания - акционерное общество, акции которого обращаются на фондовом рынке свободно, без ограничений.
РСБУ - российские стандарты бухгалтерского учета.
СД / НС - совет директоров/наблюдательный совет (далее по тексту - СД).
Система ключевых показателей эффективности (система КПЭ) - совокупность взаимосвязанных индивидуальных численных показателей, сформированных на основе стратегии развития госкомпании, с помощью которых оценивается эффективность деятельности менеджмента госкомпании.
Стратегия развития - документ, утвержденный органами управления госкомпании или органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), в ведении которого находится ГУП, содержащий четко сформулированные и измеримые стратегические цели развития организации, информацию о ее текущем положении в отрасли, целевой финансовой бизнес-модели и стратегических инициативах, стоящих перед организацией, на период не менее 5 лет для госкомпаний и не менее 3-5 лет для ГУП.
Чистая прибыль - часть прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты налогов, сборов, отчислений и других обязательных платежей (по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации).
Эффективность деятельности - это соотношение полученного результата, отражающего достижение поставленной цели, и использованных ресурсов.
CIR (Cost income ratio) - соотношение операционных расходов (включающих себестоимость продаж, коммерческие и управленческие расходы) по отношению к выручке.
EBITDA (Earnings before Interest, Taxes, Depreciation and Amortization) - прибыль до вычета расходов по процентам, по налогу на прибыль (в том числе отложенного) и амортизационных отчислений. EBITDA служит для определения конкурентоспособности и эффективности деятельности компании вне зависимости от размера задолженности по кредитам, налогового режима и способа расчета амортизационных отчислений.
NetDebt - сумма долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов компании, за вычетом денежных средств. При этом, кредиты и займы должны быть в оценке согласно стандарту МСФО (1А8) 23.
NPL (Non-performing loan) - доля просроченной задолженности сроком 90 дней и более в кредитном портфеле общества финансового сектора.
ROE (Return on equity) - коэффициент рентабельности собственного капитала - отношение чистой прибыли компании к среднегодовой величине акционерного капитала.
ROIC (Return on Invested Capital) - коэффициент рентабельности инвестированного капитала - отношение чистой операционной прибыли компании к среднегодовой величине суммарного инвестированного капитала.
TSR (Total shareholders return) - совокупная акционерная доходность (обобщающий показатель для оценки годовых результатов создания благосостояния акционеров). Данный показатель представляет собой норму доходности акционеров в результате изменения биржевых котировок акций и начисления дивидендов.
3.1. Основные цели системы КПЭ.
3.1.1. Настоящие Методические указания определяют перечень основных требований к ключевым показателям эффективности (далее - КПЭ), необходимым к принятию действующими госкомпаниями.
3.1.2. Настоящие Методические указания разработаны с целью методической и консультационной поддержки госкомпаний при формировании и внедрении системы КПЭ.
3.1.3. Требования к системе КПЭ госкомпаний, указанные в настоящих Методических указаниях, предусматривают всесторонний анализ деятельности госкомпании и позволяют провести оценку работы менеджмента и сотрудников, которая должна учитываться при принятии решений об оплате труда, а также кадровых решениях.
3.1.4. Методические указания содержат типовую структуру системы КПЭ госкомпании, соответствующую целям госкомпании, стратегии и долгосрочной программе развития госкомпании, и предназначенную для регулярного планирования и контроля исполнения и достижения, определенных стратегией госкомпании, целей и реализации мероприятий, определенных долгосрочной программой развития.
3.1.5. Основной целью внедрения КПЭ является перевод стратегии и долгосрочной программы развития госкомпании в форму конкретных показателей оперативного управления, оценка текущего состояния их достижения и создание основы для принятия управленческих решений в долгосрочной и среднесрочной перспективе.
3.2. Основные задачи системы КПЭ:
3.2.1. Оценка достижения стратегических целей госкомпании;
3.2.2. Мониторинг и контроль реализации стратегии госкомпании;
3.2.3. Создание должной мотивации менеджмента госкомпании с учетом ориентации сотрудников на достижение приоритетных целей госкомпании.
3.3. Основными задачами для госкомпании в рамках разработки и внедрения системы КПЭ являются следующие:
3.3.1. Разработка перечня КПЭ в соответствии со стратегическими целями, определенными в стратегии развития госкомпании, а также методики расчета их значений;
3.3.2. Разработка механизма установления целевых значений КПЭ;
3.3.3. Разработка процедур, обеспечивающих реализацию процесса подготовки инициатив для достижения стратегических целей ("план стратегических инициатив");
3.3.4. Разработка матрицы полномочий и ответственности за реализацию КПЭ на уровне структурных подразделений (бизнес-единиц и бизнес-функций) и должностных лиц;
3.3.5. Разработка процедур, обеспечивающих мониторинг фактических значений КПЭ.
3.4. Система КПЭ госкомпании должна строиться на следующих принципах:
3.4.1. Прозрачность и измеримость КПЭ;
3.4.2. Минимальная достаточность КПЭ;
3.4.3. Комплексная характеристика деятельности госкомпании;
3.4.4. Наличие оперативных показателей длительности и стратегических показателей развития госкомпании (краткосрочные и долгосрочные цели);